Ходоки

  В советской школе ученикам рассказывали, что к Ленину ходили ходоки. Почему-то не жители столицы, которые жили под боком, и не горожане вообще, а крестьяне. Хотя история, да и логика говорит, что в эти годы как раз городское население испытывало большие лишения, чем сельское. Потому что город оказался перед реальностью голода. А в селе чем-нибудь можно было прокормиться. Но наступает период диктатуры пролетариата  с ним угроза голода. Нарушены торговые связи: город - селу, село городу. И пролетариат, гегемон, устами пролетарского правительства, вводит продразверстку. Поэтому пролетариям к Ленину ходить нет нужды. Правительство и так работает в интересах пролетариата. Другое дело крестьянство. Гражданская война. И деревня не просто нищает, она ощущает острую несправедливость. Крестьян грабят. Белые пришли – грабят, красные пришли -  грабят. Комиссары тоже грабят.  Крестьянское недовольство, восстания безжалостно подавляются.  И кому пожаловаться? Крестьяне ходили не как богомольцы, чтобы приложиться к святому правителю, а за хлебом насущным, чтобы не отнимали то, что было ими выращено.

А было ли Ленину до крестьян? Понятно, что сразу после взятия власти большевиками и начавшемся вооруженном сопротивлении сторонников временного правительства и монархистов, и также внутрипартийной борьбе, при голоде в Поволжье, - Ленину было не до ходоков. Да и со здоровьем не все было гладко.   

«30 августа 1918 года после митинга рабочих на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Ленин был ранен.

«В конце 1920-го самочувствие Ленина резко ухудшается. Бессонница, головные боли, быстрая утомляемость и онемение конечностей постепенно усиливаются, но он продолжает работать.»

«25 мая 1922 года случился первый левосторонний инсульт: Ленин лишился речи на три недели, правые рука и нога были парализованы. Больному прописали строгий режим, существенно ограничив его деятельность. Даже читать газеты запретили. К июлю Ленин восстановил способность писать и двигаться, хотя официально он снова приступил к работе только в октябре. Ему предстояло перенести еще три удара:

-  следующий — в декабре 1922 года,

- третий — в марте 1923 года Весной 1923-го из-за очередного приступа Ленин покинул Кремль и перебрался в подмосковные Горки. Кроме короткого визита в октябре, он в Москву уже не возвращался,
И последний — в январе 1924 года, в результате которого он умер.»
 
Таковы были проблемы со здоровьем Ленина. Так, о чем лидер правительства, занятый серьезными политическими и экономическими проблемами и постоянно болеющий  мог беседовать с крестьянами ходоками?  Чем эти беседы могли закончиться? Стал я искать в Интернете. Мало что нашел. И уже стал думать, возможно, ходоки – это миф.  Но нашел, наконец, в Интернете
 
«Ходоки - это старинная форма поиска правды крестьянами дальних (но не самых конечно дальних) на самом верху, когда противоречия на местах заходят в тупик и решение важного вопроса зависает надолго. И тогда крестьяне идут с челобитной к царю.»

  Романтизированный пример ходока - это кузнец Вакула из повести Гоголя. Ухватив чёрта за хвост, он велит чёрту везти себя «в Петербург, прямо к царице». С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Кузнец просит у неё царских башмачков. Тронутая Екатерина II дарит Вакуле башмачки.  Герцен в «Былом и думах» описывает аудиенцию царя Николая Первого. Аудиенции проводились, чтобы царь лично решал вопросы просителей, которые не решались его чиновниками. Конечно, простой крестьянин к царю на аудиенцию попасть мог чисто теоретически.
 Но при народном правительстве крестьяне шли к вождю за решением своих проблем.
 
И снова цитирую Интернет.

«К Ленину тоже тянулись ходоки. Об этом есть воспоминания Марии Скрыпник, одной из секретарей Совнаркома. В основном происходило это сразу после революции в связи с тем, что лозунг "Земля - крестьянам!" был недостаточно подкреплён подзаконными актами и многое было непонятно. Ехали и шли из самых глухих деревушек Рязанской, Курской, Киевской и других губерний.
Принимал он всех, поил чаем, беседовал, разъяснял, давал справки. Уезжали все довольные общением, приёмом ласковостью, но тем не менее вопрос с землёй затянулся на долгие годы».


Во времена Хрущева и Брежнева существовала так называемая общественная приемная, куда граждане могли обращаться со своими жалобами. Она существует и по сей день, но как говорится,  мы знаем ваши вопросы. Думаем, что удовлетворят наши ответы.  Все-таки с ответами были проблемы. Иначе бы народ жил богаче. Впрочем, и по сей день существует подобие того, что было при царе. Президент России перед видеокамерами в режиме реального времени на глазах всей страны получает жалобы от отдельных граждан и в мгновение ока решает вопросы. Бывает, он еще у микрофона, а уже докладывают, что вопрос протекающей крыши уже решен. Как в сказке. по щучьему велению, по моему президентскому распоряжению, починись крыша.   


Но в поисках информации о ходоках я нашел в интернете интереснейшую статью, и не мог удержаться, чтобы не привести из нее цитаты. Статья наполнена  тем старым почтением к Ленину, которая была естественна во времена социализма.  Те действия Ленина, которые в ней описаны, подаются как вполне верные и нормальные. Вождь все-таки. Богу богово. Для тех, кто захочет ознакомиться подробнее и увидеть иллюстрации, приведу название статьи.

«Здесь был Ленин. Зачем вождь мировой революции приезжал в окрестности будущего Зеленограда и с кем здесь встречался». 22.04.2020 ZELENOGRAD.RU.

 Итак, цитаты из статьи
«Близкий к семье Ленина, приёмный сын его сестры Анны Ульяновой-Елизаровой Георгий Лозгачёв отмечал: «Особенно метким или азартным охотником Владимир Ильич, пожалуй не был, но тем не менее он очень любил охотничью обстановку, дававшую отдых и много свежих впечатлений».
Сенежское озеро — одно из самых больших и живописных в Подмосковье давно манило Ильича. Об этой поездке впоследствии вспоминал его брат Дмитрий Ульянов: «Это было летом в 1919 или 1920 года, точно не помню. Мы собрались поехать поохотиться на Сенежское озеро».
К месту охоты Ильич и его спутники приехали вечером и остановились на ночлег в бывшей усадьбе фабриканта Кноппа, что на полуострове, на южном берегу Сенежского озера, превращенной после революции в дом отдыха.»

 «Зима была излюбленным временем года Владимира Ильича для хорошего отдыха на свежем воздухе, — рассказывал его водитель Степан Гиль, сопровождавший вождя в охотничьих вылазках. —  Все зимние воскресные дни он проводил на автосанях и на лыжах. Владимир Ильич был отличным охотником и понимал все тонкости охотничьего искусства.».

Что меня удивило в этих строках – характер отдыха вождя страны, причем воюющей страны не согласовывался с опытом работы, который имел я и мои коллеги. А я работал в совершенно гражданской структуре и в невоюющей стране. За многие годы работы на предприятиях, мои отпуска очень часто были очень условными. Половину из них я проводил на предприятии.  И почти постоянно работал дольше положенного. И не потому что я был таким редким трудоголиком.  Многие мои коллеги работали в таком же режиме. И считали это нормальным.  Но я занимался только одним направлением работы предприятия. А что говорить о главном инженере?  Они у нас менялись. И никто не мог расслабиться. Конечно, и главный инженер отдыхал. Но такого отдыха, чтобы превратиться в заядлого охотника или рыбака, или заядлого футбольного болельщика, как Сергей Борисович Иванов,  – это уж дудки. Иногда смотришь какой-нибудь мировой или европейский чемпионат, по телевизору конечно, и рад, что не на работе. А тут камера наедет и Сергея Борисовича покажет на ВИП-трибуне. А  в вышеприведенных цитатах говорится о  главе правительства, да еще в очень напряженные годы. Но читаем статью дальше. Дальше будет интереснее. 


«После революции в 1918 году в национализированной усадьбе Середниково устроили дом отдыха «Тишина» для высокопоставленных партийных работников и членов ВЦИК. В середине августа 1919 года Середниково посетил сам Ленин. По официальной версии он приехал провести здесь пятидневный отпуск — погулять с охотничьим ружьём по окрестным лесам. Но кроме этого была у него и другая цель: Ильич присматривался к Середникову как к возможной личной резиденции для постоянного места жительства, и сравнивал эту усадьбу с Горками.

Еще раз подчеркну, что в статье говорится об отдыхе Ленина, как о чем-то вполне    естественном, правомерном. Он же самый человечный человек. Раз уж стал у руля так нужна рубка, мостик рулевого. И рубка должна быть с просторными апартаментами, банькой, лесом, речкой.

«Компанию в охотничьих приключениях ему составлял Иван Жуков — видный большевик, в прошлом питерский рабочий, а после революции — первый председатель Петроградского ревтрибунала и член коллегии ВЧК. Жуков и расхвалил Ленину эти угодья, охота, уверял он, в тех местах знатная, леса со всех сторон обступают. Жуков знал, о чём говорил, в 1921 году он жил неподалёку — в посёлке Сходня на бывшей даче московского промышленника и купца Проскурякова. Этот красивый дом в псевдорусском стиле — с изящными башенками, наличниками, балясинами, богато украшенными ажурной деревянной резьбой был построен во второй половине 19-го века. В 1921 году этот дом по решению Совнаркома предоставили на летне-осенний период семье профессионального революционера Ивана Жукова для поправки здоровья и отдыха. Сюда на бывшую купеческую дачу в сентябре 1921 года после охоты в районе деревни Чёрная Грязь заезжал Ленин — выпить чайку, отдохнуть после блужданий по лесу»

Вот уж действительно, кто был ничем, тот станет всем. Был Жуков простым рабочим, а стал председателем Петроградского ревтрибунала и членом коллегии ВЧК с соответствующими привилегиями.

«До революции на берегу реки Химки стояла красивая усадьба «Белые столбы», последними владельцами которой была семья Патрикеевых. Глава семьи Сергей Патрикеев — купец, банкир и общественный деятель, купил усадьбу в 1905 году и в 1907-м построил усадебный дом в стиле модерн по проекту знаменитого Шехтеля: по одним данным, в качестве летней дачи, по другим — для устройства загородного ресторана. Особняк стоял в глубине участка и внешне напоминал средневековый замок. На въезде в усадьбу установили белые столбы, давшие ей неофициальное название.
Особняк Патрикеевых стоял в густом елово-сосновом лесу неподалёку от железнодорожной станции Химская. В годы Первой мировой войны в нём был оборудован госпиталь. Патриоты Патрикеевы устроили его по европейскому образцу, закупив самое современное оборудование в Германии и Швейцарии.

После революции усадьбу в июне 1918 года реквизировали для нужд Главного военно-санитарного управления Наркомздрава и организовали санаторий «Химки» (названный по близлежащему посёлку). Здесь стали проходить лечение больные туберкулёзом красноармейцы и мелкие служащие Моссовета.
Летом 1918 года Ленин приехал в санаторий, познакомился с больничным хозяйством, побеседовал со старшим врачом и другими работниками о нуждах здравницы, о снабжении её молоком и топливом.
Спустя год, санаторий «Химки» возглавил опытный врач-терапевт Фёдор Гетье.  20 марта 1919 года Гетье по распоряжению наркома здравоохранения Семашко был назначен консультантом Кремлёвской больницы и постоянным куратором здоровья Ленина, Троцкого, Бухарина, Дзержинского. Тогда же доктор Гетье познакомился с Ильичом и Крупской, которую начал лечить.
В 1921 году Ленин ещё раз побывал в санатории «Химки», по некоторым данным он приезжал туда за медицинской консультацией. В здравнице по-прежнему лечились рабочие и служащие Москвы, красноармейцы и командиры Красной Армии.

Санаторий между тем отнюдь не процветал: в нём не было не только необходимого медицинского и хозяйственного оснащения, но даже топлива. Хотя здоровье здесь поправляли не одни простые граждане — бывали в здравнице и номенклатурные пациенты, направленные на лечение от Управления Саннадзора Кремля. Но они до марта 1922 года ютились в восточной части имения, терпя неудобства морального свойства из-за соседства с ордой вечно голодных и недовольных скудным пайком красноармейцев.
Узнав о тяжёлом положении здравницы, Ленин дал распоряжение Мосздравотделу срочно оказать ей помощь. По указанию вождя осенью и зимой 1921/22 годов в санатории затеяли ремонт, провели электричество, улучшили условия лечения и питания. Всё это время Ленин, что называется, держал руку на пульсе: интересовался ходом ремонтных работ, помогал обеспечить санаторий дровами. По его предложению вопрос о санатории в январе 1922 года рассматривало Политбюро ЦК партии. Наркому здравоохранения Семашко поручили представить «свои соображения о создании для доктора Гетье соответствующих условий…»
Благодаря вниманию и помощи вождя санаторий «Химки» получил электрический свет, топливо и конный транспорт, все помещения были отремонтированы, куплено современное медицинское оборудование, в том числе и последнее слово тогдашней техники — рентгенаппарат. Как только это было сделано — в феврале 1922 года по предложению Гетье санаторий у Наркомздрава отобрали и по постановлению ВЦИК передали его в ведение Управления Кремлём. В марте того же года главным врачом теперь уже санатория ВЦИК «Химки» по предложению Ленина назначили профессора Гетье. Больных солдат и рабочих туда больше не принимали — санаторий заполнили ответсотрудники аппарата ЦК РКП(б).
В конце 1930-х годов около здания санатория был открыт памятник Ленину. Сегодня в бывшей усадьбе Патрикеева располагается Химкинская городская больница №1.»

Значит, купец и банкир Патрикеев, кровопийца и эксплуататор, устроил в своем доме госпиталь для солдат, а вождь мирового пролетариата госпиталь отнял. Передал здание для лечения ответственных работников.

Поищите в Гугле про дачи Сталина. Найдете с десяток. Сталинисты объясняют: так ведь это государственная собственность. Не его. Он этим только пользовался. Конечно, государственная. На этих дачах еще работали разного рода государственные служащие: повара, садовники, охрана. Причем вне зависимости, живет там Сталин или нет. Вот такой ракурс обладания социалистической собственностью. Вожди пользуются. А откуда деньги, Зин?  При Ленине даже строить не нужно было. Отняли у бывших владельцев кровопийц и эксплуататоров. Сначала отобрали у эксплуататоров. А потом уже у тех, чьими штыками отбирали.  Деньги на содержание комплекса народные.  Купец Патрикеев эксплуатировал народ и, сколотив миллионы, построил  и содержал дом на свои, полученные купеческой эксплуатацией. А большевики после того, как Маркс раскрыл им глаза на хитрости капиталистической эксплуатации, отобрали без всяких юридических хитростей. Против лома нет приема.  При народной власти такие хитрости ни к чему. Все народное.  Но  хитрость в том, что весь народ в отобранные хоромы не пускали.

 К Ленину хоть ходоки приходили. А про то, чтобы к Сталину такие приходили, таких сведений нет. Так что стоит ли упрекать бедного Путина, что ему всенародно строили дворец? Тем более он от него отрекся. И отметил, что нет ни у него, ни у его родственников такой собственности. И у него в собственности только старенький «Москвич».  Как результат всех лет, когда он работал, как раб на галерах. А Ролдугин честно заработал такую сумму концертной деятельностью.  Нужно не Путина осуждать, а Навального и прочих, которые имеют наглость копаться в чужих карманах. Впрочем, так и сделали. Навальный и прочие осуждены. И Навальный  и скоропостижно скончался в тюрьме. Тромб оторвался.  Вот если бы он пахал, как раб на галерах, делал бы физические процедуры, у него бы тромб не оторвался. Собственно говоря, уже при Ленине нападениями на вождей ответили красным террором. Сначала отвечали красным террором на белый террор.  Но скоро стали отвечать и на инакомыслие.

"Философский пароход" - это собирательное название двух рейсов пассажирских немецких судов,  доставивших в сентябре-ноябре 1922 года в Штеттин (Германия) из Петрограда насильственно высланных из Советской России представителей русской интеллигенции.
Однако, в действительности явление это было более широким, не ограничивающимся двумя пароходами. 19 сентября из Одессы в Константинополь отправился пароход с представителями украинской интеллигенции. 29 сентября из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», а 16 ноября пароход «Пруссия». 18 декабря из Севастополя был отправлен пароход "Жанна".
Высылались за рубеж также  поездами: из Москвы в Латвию и Германию, а также через Польшу, Финляндию и афганскую границу – в другие страны. Они везли уникальный груз – цвет российской интеллигенции, славу России: профессоров и философов с мировым именем, чьи труды в Европе и во всем мире считались вершиной философской и научной мысли; учителей, врачей и других представителей российской интеллигенции Высылались по распоряжению В. И. Ленина, без суда и следствия, потому что не за что было судить: отстаивание свободы мысли, отказ от навязываемого сверху единомыслия не были предметом суда.

Обратите внимание на хронологию. Сначала Ленин занимается обустройством партийных верхов. А потом высылкой тех, кто может посметь рассуждать. При Сталине поляна была расчищена. Не заикались А на тех, кто заикнется имелась тройка. Так что, Ленин и теперь живее всех живых.


Рецензии