Что здесь есть и о чём оно

    О главном, остальное – иншалла – допишу позже.
Прежде всего – романы.

    Хроника времён Николая Полуторного

    Действие романа (изначально я назвал его просто по фамилии главного героя – «Околобродов») происходит в России 2-й половины XIX века. Но не совсем в той России, которая существовала в действительности.
    Меня всегда занимал вопрос: можно ли как-то изменить судьбу страны, особенно нашей, или она раз и навсегда загнана в определённые рамки?  Можно ли было избежать тех страшных потрясений, которые Россия пережила в XX веке?
    Довольно давно я пришёл к убеждению, что в 1917-1922 годах большевикам удалось захватить и удержать власть в силу двух обстоятельств: 1) население не выдержало тягот мировой войны и 2) большевиков поддержали крестьяне, желавшие прибрать к рукам помещичью землю.
    Участие России в мировой войне было неизбежным из-за стратегического союза с Францией, заключённом Александром III. А он был нам необходим, иначе мы остались бы в одиночестве, как во время Крымской кампании, и немцы с австро-венграми разделались бы с нами задолго до 1914 года.
    А вот отдать крестьянам помещичью землю, как это предлагали не только эсеры, но позже и кадеты, власти в принципе могли, если бы тот же Александр III не вздумал по совету Леонтьева и Победоносцева «подмораживать Россию, чтобы она не гнила», или если бы Николай II оказался дальновиднее своего отца.
    Поэтому я произвёл в нашей истории изменение – надо сказать, очень скромное, какое вполне могло иметь место в действительности.
    У Александра II старшим сыном и соответственно Наследником Цесаревиче был (в самом деле был!) Николай 1843 г. р. Именно он должен был жениться на датской принцессе Дагмар и унаследовать отцовский престол. Но у Никола неожиданно начались боли в спине, врачи не могли поставить диагноз, и в апреле 1865 года он скончался, не дожив до 22 лет. Наследником Цесаревичем стал его младший брат Александр. Он женился на Дагмар, которая в православии стала Марией Фёдоровной, и когда 1 (13) марта 1881 года Александра II убили народовольцы, оказался на троне в качестве императора Александра III.
    У меня же в романе Цесаревич Николай выздоравливает, женится, как и предполагалось, на Дагмар, и после гибели отца наследует российский трон. Чтобы его не путали с историческим Николаем Вторым, я назвал его Николаем Полуторным;. Он у меня и умён, и дальновиден, и решителен. Понимая, что крестьяне рано или поздно попытаются силой захватить помещичью землю, он выкупает её у владельцев и передаёт крестьянам, а заодно жалует подданным те умеренные политические свободы, которые реальный Николай II дал им из-под палки после революции 1905 года.
    Конечно, меня интересовало, откуда царь-реформатор возьмёт деньги на выкуп земли у помещиков, когда российская казна в 1880-х годах и без того находилась не в лучшем состоянии, а также каким воровством будут сопровождаться эти благие начинания. Но этому посвящена лишь одна второстепенная линия романа: ведь в конечном счёте всё зависит не от царя, а от того, как в тех или иных обстоятельствах поведут себя простые люди. Среди главных героев романа –  Фома Холодков из семьи богатых купцов-старообрядцев, сын дворянина и крепостной крестьянки Всеволод Гурьянов, племянница крупного чиновника Надежда Чернова (имя позаимствовано из песни  Булата Окуджавы). В умном рохле, мещанине Михаиле Околобродове мой собственный характер соединился с некоторыми фактами биографии моего прадеда Михаила Петровича Степанова, несколько изменив названия деревни Венюкова и города Серпухова. Я также попробовал представить себе, какой была в молодости моя бабушка, портниха Надежда Михайловна, 1895 года рождения; её характер, кругозор и манеру речи я отдал Полиньке Яшиной, жене Околобродова, а её родословную склеил из биографий её матери Пелагеи Федотовны и деда Федота Яшина (Верёвкина).
    Эти и прочие персонажи куда больше озабочены собственными проблемами, чем царскими затеями, хотя общая атмосфера на них, разумеется, влияет. Фома Холодков борется за отцрвс5ое наследство, а поскольку дело касается семьи старообрядцев федосеевского согласия, эта борьбы имеет свою специфику. Сходные заботы одолевают Околобродова, которого ограбили сводные сёстры (опять же же факт нашей семейной истории). Владимир Гурьянов стремится переделать мир – явление очень распространённое среди тогдашней российской молодёжи, но его методы больше напоминают уэллсовского доктора Моро, чем Владимира Ульянова. Надежда Чернова… ну, о ней лучше пока ничего не говорить, как и о её знакомой Василисе, дочке известного литератора: ведь женщины – народ непредсказуемый, и один Бог знает заранее, что они могут выкинуть. Я, например, об этом долго не догадывался.

    Машина времени для олигарха

    Первоначальное название этого романа – «Битва за Британию».
    Здесь я разрабатывал свой любимый сюжет в фантастике – путешествие во времени. По сути же в центре повествования тот же вопрос, что и в «Околобродове»: легко ли изменить будущее, выбрать иной вариант развития страны? Просто решается этот вопрос совсем иными, более «научно-фантастическими» средствами.
    Итак, 1990-е годы. В России вовсю кипит борьба за раздел и предел бывшей государственной собственности. В госбюджете – шаром покати. Наука никого не интересует, кроме тех, кто ею непосредственно занимается. Учёные, конструкторы, инженеры и прочие историки с филологами сидят без зарплаты и, чтобы выжить, перебиваются кто чем – челночной и рыночной торговлей, переводами, частным извозом и т. п. делами, далёкими от их научных интересов.
    Сразу оговорюсь: для меня лично эти годы были трудными, но очень плодотворными – особенно их вторая половина. За занятия историей и в советское время деньги платили смешные, а издать курс всемирной истории, написанной одним автором, и думать было нечего: на этом сидели институты, склеивавшие всеобщую историю из статей узких специалистов по отдельным вопросам. Да, с с деньгами одно время было совсем плохо, жена разговор на любую тему заканчивала словами «ты бы, чем ерундой заниматься, лучше бы…». Она ушла из НИИ, торговала у знакомого предпринимателя сеткой «рабица» и краской, а я сменил должность начальника лаборатории в так называемой «системе научно-технической информации» Министерства электронной промышленности на торговлю радиодеталями – это я-то, чистый гуманитарий, полный нуль в электротехнике! Зато у меня появились и деньги, компьютер, а главное –   возможность систематизировать и расширить свои познания в области истории и написать, а несколько позже издать три тома «Всемирных  хроник», сборник статей «Континент Россия», работу о зарождении христианства «Эпоха Рождества» и исторические рассказы для детей «История, измеренная в пятиклассниках». В 2000-х годах я также опубликовал в журнале «Наука и жизнь» около сотни статей по разным вопросам истории. Так что мне на «лихие девяностые» жаловаться грех.
    Вкратце о романе.
    В середине 1990-х в одном российском физическом институте, тихо загибающимся от недофинансирования, случайно открывают эффект перемещения во времени (исключительно в прошлое). О том, кто и как пытается его использовать и причём здесь «битва за Британию», вы узнаете, прочитав роман. В нём отразились и мои жизненные реалии, в том числе картинки детства. А чтобы сделать мою фантастику более реалистичной, я оснастил главы романа эпиграфами – подлинными цитатами из газет того времени; они помогут лучше понять атмосферу событий, которую старики подзабыли, а молодые и вовсе не представляют.

    Комментарии к «Гази Барадж тарихы»

    Была в Поволжье страна Булгария – ближайшая восточная соседка Московской Руси на протяжении нескольких столетий. После монгольского нашествия её жителей смтали звать татарами. При советской власти в порядке борьбы с татарским национализмом булгарские рукописи, написанные арабской графикой, были уничтожены. Чтобы сохранить летописный свод «Джагфар тарихы» («История Джагфара»), его перевели на русский язык, а после распада СССР опубликовали. Существенную часть свода составляет «Гази-Барадж тарихы», написанная современником монгольского нашествия. В ней, в частности, сообщается ряд подробностей начальной истории Киевской Руси; и, надо сказать, эти подробности выглядят правдоподобнее «Повести временных лет», полной недомолвок и местами отдающей сказкой.
    Многие считают «Гази-Барадж тарихы» и весь свод подделкой, но тому, кто читает текст без предубеждения, в это трудно поверить.
    В своё время оспаривалась подлинность «Слова о полку Игореве». Вот что писал по этому поводу А. С. Пушкин: «Других доказательств нет, как слова самого песнотворца. Подлинность же самой песни доказывается духом древности, под который невозможно подделаться. Кто из наших писателей в 18 веке мог иметь на то довольно таланта? Карамзин? но Карамзин не поэт. Державин? но Державин не знал и русского языка, не только языка «Песни о полку Игореве». Прочие не имели все вместе столько поэзии, сколь находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства».
    В «Гази Барадж тарихы» известные нам ранее и неизвестные реалии, исторические факты, предания и самооправдания Гази Бараджа, пошедшего на службу к монголам,  так переплетены, :что, будь эта книга подделкой, её втор заслуживал бы Нобелевской премии по литературе.
В своей работе я более-менее подробно разбираю текст «Гази Барадж тарихы».

    СТИХИ

    Перефразируя Маяковского, я не поэт, этим и интересен. Не поэт я в том смысле, что сочинение стихов не являются для меня постоянной насущной потребностью. На стихи меня пробивает крайне редко и преимущественно в очень плохом настроении. Единственное исключение – хокку: мне просто интересно было использовать эту японскую форму со строгим размером- пять слогов в первой строчке, семь во второй и пять в третьей – для выражения некоторых черт нашей действительности на русском языке с его большим количество длинных слов.

    «Родословная Хомо сапиенс»
    «Индоевропейцы и гаплогруппа R»

    Когда я писал «Всемирные хроники», знания о предыстории человечества сводились в основном к археологии. Палеогенетика делала первые шаги. Поэтому изложение предыстории человечества там получилось очень краткое. В указанных работах я попытался восполнить этот пробел.

    «Универсальный самоучитель»

    Сумма того, что мне кажется самым главным в окружающей нас действительности:
    «Наш мир» посвящён устройству Вселенной,
    «Мы» - животному по имени «человек»,
    «Цивилизации» - цивилизациям исчезнувшим и тем, которые образуют современное человечество.

    Есть ли у Вселенной создатель
 
    Успехи точных наук связаны с тем, что несколько столетий назад учёные отказались от бесконечных словопрений о том, почему мир устроен так, а не иначе, и перешли к экспериментам в самых разных областях, результаты которых оформлялись в виде гипотез и теорий. Но сейчас физика подошла к тому рубежу, когда дальнейшие исследования требуют возвращения к сакраментальному вопросу – «почему мир устроен именно так?». В связи с этим в качеств е одной из гипотез возникновения Вселенной появилась версия её искусственного происхождения; причём эта версия среди других выглядит не самой фантастической.

    Легенды и были Западной Сибири

    В 2008 году мне довелось поработать в сумасшедшем доме, замаскированном под издательство «Земля и человек XXI век». Руководил этим странным учреждением Александр Георгиевич Лобов – человек не сказать чтобы очень уж древний, но полный маразматик. Некоторые уволнялись оттуда через неделю-другую, не понимая, чего от них добиваются, были и такие, кто уволнялся на следующий день после поступления. Я выдержался чуть ли не три месяца, и хотя половину заплаты Лобов мне так и не заплатил, о потерянном не жалею. Потому что в этом издательстве, тесно связанном с нефтегазовым комплексом, я столкнулся с эпопеей освоения западносибирских месторождений, благодаря которым крах Советского Союза задержался лет на двадцать и на доходы от которых мы до сих пор живём. Я узнал о многих интересных людях в частности, о замечательном геологе Фармане Салманове. И хотя я самжил в брежневское и послебрежневское время, факты, о которых я прочитал в изданных мизерным тиражом мемуарах Салманова, значительно углубили моё представление об этой эпохе.
    Материал об освоении западносибирских месторождений я готовил для «Науки и жизни», но там он не прошёл. Выкладываю его здесь.

    Догонялки

    Эта последняя моя крупная работа посвящена модернизации/европеизации четырёх значимых стран – России, Турции, Китая и Японии.
    Начинал я, как обычно, от печки. Перед тем, как рассматривать ход модернизации, надо было вкратце показать читателю, что собой представляли эти цивилизации до встречи с европейцами. Ведь даже об истории нашей собственной страны у большинства россиян представления весьма далёкие от реальности. Надеюсь, мне удалось показать,  как цивилизационные особенности четырёх наций определяли характер их отношения к европейским новшествам.

    Родина без границ – мечты и реальность

    Работа посвящена истории рождения Евросоюза – тема очень актуальная и у нас практически не освещаемая.

    Памяти интеллигенции

    Комментарий к изданной в начале XX века «Истории русской интеллигенции» почётного члена Петербургской академии наук Дмитрия Николаевича Овсянико-Куликовского. Чем советская и постсоветская интеллигенция отличается от дореволюционной.


Рецензии