Иисусова молитва. Краткое их описание

Иисусова молитва. Краткое их описание.

Различаю следующие Иисусовы молитвы.
Первая – гласная и чувственная молитва.
Вторая – гласная молитва по счету.
Третья – гласная молитва и движение.
Четвертая – гласная и умная молитвы и движение.
Пятая – сердечная и гласная и/или движение.
Почему пишу «гласная» молитва? Гласная молитва, по сути, только вторая, но я убрал еще два моления, где слова «гласная» нет, ибо я рассудил, что тот, кто дойдет до пятой, тот найдет и шестую, и седьмую сам. А потом и дальше продвинется. Потому что обязательно найдутся такие делатели ИМ, которые начнут моление с конца, то есть им дай седьмую, а они с ней в лапы к бесам попадут. Нет. Идите по порядку. Первую и вторую пропустите, и с третьей начинайте учиться молитвенному делу.

Гласная молитва и движение, такое моление, где произносимые слова сопровождаются движением тела или внимания. В этом молении вскрывается смысл молитвы и назначение движения, – это удерживать внимание от рассеивания. Это механическое моление, или механическая молитва, самая безопасная – человек знает, что он хочет получить от моления, а именно – научиться различать помыслы и бороться с ними. Это и самая, если так можно сказать, легкая молитва.
Гласная и умная молитвы и движение, отличаются тем, что ум полностью входит в слова молитвы и сам совершает ее, это умная молитва. Молящийся подвижник ясно различает приходящие помыслы и противостоит им, у нее много наименований, одно из них художественное делание, потому что у подвижника не только большой выбор способов моления, но и появляются возможности самому создавать узоры в молитвенном делании, как композитор в музыке или художник в живописи.
Сердечная и гласная и/или движение. Молитва начинает произноситься сердцем, но она еще не крепкая, часто теряется и требуется для ее поддержания прибегать к помощи голоса или движения.
Два направления гласной ИМ в первые времена.

Гласная и чувственная молитва.
Патерик, свтятителя Игнатия Брянчанинова. Духовный отец предложил ученику молиться: лежать, распростершись на земле, и говорить: «Гос – поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и помилуй, мя»,
взывать с силой, отгоняя помыслы, добиваясь плача, признака сердечной ИМ.
Когда было духовное руководство и истинные послушники, тогда святые отцы учили своих духовных детей гласной и чувственной молитве. Духовный руководитель ежедневно, иногда по нескольку  раз в день, испытывал помыслы послушника, досаждавшие ему, ободрял и утешал его, помогал советами борьбы с ними и, что самое важное, он молился за него. Таким  образом, в молитве принимали участие двое – это наставник и подвижник – ученик. Еще раз. Ученик учился молиться. Наставник просил Бога оградить послушника от бесовских наваждений и даровать ему молитву, и непрестанно помогал ему в молитвенном делании. Так что наставник более трудился в молитвенном подвиге ученика, чем сам ученик.
Но сейчас такая молитва невозможна. Сейчас нет ни духовных наставников, ни истинных послушников. Потому что гласная и чувственная молитва разгорячает чувства так, что один человек не может справиться с ними, удержать их, и это внешнее проявление чувств, истеричность, принимает за плод моления. Без духовного руководителя, который бы постоянно взывал к Богу о своем ученике, невозможно избежать поражения от бесов. Кто дерзал самочинно приступить или сейчас приступают к гласной и чувственной молитве те бывали и бывают обычно посрамлены, впавши в «прелестное моление».
Гласная молитва по счету.
Со временем духовное руководство обнищало, чувственное моление стало предаваться забвению. Православные христиане перешли на гласное моление по счету. Началом ее так же служат предварительное псалмопение и продолжительное богослужение, это в основном количественная молитва, где увеличением числа произносимых молитв шли или пытаются идти по духовной лестнице. Эта молитва, самая казалось бы безопасная, на самом деле весьма коварная, человек легко увлекается бесовским помыслом, приняв свое мнение за плод молитвы.
Все, изложенное в разделе «Гласная молитва и движение», можно применить к «Гласной молитве по счету», но без «движения».

немного истории или еще раз о молитвах.
В первые христианские времена практиковалась гласная чувственная молитва. Гласная, потому что она произносилась в голос. Чувственная, потому что молитвенник представлял себя предстоящим перед Богом и, обычно, возбуждал в себе чувства: величие Бога, любовь к Господу нашего Иисуса Христа; с другой стороны свое ничтожество и греховность. И те и другие чувства, скоро начинали сопровождаться слезами, что служило признаком стяжания чистой молитвы.
Духовные наставники тщательно испытывали своих учеников о чувствах, помыслах и образах (если они появлялись), и поправляя, учили их правильному молению и отсечению образов. Молитва же духовного отца ограждала ученика от бесовских козней. Когда начинали обильно истекать слезы, превращаясь в непрерывный плач, тогда замолкали уста и чувства заполняли сердце и заменяли собой всю молитву. Это было признаком совершенства и это было вначале, в самые благодатные времена.
Здесь нужно отметить. Термины. Святые отцы, когда описывали действие молитвы и степени духовного состояния христиан, они писали от своего опыта, используя выражения: умная молитва, чистая молитва, духовная молитва, чувственная молитва и другие. Они, эти молитвы, принадлежали к таким степеням духовного роста, которые и в то время считались редкостью и не многие достигали их. Но их описывали как ориентир для последующих христиан, понуждая их не прекращать молитвенное делание, которые вдруг посчитают, что чего-то они достигли в этом делании. С умалением ревности к подвижничеству у христиан, стали снижаться и духовные уровни их молитвенных состояний. Если первые духоносные отцы говорили, что из тысячи подвижников, один, может достигнуть, например, умной молитвы, то последующие им отцы говорили, что из десятков тысяч подвижников едва ли один такой найдется. И значение этих молитвенных состояний переносилось на духовную степень молитвенника его времени. То есть они, термины, так же умалялись, и показывали уже другое понимание этих выражений.
Умная молитва, чистая молитва, духовная молитва, чувственная молитва, сердечная и другие, суть которых заключалась в безмолвном стоянии перед Богом, показывали молитвенный путь, которым достигалась эта тишина.
Потом эти термины перенесли на более низкие ступени духовного возрастания, на начальные состояния души. И они стали выражать уже не молитвенную тишину, а частные, промежуточные состояния подвижника.
Умная молитва, – молитва совершаемая умом или ум заключен в словах молитвы.
Чистая молитва, – чистая от помыслов.
Духовная молитва, – молитва совершаемая Духом.
Сердечная, – молитва, которая творится в сердце, а потом и совершается сердцем.
Те же, высокие состояния, они сохранились, и сохраняется их описание для нашего к ним стремления, и желаю всем простираться к ним и достигать их.
Прошло немного время и духоносные отцы становились редкостью.
«Гласная и чувственная молитва» стала опасной.
Тогда святые отцы перешли на «гласную молитву по счету». «По счету», потому что постепенным увеличением числа ИМ достигалась сердечная молитва. Это моление преподавалось только тем христианам, которые за длительное время приобретали навык в богослужении, псалмопении и/или чтении НЗ. Молитва «по счету» не допускает проявление никаких чувств, и тем более создание и принятие каких либо образов, она своим постоянством и числом достигала цели. Духовный наставник испытывал помыслы ученика, учил его и молился за него. Здесь слезы уже не были показателем чистой молитвы, они были редки или их вовсе не было. ИМ совершалась в сердце умом, а потом умом и Духом.
Если чувственной молитвой подвижник укрощает чувства, то гласной молитвой – смиряет ум, и, овладев одной из них, христианин переходил на другую молитву. Чувственная молитва источник кротости, а гласная молитва – смирения. И в тоже время и та и другая молитвы без умелого наставника приводят к прелести, самообольщению, тихому тщеславию и гордости, и, самому страшному, к учительству в молитвенном деле.
Умом с горем пополам человек еще может управляться, с чувствами – нет.
Прошло еще немного время, редко стали встречаться и такие святые отцы. Желающие молиться ИМ искали учителей, и, не находя их, прибегали к наставлениям святых отцов из книг. Некоторые подвижники имели счастье общения со старцами – духовниками, которые имели к выученным книжным наставлениям и свой некоторый опыт. Старцы, следуя заповедям отцов и своему опыту, с осторожностью учили подвижника. Показателем совершенства была сердечная, непрестанная молитва. Но со временем и это старчество умалилось.
Монастыри уже святитель Игнатий Брянчанинов называл общежитиями за их мирской уклад. В общежития для бездомных. Или в дома пенсионеров, куда раз в месяц приезжают их родственники за пенсиями. Внимание церковных служителей полностью перешло на богослужение, в основном исполнение треб, и чтение акафистов. Духовный рост мирян прекратился. А раз нет духовного роста, то и в церковь ходить, нужды нет.  Церковные служители видят, что теряют паству и, с целью удержать ее, сочиняют «проповеди на злобу дня», или выискивают врагов среди людей, в основном это такие же, как и они, только молятся не правильно. Немало и тех, которые скоморошничают: тормошат чувства прихожан своим пением и учиняют различные представления, приглашая в храмы аниматоров, шутов – скоморохов. Пошла мода на психологов, лечащих души прихожан и читающих лекции о спасении. Но это другая тема, и нам туда, пока, не надо. Молитве никто не учит, но практически все говорят о ней, описывая только обтекаемые советы из святых отцов о предосторожностях приступающим к молитвенному делу подвижников и о последствиях такого делания. То есть чисто академическое или схоластическое учение о молитве, – сухое, непонятное, не имеющее практического применения.
отступление. В начале я то же подался этому наваждению, попытался написать об опасностях на пути молитвенного делания,  расставить вешки на дороге духовного возрастания, предупреждая о бесовских кознях, ловушках подвижника в молитве. Однако когда я начал писать, то увидел, что совершенно ничего нового я сказать не имею. А переписывать отрывки из наставлений святых отцов, переставляя и сопоставляя их по своему усмотрению, не опираясь на собственный опыт, я не понимал для чего заниматься мне этим делом. С тем чтобы обойти «академиков – схоластиков» в красочности изложения? мне это не под силу, тягаться с ними. Но, говоря об ИМ, и обойтись без предупреждений о встречающихся бесовских ловушках невозможно, что я и делал коротко в приличных к тому местах.
Теперь к ИМ приступает каждый сообразно своему пониманию прочитанных книг. Обычно, не разобравшись, в нередко противоречащих друг другу наставлениях, и ничего не достигнув в таком делании, оставляют ИМ. Некоторые же прививают ее себе, частым повторением, и повторяют ее, вкупе с помыслами, в течение дня. Но уже мало кто вводит ИМ в сердце, а молящихся людей молитвой чистой от помыслов и того меньше. (Да и есть ли такие?)
ИМ нашего времени гораздо слабее первых христиан, а о духовных высотах, только и вздохнешь иной раз, но с другой стороны это мученическая молитва, ибо за постоянную борьбу с помыслами подвижник увенчивается.

Немного посмотрим на запад.
Восточная церковь, когда стала угасать «Гласная и чувственная молитва», перешла на «гласную молитву по счету».
Западная церковь сохранила практику «гласной и чувственной молитвы», но, не имея духоносных отцов, она превратилась в «чувственную – прелестную молитву».
Молитвенник разгорячал свои чувства: любовью к Богу; жалостью Христа, висящего на Кресте; саможалением и самолюбованием себя в своей греховности, сопровождая это плачем.
Чувства – здесь, тот же образ. Душевный человек, переживая свои чувства, может вызывать плач и смех. Так и молитвенник своими чувствами создает образы. Вызывает «образ страдания на кресте» и сам плачет перед этим своим «образом страдания». Сам выдумывает себе «образ себя израненного, с кровоточивыми язвами, как будто грехами уязвленного» – сам и плачет от жалости к себе. Сам представляет любовь – сам радуется, утешается и плачет от умиления. И эти слезы принимаются за «духовность» и «чистую молитву». Здесь бы быть духовному учителю – наставнику, чтобы остановить заблуждение молитвенника, но его нет. А дальше, «молящийся, своим сочиненным представлениям» человек, уже не может и не хочет сдерживать себя и своими фантазиями доводит себя до умопомрачения. Некоторые имеют пятна на руках, ногах и груди как у Христа распятого. Некоторые женщины вступают в связь с образами, которые создали своим воображением. Некоторые вступают в разговоры со своими «образами». Ни о какой молитве здесь речь уже не идет, чувства – образы переполняют человека. Но он не идет в духовную лечебницу, ибо их нет, а сам, подчас, становится учителем «прелестной молитвы», что полностью выхолащивает церковное устройство. Здесь о духовных чувствах и речи быть не может. Однако и западным христианам будет полезно прочесть здесь о молитве, авось, кому и поможет. Много здравомыслящих людей во всех церквах, будь то протестанты, католики или православные христиане.

О благословении. И хотя моление – «гласной молитвой», на первый взгляд, меньше подвержено пагубному влиянию бесов, чем в «гласной и чувственной молитве»  на человека, но и здесь нужен был наставник в молитвенном делании. Потому без руководства человеку запрещалось приступать к ИМ, для его же блага.
И до нас дошел, и укрепился этот запрет, что без благословения священника или иеромонаха нельзя молиться ИМ. Что толку от этого благословения? Есть оно или нет, никакой разницы.
Апостол Иаков пишет нам: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: <идите с миром, грейтесь и питайтесь>, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2;15,16).
Сравни: «Если брат или сестра не умеют молиться Исусовой молитвой, а священник скажет им: <идите с миром, молитесь и спасайтесь>, но не научит их молиться: что пользы?»
Если священник скажет брату или сестре, желающим молиться ИМ: «нет моего благословения».
Сравни: «Если брат или сестра не умеют молиться Исусовой молитвой, а священник скажет им: <идите с миром, не молитесь, а спасайтесь>, но не научит их спасаться: что пользы?»
Какая польза от такого благословения? Что опасного от такого запрета? Ничего. Это только показывает, что он не умеет молиться, не более того. Священник как бы говорит: «Я не ходил тем путем, потому ни запретить, ни благословить не могу». Потому, для какой нужды вскрывать душу подвернувшегося под вашу руку, священника? Лишний повод к осуждению и сомнению: «если батюшка не может, то куда уж мне?».
Не начинайте молиться «Гласной и чувственной молитвой» и «Гласной молитве по счету», много других интересных, полезных и безопасных способов есть, часть их предлагается в моих заметках. Всему свое время.
Я не открыл ничего нового в молитвенном делании, все это есть, все это написано в духовных книгах святыми отцами и мне не удалось собрать и крупицы от их драгоценного опыта, но что удалось собрать, то разложил, как мне показалось удобным образом для понимания и применения. 


Рецензии