Мария Скобцова - Святая наших дней

Красивая сильная женщина, многогранная незаурядная личность, глубокомыслящий и талантливый человек – Мария Скобцова, в 2004 году была причислена к лику святых, правда не Русской Православной Церковью, а Константинопольским патриархатом.

В биографии Елизаветы Юрьевны (так Марию звали в миру, ещё до принятия монашеского пострига) есть несколько фактов, которые смущают священнослужителей и вызывают споры по поводу причисления её к лику святых.

Итак, Елизавета была дважды замужем и имела троих детей.

Судьба их была трагична: старшая дочь Гаяна умерла предположительно от брюшного тифа, младшая Анастасия – от менингита, сын Юрий погиб в фашистском концлагере.

Елизавета в 1917 году вступила в партию эсеров, в 1918 была избрана городским головой Анапы, а после прихода к власти большевиков, заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию.

Об этом периоде её жизни можно прочесть в повести «Как я была городским головой». Кроме того, во многих статьях, докладах и эссе Мария Скобцова выражает своё отношение к революции, к коммунизму, к другим политическим идеологиям, к религии и церкви, к общественной деятельности и многому-многому другому, о чём женщине, да ещё монахине, лучше вообще не думать. Да и много ли вы знаете женщин-богословов или женщин-философов?

На первом месте для Марии всегда было дело, и будучи человеком с активной жизненной позицией, она отдавала предпочтение непосредственному оказанию помощи людям, иногда в ущерб исполнению обрядовой стороны церковной жизни. Она говорила:

«На Страшном суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме».

Она открывала бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных. Одним словом, Мария Скобцова для многих выглядела чересчур активной и погружённой в дела мирские и суетные, что не совсем характерно для монашеского образа жизни.

Во время Второй мировой войны, когда нацисты оккупировали Францию, Мария укрывала в своём общежитии советских военнопленных, а также евреев, которым, вместе с о. Димитрием Клепининым, выдавала фиктивные свидетельства о крещении, некоторым это помогло спастись. Таким образом, Мария Скобцова стала связана с антифашистским движением Сопротивления.

В 1945 году Мария, её сын Юрий, священнослужитель Димитрий Клепинин были арестованы представителями гестапо и отправлены в концлагерь Равенсбрюк, откуда им уже не суждено было вернуться.
31 марта 1945 года Мария была казнена в газовой камере. Это произошло за неделю до освобождения Красной армией концлагеря, в котором она находилась.

В память об этой удивительной женщине в Риге, на доме, где она родилась, установили мемориальную доску, в Париже в её честь назвали улицу, от государства Израиль Мать Мария (Скобцова) и о. Димитрий Клепинин были удостоены звания Праведников Мира, в Иерусалиме посадили деревья-памятники с именами обоих мучеников, в СССР её наградили Орденом Отечественной войны II степени, также в 1982 году был снят фильм посвящённой судьбе Марии Скобцовой, а как отблагодарили её потомки нынешней современной России?

«В 1992 г. на экуменическом съезде во Франции, организованном общиной протестантских сестёр, было составлено и послано Московскому Патриарху Алексию II прошение о прославлении матери Марии Скобцовой и её сподвижников, подписанное православными, протестантскими и католическими богословами» (https://azbyka.ru/svyatye-parizhskie-muc…).

«Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых осенью 2000 года по представлению митрополита Сурожского Антония внимательно изучала возможность канонизации матери Марии, её сына Юрия и о. Димитрия Клепинина. При этом было выявлено много вопросов, на которые не нашлось ответа в представленных материалах».

«В предварительном заключении комиссии было сказано: «После получения новых сведений о жизни, подвиге, обстоятельствах кончины и почитании монахини Марии, её сына Георгия Скобцова, священника Димитрия Клепинина комиссия вернётся к обсуждению этого вопроса»» (http://mere-marie.com/canonization/).

Запросы были направлены в Архиепископию Константинопольского патриархата, но вместо предоставления данных, 16 января 2004 года Священный Синод Константинопольского патриархата в Стамбуле принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой), протоиерея Алексия Медведкова, священника Димитрия Клепинина, Юрия Скобцова и Ильи Фондаминского.

Вот как прокомментировал ситуацию ректор ПСТГУ член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Воробьёв (Московский Патриархат РПЦ): «Святые, канонизированные в одной Поместной Православной Церкви, являются святыми всей Церкви. Поэтому пока у нас есть единство с Вселенским Патриархатом, пока между нашими Церквами есть евхаристическое общение, святые, канонизированные Вселенским Патриархатом, являются и нашими святыми» (http://mere-marie.com/canonization/).

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской православной церковью. Вопрос о прославлении м. Марии Скобцовой так и остался открытым.


Рецензии