Старость как жалость к миру...
СТАРОСТЬ КАК ЖАЛОСТЬ К МИРУ
…Никого почти, что не осталось.
Стоит поклониться до земли...
Жили там, где многим выживалось...
В свет уходят, тающий вдали...
В добрый путь! В последнюю дорогу...
Любим, помним и благодарим...
Тем, кто остаётся, — их немного! —
Скажем, что их любим, не смолчим!..
Наталья КОНОПЛЁВА-ЮМАТОВА, 2024
У каждого индивида своя неизбежная старость со своим багажом чувств, переживаний и мыслей.
У кого-то из долгожителей последние годы жизни наполнены острой до слёз жалости к самому себе, любимому, такому покинутому и одинокому. У других наоборот — «осень патриарха» наполнена безмерной жалости ко всему миру, ко всему живому, в том числе и к человеку, даже к самому талантливому и во всём успешному.
Я долго жил, и никогда не забывал слова своих мудрых предков о так называемой «мировой скорби» и вселенской жалости — никогда никого не жалей всуе, на словах, если не в состоянии помочь людям на деле в их горестях и нужде.
Этот завет отцов и дедов был оригинально выражен в стихотворной форме одним из выдающихся русских поэтов-философов кромешной Смуты 90-х годов, эпохи безвременья и безнадежья:
Никогда никого не жалей
На словах, коли впрямь не поможешь.
Никогда на чужие не пей
И не пей на свои, если можешь.
(Лев Котюков)
Трудно возразить этим житейским, мудрым заповедям на всех этапах жизни человека, За исключением глубокой старости, когда жизненный ресурс и возможности человека почти исчерпаны, а вконец изношенное сердце и усталая душа переполнены щемящей жалостью ко всему живому, в том числе и к людям молодого, цветущего возраста. Рад бы помочь словом и делом всем тем, кто остаётся жить после тебя, а ничего не получается — лимит добрых дел почти израсходован, ничего кроме старческой слезливой жалости не осталось.
Мне жалко всех — младенчиков и подростков, девочек и мальчиков, юношей и девушек, людей разных профессий, как производственных, так и творческих. Мне жалко их до боли в сердце, жалко чисто по-человечески с позиций своей глубокой старости и тотального духовного одиночества.
Особенно мне жаль людей любознательных, мыслящих, созидательных и творческих, ищущих, тонко чувствующих, страдающих и любящих — им трудней всего. Большинству из них ещё при жизни придётся убедиться в том, что их духовно-интеллектуальные труды не востребованы временем и людьми, оказались напрасными и ненужными.
Мне мучительно жаль металлургов и шахтеров, строителей и хлеборобов, врачей и учителей, «физиков» и «лириков», «ботаников», маркетологов и менеджеров, всех тех, кто в юном и зрелом возрасте, несмотря на все невзгоды нашего времени, пишет прозу и стихи. Мне жалко тех провинциалов и поэтов из глухой глубинки, кто издаёт свои книги за свой счёт (порой и на погребальные деньги), заставляя свои души трудиться день и ночь, в любое время года при любой политической погоде на дворе.
Мне жалко всех без исключения всех тех 880 тысяч авторов, которые зарегистрированы сегодня на литературном портале СТИХИ. РУ и 300 тысяч авторов на портале ПРОЗА. РУ. По сути, все они глубоко несчастные люди, утонувшие с головой в трескучем житейском шуме массовой культуры, растворившиеся как личности в своём великом коллективном множестве в информационном мировом пространстве. Да, среди них много тщеславных версификаторов, графоманов и интернетных компиляторов, но при особом старании, с помощью искусственного интеллекта, среди них можно обнаружить сотни и даже тысячи самобытных самородков, людей талантливых от Бога, весьма одарённых дилетантов-подражателей и эпигонов, глубоко культурных и образованных составителей художественных текстов.
Среди них нет, и не может быть полных бездарей и невежд — у каждого из них (при особом старании) можно найти хотя бы одно удачное (и даже гениальное) стихотворение, мудрое изречение и афоризм. По мнению дочери известного литературного критика Льва Анненского, Марии Львовны (1958-2019) — российской поэтессы и литературной переводчицы, только на одном портале «СТИХИ. РУ» при желании, можно обнаружить множество выдающихся произведений самодеятельных авторов на уровне поэтов Серебряного века и советских поэтов-классиков.
Два-три самых строгих литературных критика обязательно найдут на заоблачных вершинах поэтического шлака сразу несколько Брюсовых и Бальмонтов, Ахматовых и Тэффи, Северяниных и Сологубов. А чуть пониже в этой литературной круче можно без труда найти десятки современных Асеевых, Багрицких, Безыменских, Городецких, Жаровых. Среди сотен тысяч пишущих стихи можно обнаружить по стилю и тематике множество Антокольских, Бояриновых, Ваншенкиных, Заболотских, Исаковских, Лебедевых-Кумачей, Лукониных, Межировых, Михалковых, Наровчатовых, Светловых, Татьяничевых, Уткиных и Щипачёвых. Времена меняются, приходят и уходят, а эпигоны и версификаторы остаются.
Мне очень жалко всех тех авторов, кто публикует свои стихи и прозу на порталах Интернета, в «ЖЖ», «ВК», «Мейл.ру».
Мне так не хочется, чтобы неустанные труды их беспокойных душ и сердец пропали даром, ушли в забвение и небытие. Не хочу и не желаю. чтобы сами авторы навечно оказались в нетях русской культуры. Да-да! Музыка и поэзия переживут века — они бессмертны, зато человек, даже самый гениальный и великий, внезапно смертен. Автор умирает, и его труды вместе с домашней библиотекой и устаревшим компьютером выбрасывается родственниками на свалку. К сожалению, как сказал поэт: «… гибнут во времени, тонут в пространстве, мысли событья, мечты, корабли…» Произведения искусства гибнут не только во времени, но и в социальных катастрофах — в смутах. революциях и гражданских войнах. Иногда вместе с поэтами и художниками.
Далеко не все, кто сегодня публикуется в литературных альманах и журналах, войдёт в историю русской литературы — может только одно имя из трёх тысяч имён авторов. Сегодня количество писателей увеличивается по мере стремительного сокращения числа любознательных читателей. Самая читающая в мире страна за десять лет кромешной Смуты превратилась в страну бездумных потребителей, случилось не виданное, прежде не мыслимое, почти анекдотическое — чукча стал писателем и читателем в одном лице. Свыше миллиона российских самодеятельных писателей не успевают читать тексты своих собратьев по перу.
Но мне тех и других мучительно жалко. Жалко всех без исключения, оптом и в розницу, каждого в отдельности.
Никто из них не сможет больше написать нам всем в утешение: «Новый короб чувства я навьючил и пошел по новым берегам…» Никто из них не начнёт свою жизнь сначала, и новые пути никому не светят.
Мне мучительно жалко как тех, кто трудится под землёй, добывая золото и уголь, так и тех, кто трудится душою на земле, здесь, со мною рядом, пытаясь таким косвенным и обходительным способом противостоять тотальному расчеловечиванию в мире.
Я долго жил и по себе знаю, как трудно оставаться человечным в социуме, где богатый всегда умный и всегда прав, где миром правит злато при помощи булата, где Золотой Телец — Альфа и Омега, всему Начало и Конец, где только «бабло побеждает зло». (Сергей Михеев).
Была бы моя воля, будь я миллиардером Абрамовичем, Грефом, Дерипаской, Тинькоффым, Фридманом, будь я на месте Фрадкова или Путина, я бы для всех 880 тысяч самодеятельных авторов создал специальное мощное издательство, где каждый автор мог бесплатно издать свою книгу. Будь я премьер-министром, министром культуры и министром образования в одном лице, я бы обязал все библиотеки РФ приобретать за бюджетные деньги у самодеятельных авторов их книги, и создавать из них специальные фонды, как это практикуется, например, сегодня в Швеции и Норвегии.
Известно, что окончательную оценку книгам и творчеству писателя даёт нравственно здоровый социум и просвещённый, культурно развитый и требовательный читатель, а не политик-олигарх и тем более не банкир, не валютный спекулянт и не представитель всемогущего Финансового Интернационала. Каким будет читатель будущего, и будет ли он вообще, никто не знает. И никому на земле неведомо, чем закончится эпоха безумного взаимоуничтожения, переполненного завистью, ревностью и ненавистью.
Я долго жил и теперь твердо знаю, что всё живое на земле, дышащее, летающее, плавающее и ползающее достойно только одной жалости — и завидовать просто некому.
Я долго жил, я слишком стар, чтобы завидовать кому-либо, из людей известных и успешных, гениальных, весьма одарённых и не очень одарённых, но весьма популярных.
Зависть — одно из самых разрушительных (и саморазрушительных) качеств человека, она порождает в социуме братоубийство и отцеубийство, кромешные и безумные гражданские войны и революции.
Все беды человечества начались с зависти, ревности и алчности с «человеческим лицом», с ветхозаветного Каина, нашего прародителя, если верить Священному писанию. «Завистью великою исполнен был Каин и убил своего брата Авеля» (Иоанн Златоуст).
Воистину, зависть всегда была и остаётся по сей день губительней и страшней любой коррупции и насилия во всех сферах человеческой деятельности, а в литературе страшней в сто крат, особенно в нашей «Великой, вечной, неделимой России», или, может быть, в нашем «Славянском Союзе Суверенных Республик», в новом СССР. (Александр Пыльцын). Жертвами чёрной зависти стали многие советские поэты и прозаики, начиная от Сергея Есенина, Бориса Ручьёва и заканчивая Николаем Рубцовым и Вячеславом Богдановым.
Разрушительная энергия чёрной зависти значительно сокращает жизнь не только жертв зависти, но и жизненный ресурс самих завистников. Многие из них на глазах одного поколения умерли не от старости, а от черной зависти к другим, более талантливым и успешным. На почве черной зависти и миссионерской ревности накануне Смутного времени 9 сентября 1990 года был убит замечательный просветитель-проповедник и религиозный философ, протоиерей Александр Мень.
Сама по себе природная зависть не так опасна, опасна зависть агрессивная и целенаправленная, обильно сдобренная политическим доносом, измышлениями и клеветой. В связи с этим, ради личной безопасности талантливых носителей русской изящной словесности, в конце аморальных, безыдейных, нулевых годов, со стороны литературных корифеев в Госдуму РФ поступило предложение принять закон ФЗ «О борьбе с завистью».
Такое предложение бороться с основными, пещерными инстинктами и первородными грехами «ветхого», несовершенного, смертного человека на законодательном уровне, только лишний раз подчёркивало, в каком глубоком духовно-нравственном кризисе пребывала тогда Россия.
Вслед за законами по борьбе с завистью, алчностью и ревностью, возникла потребность и в других законах, касающихся морально-нравственного здоровья больного постсоветского социума. Несуразность такого рода «оздоровления» советско-буржуазного общества в олигархической России не раз тогда указывал российскому правительству и правительству города Москвы глава Русской Православной Церкви Патриарх Всея Руси Алексий II (Редигер), тайно и подло убитый в своих патриарших покоях 5 декабря 2008 года. (Лев Котюков) Всем нам памятно заявление русских священников «Горе строящему на крови», опубликованное в России в январе 1994 года.
Сегодня мне глубоко чужды попытки современных литераторов-политологов приписывать поэзии и поэтам какие-то социально-политические цели — они бессмысленны, а ещё бессмысленнее то, когда поэты (в широком смысле — люди искусства) пытаются управлять страной. Броская фраза Евгения Евтушенко: «Поэт в России больше чем поэт!» — всего лишь звонкая фраза идеологического прислужника, гениального двуликого Януса-лирика и политолога с человеческим лицом, который «не впадал перед властью в запуганность — испугался себя самого» (Лев Аннинский)
Мне жалко по-человечески Евгения Евтушенко, но мне стократ жальче Вячеслава Богданова, Николая Рубцова и своего земляка Бориса Примерова, доведённого демонами и бесами эпохи до самоубийства.
Я долго жил и слишком стар, чтобы не понимать, как окружающий меня социум стал стремительно у меня на глазах расчеловечиваться и терять жалость ко всему живому и дышащему. Я рад, что моя глубокая старость наполнена в последние годы жизни неизбывной жалости ко всем без исключения людям и животным, которые изначально обречены на мучительное выживание и страдание, на жизнь порой неправедную и незаслуженную за счёт страдания и умерщвления других.
Я слишком стар, чтобы завидовать чужим талантам и быть болезненно скупым на похвалу. Почти каждое утро я с огромным удовольствием публикую на своём сайте лучшие образцы современной самодеятельной поэзии, в основном женской лирики, сосредоточенной на портале «СТИХИ. РУ» Только так. И никак иначе. И никакой черной зависти и ревности. Только одна любовь и духовное взаимопонимание на пороге Вечности.
Чаще всего я публикую у себя женскую лирику, ибо в ней вся глубина и половодье чувств, «вечная весна» и свежесть интимных переживаний. В чисто женской лирике, как правило, почти нет политической философии и показной патриотической демагогии. На склоне лет женская лирика мне кажется более душевной, мудрой и эмоциональной, чем лирика мужская, любовная и гражданская, социальная и политическая.
Только вера в Бога и совершенного Человека, только одна любовь и духовное взаимопонимание на пороге Вечности — вот наше спасение и утешение!
Я слишком стар для того, чтобы не жалеть и не любить этот мир и людей его населяющих. Уже много лет я стараюсь хоть в чём-то быть благодарным людям с чистою душой и благородными помыслами. Я одинаково охотно и радостно публикую на своих страницах оригинальные стихи знакомых и незнакомых мне, никому не известных авторов, маститых мастеров и начинающих подмастерьев, членов поэтических кружков и литобъединений, слушателей литературных курсов и выпускников Литературного института имени Максима Горького, и просто стихи поэтов-самоучек, от самой природы одарённых русских самородков. Я знаю, что даже у самого заклятого графомана обязательно найдётся удачное стихотворение и даже гениальная строка, достойная публикации на любом носителе инфррмации.
В прошлые годы я публиковал в социальных сетях на своих страницах стихи своих друзей и коллег по перу, знакомых и малознакомых авторов — Виленского, Когана, Котюкова, Куксова, Мамонтова, Романовой-Настиной (Яковлевой), Федосова, Фридмана, Шутова. В прошлом году и в этом, 2024, мною опубликованы стихи свыше 60 неизвестных мне авторов портала «Стихи.ру». Среди них —Наталья Коноплёва-Юматова, Татьяна Вебер, Юлия Погодина, Мария Бровкина-Косякова, Светлана Водолей, Алена Воля, Вероника Пестова, Марина Юрченко-Виноградова, Татьяна Беляева-Томашевская, Анна Сотникова Алина Марк, Сергей Поделков, Павел Косяков и многие другие.
Я стараюсь это делать каждый день, но у меня не всегда это в полной мере получается. Всему виной моя глубокая старость — старость как фактор понимания и первоистина, старость как пожизненный срок, старость как жалость к миру и ко всему в нем дышащему и живущему.
22.03.2024, Теракт в России, в Красногорске, в «Крокус Сити Холле».
Свидетельство о публикации №224032600457
Рефлексия на прожитые и текущие события, мысли нас посетившие важны для возможного Будущего и нас, и следующих за нами поколений...
Но отвечать каждый будет перед Всевышним за себя: созданное, сохранённое, уничтоженное,обиженное,пронизанное любовью, ненавистью...
Владимир Казаков Нн 26.03.2024 09:36 Заявить о нарушении