Семейное образование - технология будущего

 
Не замечали, как много конфликтов происходит между родителями и педагогами начальной школы/воспитателями детского сада из-за неправильного, по мнению родителей, подхода к ребенку, организации самой обстановки в учреждении типа температуры/проветривания/прогулок, питания? Наконец, из-за того, что порой они забирают ребенка из учреждения с синяками и следами укусов. Все подобные претензии, однако, сходят на нет, когда ребенок подрастает и входит в подростковый возраст.

Как разрешить эту проблему? К сожалению, в последнее время мы всё больше сталкиваемся с совершенно нездоровой тенденцией: родителям – заткнуться, пусть всё решают специально обученные специалисты, которым виднее. Короче, ювеналка и фашизм в действии. Ребенок – не мамин и папин, а государственный. Понятно, что такой подход противоречит и этике, и элементарной человечности, и даже вполне себе материалистической физиологии и возрастной психологии. В связи с этим очень больно видеть в фантастике все эти описания интернатов, начиная с годовалого возраста, неизбежно влекущих отчуждение от родителей и разрушение семейных связей.

Но даже если попробовать представить себе идеальные детские учреждения, то мы неминуемо придём к выводу, что организовать таковые в принципе невозможно. Взять, допустим, возраст 1-3 года. За сколькими детьми такого возраста может присматривать воспитатель, чтобы нормально обеспечить их безопасность и развитие? Ну, двое, максимум трое. Сами представьте – тут игрушку не поделили и один уже замахивается, чтобы треснуть соперника ею по голове, тут кто-то бежал, упал и ревет, жаждет утешения. А кто-то в это время, извините, обкакался.

Но такое количество воспитателей просто нереально обеспечить чисто физически, не говоря уже об экономических соображениях. Есть, конечно, ещё вариант каких-нибудь андроидов с искусственным интеллектом. Только согласились бы вы отдать под их присмотр своих детей?

Идем дальше, к более старшему возрасту. Не секрет, что большинство малышей очень плохо переносят начало посещения детского сада. Они плачут, рвутся к маме, начинают болеть. Все дети, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, на некоторое время переключаются из режима развития и познания мира в режим выживания. Стресс может быть настолько сильным, что спровоцирует значительное нарушение психики, иммунитета, при совсем неблагоприятном развитии событий и вовсе развитие тяжелой болезни типа астмы.

Этот крайне деструктивный для здоровья и психики процесс даже назвали специальным термином «адаптация». Ребенок, вырванный из семьи и помещенный в чужую, подчас враждебную, среду, сильно страдает. Он начинает искать в себе, что же он такого плохого сделал, раз родители решили от него избавиться. Это сильно ударяет по самооценке на всю оставшуюся жизнь, а может и вовсе поспособствовать выбору деструктивного поведения, ведь у ребенка внутри имеется установка: раз родители сдают меня в такое место, и не прекращают это делать, даже видя, как мне тут нехорошо, значит, я плохой!

Адекватная стратегия поведения тут только одна – следовать за ребёнком. Если ему не хочется выходить из семьи, значит, не надо выгонять насильно. Разные дети будут выходить в большой мир в разное время, и это нормально. Максимум в подростковом возрасте некоторая сепарация от родителей с расширением круга людей, с которыми взаимодействует ребенок, и мест, где он бывает помимо семьи, всё равно неизбежна.

Есть, конечно, вариант установления теплых личностных отношений, формирования привязанности между ребенком и воспитателем. По аналогии с няней, помогающей растить ребенка бабушкой или иным родственником. Но тут, во-первых, опять же встаёт проблема количества воспитателей. Обеспечить одного взрослого на 5-6, максимум 7-8 детей, очень непросто. Во-вторых, надо отдавать себе отчёт, что чужой человек, воспитывающий вашего ребенка, неизбежно будет транслировать ему свои нормы и ценности, своё отношение к жизни, и всё это может сильно отличаться от ваших.

Теперь поговорим о начальной школе. Сейчас имеется большой опыт частных, семейных школ и отдельных родителей, свидетельствующий о том, что эффективность образования может быть выше в разы, чем то, что мы привыкли видеть.

Во-первых, за счёт индивидуального подхода. У госшколы и вообще классно-урочной системы есть один неискоренимый недостаток. Она в принципе не учитывает интересы и потребности отклоняющихся от некоего среднего уровня детей – как одаренных, так и, напротив, слабых и проблемных.

Первые не достигают того уровня, на который могли бы выйти, и их способности притупляются, не получая должной нагрузки и развития. Вторые и вовсе остаются за бортом, их списывают в педагогический брак с клеймом неудачников, кое-как дотягивая до выпуска по принципу «три пишем, два в уме».

Слабые и проблемные дети – это вообще отдельный большой разговор. Многим из них можно было бы помочь освоить общеобразовательную программу даже на весьма высоком уровне при наличие индивидуального подхода.

Во-вторых, эффективность образования может быть сильно увеличена за счет изменения возраста его начала. Здесь я могу сослаться на свой личный опыт. Как только ребенок стал нормально говорить – пора начинать систематическое обучение. Развивающие игры, музыка, рисование, изучение букв и цифр. Да, мы уже давно не обитаем в крестьянских избах среди природы, но, напротив, живём в мире знаков – пресловутых цифр и букв. Ребенок должен осваивать то и взаимодействовать с тем, что его окружает, а не подчиняться неким абстрактным и устаревшим представлениям о том, что давно кануло в прошлое. Вот только трёх-четырехлетку не посадишь ни в класс из 30 человек, ни даже из 10-12. Поэтому снижение возраста начала образования в рамках системы маловероятно.

Вообще, забегая вперёд, скажу, что освоить 11 классов к 14-15 годам – совершенно реально для любого здорового ребенка при условии индивидуального подхода и качественного систематического обучения, один на один с родителями, родственниками и знакомыми, или репетиторами, либо в минигруппах. А программа начальной школы наверняка в ближайшие пару десятков лет начнёт массово осваиваться уже к 7-8 годам. Естественно, речь идёт о здоровых детях.

Теперь о том, почему индивидуальное образование так эффективно, особенно в начальной школе:

1. Возможность идти в индивидуальном темпе ребенка. Понял материал – идём дальше. Усваивается с трудом – можем и задержаться, отработать более тщательно.

2. Организация обучения в соответствии с темпераментом и иными психологическими особенностями ребенка. Длительность урока, перерывы, возможность проводить его не сидя за партой, а в движении, что актуально для многих гиперактивных мальчиков. Традиционная же школа калечит детей обездвиженностью. Они неподвижно сидят на уроках, им не разрешают бегать на переменах, а после школы кружки и многочасовая домашка. В то время как в этом возрасте они должны бегать, лазать, играть в подвижные игры.

3. Возможность выбора способов отработки учебного материала, исходя из запросов ребенка и возрастных особенностей. Например, ученик может щелкать примеры и задачи, как орешки. А вот оформление этого в письменном виде вызывает у него серьёзные затруднения из-за возраста или индивидуальных характеристик. Поэтому большую часть проделываем устно, или просто вписывая ответы/рисуя криво-косо чисто для себя схему задачи. Соответственно, за урок прорабатываем больше материала, быстрее идём вперёд и не вызываем у ученика отвращения к процессу учёбы.

Оформляем же по всем правилам совсем немного заданий, чтобы ребенок имел представление, как это делается, и потихоньку настраивался и на эту, пока сложную, бессмысленную и неприятную для него деятельность. Естественно, постоянно объясняя и раскладывая по полочкам, зачем это надо.

4.Возможность корректировать программу под ребёнка. По каким-то предметам забегать вперёд, по каким-то, наоборот, отставать с последующим быстрым навёрстыванием в более старшем возрасте.

5.Благоприятная среда. Ребенку не приходится расходовать ценные ресурсы психического и физического здоровья на выживание в подавляющей его враждебной среде, попутно приобретая психические расстройства, заболевания и вредные привычки. Весь его потенциал направлен на то, чтобы стать умнее и сильнее. Время отстаивания своих принципов наступит позже. Да и справиться с этой задачей будет гораздо легче при наличии крепкой психики, адекватной самооценки и хорошего физического здоровья. До подросткового же возраста ребенок по своей природе слепо впитывает и подражает тому, что видит у окружающих.

В Светлом будущем образование будет семейным!


Рецензии
Пока не прочитал полностью, прочитаю позже. По первым строкам: семейное воспитание - хорошо ли это? Ведь есть и такие родители, которые в своем ребенке будут пытаться воплотить безумные нереализуемые фантазии.

Шильников   19.12.2024 08:51     Заявить о нарушении
По мере прочтения: "дети начинают болеть...". Были разные обсуждения этого явления. И самое разумное объяснение, которое я прочел: ребенок вырабатывает иммунитет. Если держать ребенка дома, в стерильных условиях, он болеть будет реже. Но потом, выйдя во внешний мир, мигом загнется. Читаю дальше...

Шильников   19.12.2024 20:14   Заявить о нарушении
Прочел, далее возьмусь за вашу фантастику - посмотрю, про что там. По вопросам, который Вы подняли в данном произведении, можете прочесть: http://proza.ru/2021/12/06/226

Шильников   19.12.2024 20:39   Заявить о нарушении
По поводу болезней - дело не в иммунитете. Причина именно стресс. Ведь дети на семейном лет в 10, а то и раньше, начинают по городу перемещаться на разные кружки. Метро переполненное, прочий транспорт. Но кружках большинство детей ходит в школу. Ан нет, не болеют. Точнее, болеют немного, без ярко-выраженных всплесков, как все люди.

Просто всему своё время. Не надо на ребёнка взваливать непосильный для его возраста груз. Он его потащит, скорее всего. Вот только покалечится при этом.

Тэми Норн   22.12.2024 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.