На встрече памяти Владимира Автономова

Владимир Михайлович Автономов – поэт советского времени, бывший коммунист. И потому у него в стихах о родине и о людях видно неравнодушие к людским судьбам. Например, вот в этом стихотворении он говорит:

«На людях, ну а чаще в одиночку,
Как песни полюбившийся мотив,
Я бормочу корниловскую строчку:
“Секретари райкома и актив”.

Я оттого, как запевала в роте,
Ее с таким пристрастием твержу,
Что сам когда-то был на партработе
И это свято в памяти держу.

Да разве можно сердцу позабыть их,
Друзей тех лет, что были как родня.
Что разбираться в людях и событьях
Учили по-партийному меня!

И школили, и поправляли часто,
Отечески порою пожурив.
К моей судьбе они всегда причастны –
Секретари райкома и актив».

Это был, наверное, в Нижегородском крае единственный поэт, который вел трезвый образ жизни. Сам не пил и к другим, особенно к молодым поэтам, относился строго по этому поводу. Я это видел однажды, когда случайно оказался в 1970 году на семинаре молодых писателей на Бору, на Моховых горах. И молодые поэты слушались его. Были попытки сбегать в магазин за вином и втихаря выпить, но его голос: «Если будет кто замечен в пьянке, тот незамедлительно вылетит с семинара к чертовой матери» останавливал бедолагу.

Запомнился еще один эпизод. Я видел Автономова в Доме архитектора на площади Минина, напротив памятника Чкалову. Там решался вопрос о приеме поэта Виктора Кирилловича Кумакшева в члены Союза писателей. Его тогда там не приняли. Не хватило одного голоса «за». Помню, Владимир Михайлович Автономов тогда рассказал случай, как однажды принимали в члены Союза писателей другого какого-то нижегородского поэта.

Дело происходило примерно так. Приходит в Союз писателей один поэт. Там сидят несколько человек, заочно обсуждают поэта, претендующего в члены Союза писателей. Поэт, который был старше, ввел в курс события вошедшего писателя. Сказал: «Я предложил поэта, допустим, Ивана Ивановича, чтобы его приняли в Союз писателей. А этот товарищ против (он назвал фамилию поэта среднего возраста), говорит, что такие стихи, какие он пишет, может написать любой десятиклассник. А этот (рассказчик назвал фамилию другого поэта) тоже сказал, что его еще рано принимать в члены Союза писателей. И этот (он показал на третьего) тоже против.
И тут вошедший поэт сказал: «Дорогие друзья, вы, очевидно, плохо читали или совсем не читали стихотворения Ивана Ивановича. У него прекраснейшие стихи. Его обязательно надо принять в члены Союза писателей. Тем более что он работает на высоком посту. Поэт, который говорил, что такие стихи, какие пишет Иван Иванович, может написать любой десятиклассник, сразу вспыхнул и возбужденно произнес: «Я не сказал, что у него плохие стихи, наоборот, говорю, что они у него хорошие». Второй: «Я тоже говорю, что он прекрасный поэт». Третий: «А я, как всегда, только “за”». И Ивана Ивановича тогда приняли в члены Союза писателей.

«Вот так у нас порой принимают в Союз писателей», – сказал в заключение Владимир Автономов.

Прошло уже много лет, а я снова и снова перечитываю его стихи. И вспоминаю его как порядочного человека и замечательного поэта.


Рецензии