На встрече с прошлым

В Доме ученых состоялся поэтический вечер, приуроченный к 100-летию со дня рождения Бориса Ефремовича Пильника. Он взбудоражил меня.

Здесь я встретился, можно сказать, с прошлым. Во-первых, организаторы умышленно назначили встречу на четверг, потому что Борис Ефремович именно в этот день недели собирал свою поэтическую секцию.  Во-вторых, одним из первых на этом празднике поэзии выступил заместитель директора Дома ученых Дмитрий Никифорович Горбуля. Он рассказал, как в 1967 г., 4 марта, администрация завода «Орбита» пригласила Бориса Ефремовича выступить в красном уголке перед любителями поэзии с чтением своих стихов. И он, Дмитрий Никифорович, тогда молодой инженер-конструктор, активный участник художественной самодеятельности завода, впервые увидел поэта, познакомился с ним.

В 1967 г. и я работал на этом заводе слесарем. Неоднократно печатал свои стихи в многотиражной заводской газете «За прогресс». Заместитель редактора этой газеты Альбина Волгина меня тоже пригласила на ту встречу. Вот что она написала об этом вечере на литературной странице газеты «За прогресс» 25 марта того года:
«Шел четвертый день весны. И, может быть, поэтому с новой силой потянулись сердца нашей молодежи к стихам.

В субботу в небольшом уютном зале за чашкой кофе собрались лишь истинные любители поэзии, молодые рабочие, инженеры нашего предприятия. Они принесли с собой свежие стихи. В руках у многих были томики стихов любимых поэтов. Участники поэтического огонька увлеченно читали свои стихи, стихи поэтов-классиков, полюбившиеся им.

С интересом слушали присутствующие выступления В. Костерина, О. Шабаевой, Евг. Молостова, Н. Горбули, Н. Коненковой, А. Весницкого, Д. Горбули. А Дима Горбуля не только прекрасно прочел одно из малоизвестных стихотворений А.С. Пушкина, но и исполнил несколько украинских песен.

С краткой характеристикой стихов и рядом методических советов выступил приглашенный на вечер старейший поэт города – Б.Е. Пильник. Разговор о поэзии затянулся, только в двенадцатом часу участники вечера разошлись.
Четвертый день весны открыл нам новые стихи, новые имена, которым мы и предоставляем сегодня нашу литературную страничку. И, кто знает, может, этот вечер даст начало новым ручейкам, которые вольются в большую, идущую из глубины веков, могучую реку поэзии».

Тогда целая литературная страница была занята нашими стихами. Моих напечатано там четыре. Приведу здесь несколько строк из одного.

Из глубины веков, издалека
Течет она – поэзии река.
Я знаю, к ней дорога нелегка;
Жизнь проживешь – покажется – века.
Ведь в сущности поэт живет пока,
Но он умрет – останется строка…

В 1974 году, 16 апреля, в зрительном зале Дома ученых состоялся весенний турнир молодых поэтов, в котором довелось читать стихи и мне. На пригласительном билете, который у меня сохранился до сих пор как новенький, написано: «Каждый желающий принять участие в непосредственной борьбе, должен подготовить к дню конкурса два стихотворения, не более 50 строк каждое, на заданные темы: «Мой город», «О творчестве».
Я здесь приведу по несколько строк из этих стихотворений.
Первое:

Небес синеют пологи
Величественно молодо.
И я, как сын поволжской стороны,
Горжусь: мне любы-дороги
Черты родного города
И памятники русской старины.

И второе:
…Но как раскрыть мне тайну строк,
Взамен принять какие муки,
Чтоб, наконец, постичь я смог
Их заколдованные звуки…

Меня тогда наградили афишей, подписанной Пильником, Кумакшевым, Бараховичем и другими мэтрами.

Эта афиша висела 18 сентября сего года (2003 г.) в зале Дома ученых с другими реликвиями, связанными с памятью интереснейшего нижегородского поэта Бориса Ефремовича Пильника.


Рецензии