Казачка из Красного Оселка
Мне стало ясно, что Федор Григорьевич очень доверяет своей жене и дорожит ее мнением.
За чаем между разговорами зазвучали и поэтические строки. Читала Сухорукова:
«Брожу в лесу, листвой шурша,
Стволов касаясь,
И проясняется душа,
Пред Богом каясь.
Слегка береза шелестит,
Вся в серебринках,
И бабье лето к нам летит
На паутинках».
Мария Арсентьевна родилась на хуторе Ярыжки Волгоградской области, на бывшей земле области Войска Донского, в свободолюбивой казачьей среде. Окончила историко-филологический факультет пединститута. Стихи писала с детства, первое опубликовала в 14 лет в журнале «Пионер».
При волгоградской писательской организации она посещала поэтическую студию уже тогда известного российского поэта Федора Сухова, в то время жившего в Волгограде. Поэтический дар Марии Сухоруковой Федор Григорьевич заметил, еще когда она присылала свои стихи в газету «Волгоградская правда», где он работал литсотрудником. После института Мария Арсентьевна преподавала русский язык и литературу. Затем работала корреспондентом областной газеты «Молодой ленинец». Свои стихи печатала в областных и местных газетах, в журналах «Волга», «Юность», «Нева», «Наш современник» и других. Федор Григорьевич Сухов помог Марии Арсентьевне издать в столице первую книгу стихов «Под солнцем» («Молодая гвардия», 1977 год).
В 1979 году она переезжает жить в село Красный Оселок, на родину Федора Григорьевича. Член Союза писателей России, лауреат премии Бориса Корнилова, она – автор теперь уже пяти книг. Последний сборник «Зов небес» издан в Нижнем Новгороде благотворительным фондом «Меценат».
Поэзии Марии Сухоруковой присущи философское осмысление жизни, лиричность, напевность. Неслучайно более десятка стихотворений ее положены на музыку композиторами Т. Татариновой, С. Смирновым, Б. Сазоновым и знаменитым А. Заволокиным. Я слушал эти песни. Очень душевные.
В последние годы Мария Арсентьевна много обращается к Богу, и потому ею написано немало православных стихов.
…Размолвку с мужем, а затем и его кончину она очень тяжело переживала.
«Речка струйками льется в ведра,
Но средь радости и потерь
Мне все больше и больше, Федор,
Не хватает тебя теперь.
За ошибки себя ругаю,
Как бы надо тебя беречь!
Ты беседовать мог с лугами
И родную лелеять речь».
Воспитание сына, наставление его на путь истинный тоже стоило ей немалых трудов и здоровья. И теперь она с радостью восклицает:
«Двух поэтических кровей,
Двух душ – слиянье, откровенье.
Арсентий! Сын! В душе твоей
Всегда ищу свое спасенье.
Красивый, взрослый, в блеске дня
Ты для меня – ребенок снова.
Глазами мужа мне родного
Смотри почаще на меня».
В конце своей заметки я с удовольствием хочу пожелать Марии Арсентьевне доброго здоровья, стойкости в жизненных испытаниях и новых удач на поэтическом поприще.
«Нижегородская правда»
15 ноября 1997 год
Свидетельство о публикации №224032600874