Хвалите бога

Мария Арсентьевна Сухорукова – очень талантливая поэтесса. Знаю ее не менее 30 лет. Когда был жив ее муж, прекрасный поэт Федор Григорьевич Сухов, я не раз навещал их в селе Красный Оселок Лысковского района. За чаепитием мы читали стихи. Говорили о поэзии и о поэтах. Мария тогда еще не была членом Союза писателей России. Их сын Арсентий в то время учился в ПТУ в г. Лысково.

Жить в селе двум поэтам при огромном усадище было нелегко. Кроме написания стихов, нужда заставляла их копать, сажать, собирать урожай. Удобств никаких. Это уж потом они провели газ, а то на зиму нужно было запастись дровами. Напилить их, наколоть. Истопить печь. Еду сготовить. Мария Арсентьевна тогда работала учительницей в школе. При таких условиях их жизнь текла не всегда ровно. Незадолго перед смертью Федор Григорьевич уехал жить в Нижний. Однажды от него я услышал, когда он еще жил в селе, такую фразу: «Мария моложе меня на 30 лет, все трудности при хозяйстве достаются ей. Не каждая молодая женщина свяжет свою судьбу со стариком».

И вот уже прошло ровно 23 года, как не стало Федора Сухова. И если Мария была в чем-то виновата перед ним, то все эти годы она раскаивается в этом. Не это ли подвигло ее к вере в Бога?

15 ноября 1997 года в газете «Нижегородская правда» была опубликована моя заметка о Марии Сухоруковой и ее только что вышедшем пятом стихотворном сборнике. У меня на него тогда родился экспромт:


Твоих стихов я много знаю.
Их с удовольствием читаю.
И ждал, как чудо из чудес,
Прочесть твой сборник «Зов небес».

В прошлом году у Марии Арсентьевны вышла уже десятая по счету книга стихов в красочно оформленном твердом переплете, с иллюстрациями. Если 23 года назад поэтесса только входила в религию, то теперь целиком погружена в нее. Почти каждое стихотворение пронизано Богом, раскаянием и печалью.
Армянский поэт Шираз однажды сказал:

«Поэт утешит каждого, кто грешен,
Но сам он безутешен».

И Мария, не находя себе утешения, пишет:

«Я по горло в крови, дикий ужас!
И в моей многогрешной судьбе
Хуже зверя любого я, хуже:
Столько душ загубила в себе!

Я грешила устами, руками,
Я у бездны была на краю.
А теперь сокрушаюсь и каюсь,
Свою горькую песню пою…»

В стихах Марии Сухоруковой звучат ноты отчаяния, переживания и глубокого волнения за будущее своей Родины – России, за свой народ. За молодых людей, которые только вступают в жизнь.

«Помогите, спасите родную
Боль мою – православную Русь,
Не боюсь за себя за одну я,
За птенцов желторотых боюсь».

С возмущением пишет она о злобном отношении людей к животным.

«Подвластны мы стали злой силе,
И льется она через край.
Убили собаку, убили
За громкий, заливистый лай.
В каком же ужасном угаре,
Безумии люди живут,
Коль преданной лающей твари
Полаять и то не дают».

Мария Арсентьевна – поэтесса смелая, со своим особым видением мира. В одних стихах она обвиняет Ленина и нынешнюю демократию, в других – прославляет царя Николая Второго и Григория Распутина. Пусть ее точку зрения воспринимают по-разному, но на то она и поэт, а не слизняк, чтобы писать в угоду кому-то.
В то же время в ее стихах не теряется вера в то, что, пройдя страдания и муки за свои грехи, Россия под покровительством Господа Бога не только найдет себе спасение, но и займет достойное место в мире.

Я с большой любовью отношусь к стихам Марии Сухоруковой.
Приведу здесь несколько строк из лирического стихотворения «Флоксы».
;

«Серебристо росы
Обрядили сад.
Розовые флоксы
Аромат струят.
И под тучей черной
В солнечные дни
Молятся соборно
Господу они».

Такие стихи читаешь, и легко становится на душе. Молодец, Мария!
В заключение хочется привести еще одно четверостишие из ее стихотворения «Хвалите Бога».

«Я червь и тля, труха от пня,
Грешна, убога.
И не хвалите вы меня,
Хвалите Бога».


Рецензии