Гимн любви Бетховна
Эпиграф:
«Оловянный солдатик стойкий...
Ты, из сказки пришёл невольно,
Рассказать о своей любви...»
(Людмила Иоффе)
Седьмая симфония Бетховена для меня это потрясающий гимн любви Стойкого оловянного солдатика и Танцовщицы. Всё, что они чувствуют, и совершают в сказке, не проронив ни слова, раскрывается в этой симфонии как балет невероятно ярких чувств и поступков, продиктованных этими чувствами. Это слышится и видится так же великолепно и торжественно как «Щелкунчик» Чайковского! А может быть ещё выразительнее.
В первой части Poco sostenuto - Vivace мы становимся свидетелями зарождения этой любви. В ней ещё много неясного. Смутно проявляются силы, которые препятствуют ей (троль), а так же слышится предвестие победы над ними...
Во второй части Аllegretto мужское стойкое начало и женское нежное чудно переплетаются. Здесь переданы испытания, через которые героически проходит этот рыцарь Андерсена и восхищение, которое он вызывает у Танцовщицы (нежное повторение темы). (Бетховен посвятил эту симфонию своей «Вечной возлюбленной» Он тоже был стойким!) В конце этой части наш герой брошен в огонь печи, который становится символом любви, «крепкой как смерть» по словам «Песни Песней»*:
«Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или от любви – он и сам не знал. Краска с него совсем слезла, он весь полинял: кто знает, отчего – от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко, с ружьем на плече.»
Людмила Иоффе в стихотворнении «Стойкий» лучше всех смогла передать всю красоту и благородство этого героя:
Ты, всё выдержал стойко, отважно,
Не согнулся и не сломался
И остался верен мечте своей,
Ты, расплавился, но не сдался!
Ты, сгорел от любви, не согнулся.
Капля олова - в виде сердца,
От тебя осталась на память,
Но, любви не закрылась дверца...
В третьей части Presto мы видим как Танцовщиица пархнула в огонь этой пламенной любви вслед за ним:
«Вдруг дверь в комнату распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом...»
Мы слышим в музыке всё, что она чувствует при этом. Это проходит перед нами как под временной лупой во всех мельчайших подробнотях этих непередаваемых словом эмоций. И затем в огне этой невероятно яркой любви начинается вальс и снова повторяются его первые такты ещё громче и торжественнее, снова и снова как кульминация этого балета о люви! Этого нет у Андерсена. Но что не смог передать словами великий сказочник, передал в музыке гениальный композитор. И далее в танце идёт общее радостное воспоминание влюблённых о том, как она порхнула за ним.
Четвёртая часть Allegro con brio это нескончаемый апофеоз этой любви, полный восторга! В нём и неимоверная скачка и барабаны и отзвуки леса и всё вместе!
При этом вся симфония невероятно темпераментна и романтична!
Итак я попытался услышать сердцем эту симфонию благодаря сказке «Стойкий оловянный солдатик» и поделился со всеми, «кто стоит на земле лишь одной ногой», как влюблённые герои Андерсена.
--------------------------
* «Крепка как смерть любовь» (Песн. 8:6)
Сказка была написана приблизительно в 1838 году спустя четверть века после создания седьмой симфонии Бетховена (1812).
На титульном листе симфонии стояло: „Meiner hochverehrten Freundin Antonie Brentano von Beethoven“. "Unsterbliche Geliebte".
Свидетельство о публикации №224032600935
Борис Силуанов 27.03.2024 13:04 Заявить о нарушении
Бетховен писал её уже начиная страдать от глухоты. Он вложил в неё столько чувства. Для меня это его героическая симфония Любви. Вторая и третья часть это её сердце.
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 27.03.2024 13:29 Заявить о нарушении
Прослушал симфонию в вашем толковании, благодарю! Симфонии Бетховена - тоже моя слабость. Я их слушал, особенно часто 9-ю, но не знал, как их понимать. Полагал, что в них преобладают такие движения души, которые связаны с общественным служением, подвигом, борьбой со злом, за общее счастье людей... При этом, конечно, было видно, что любовная тема всегда проявлялась, но чтобы целое произведение было ей посвящено, такого я не предполагал. Впрочем, я чисто-любитель и особенно не пытался разгадывать и изучать.
Но вот только что, попробовав воспринять симфонию так, как вы предложили, понял, что она ожила и наполнилась другими смыслами, более достоверными. Музыка зазвучала по-настоящему.
Ещё кстати хотел бы заметить, что классическая музыка не мешает духовной жизни, и часто может помогать; например, когда с головой захватили помыслы, то она может просто выдернуть из них, и становится легко перейти, например, к чистой духовности - молитве, богомыслию...
Ещё раз спасибо.
Борис Силуанов 29.03.2024 19:27 Заявить о нарушении
Абсолютно с Вами согласен. Истинная музыка гораздо чаще помогает чем мешает молиться.
Сердечное спасибо за отзыв.
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 29.03.2024 20:54 Заявить о нарушении