Гимн любви Бетховна

               
             Эпиграф:

           «Оловянный солдатик стойкий...
            Ты, из сказки пришёл невольно,
             Рассказать о своей любви...»

                (Людмила Иоффе)



Седьмая симфония Бетховена для меня это потрясающий гимн любви Стойкого оловянного солдатика и Танцовщицы.  Всё, что они чувствуют,  и совершают в сказке, не проронив ни слова, раскрывается в этой симфонии как балет невероятно ярких чувств и поступков, продиктованных этими чувствами.  Это слышится и видится так же великолепно и торжественно  как  «Щелкунчик» Чайковского!  А может быть ещё  выразительнее.

В первой части Poco sostenuto - Vivace  мы становимся свидетелями зарождения этой любви. В ней ещё много неясного. Смутно проявляются силы, которые препятствуют ей (троль),  а так же слышится предвестие победы над ними...

Во второй части Аllegretto  мужское стойкое начало и женское нежное чудно переплетаются. Здесь переданы испытания, через которые героически проходит этот рыцарь Андерсена  и восхищение, которое он вызывает у Танцовщицы (нежное повторение темы). (Бетховен посвятил эту симфонию своей «Вечной возлюбленной» Он тоже был стойким!) В конце этой части наш герой брошен в огонь печи, который становится символом любви, «крепкой как смерть» по словам «Песни Песней»*:

«Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или от любви – он и сам не знал. Краска с него совсем слезла, он весь полинял: кто знает, отчего – от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко, с ружьем на плече.»

Людмила Иоффе  в стихотворнении «Стойкий» лучше всех смогла передать всю красоту и благородство этого героя:

           Ты, всё выдержал стойко, отважно,
           Не согнулся и не сломался
           И остался верен мечте своей,
           Ты, расплавился, но не сдался!

           Ты, сгорел от любви, не согнулся.
           Капля олова - в виде сердца,
           От  тебя осталась на память,
           Но, любви не закрылась дверца...

В третьей части Presto мы видим как Танцовщиица пархнула в огонь этой пламенной любви вслед за ним:

«Вдруг дверь в комнату распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом...»

Мы слышим в музыке всё, что она чувствует при этом. Это проходит перед нами  как под временной  лупой во всех мельчайших подробнотях этих непередаваемых словом эмоций.  И затем  в огне этой невероятно яркой любви начинается вальс и снова  повторяются его первые такты  ещё громче  и торжественнее, снова и снова как  кульминация этого балета о люви!  Этого нет у Андерсена.  Но что не смог передать словами великий сказочник, передал в музыке гениальный композитор. И далее в танце идёт общее радостное воспоминание влюблённых о том, как она порхнула за ним.

Четвёртая часть Allegro con brio это нескончаемый апофеоз этой любви, полный восторга! В нём и неимоверная скачка и барабаны и отзвуки леса и всё вместе!

При этом вся симфония невероятно темпераментна и романтична!

Итак я попытался услышать  сердцем  эту симфонию благодаря сказке «Стойкий оловянный солдатик» и поделился со всеми, «кто стоит на земле лишь одной ногой», как влюблённые герои Андерсена.
 
--------------------------
* «Крепка как смерть любовь» (Песн. 8:6)

Сказка была написана приблизительно в 1838  году спустя четверть века после создания седьмой симфонии  Бетховена (1812).

На титульном листе симфонии стояло: „Meiner hochverehrten Freundin Antonie Brentano von Beethoven“.  "Unsterbliche Geliebte".


Рецензии
Ваш литературный этюд, уважаемый Владислав, заставит на досуге прослушать 7 симфонию, с особым вниманием, за что большое спасибо. Само чтение доставляет волнение и удовольствие.

Борис Силуанов   27.03.2024 13:04     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо Борис!

Бетховен писал её уже начиная страдать от глухоты. Он вложил в неё столько чувства. Для меня это его героическая симфония Любви. Вторая и третья часть это её сердце.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   27.03.2024 13:29   Заявить о нарушении
Добрый день, Владислав!
Прослушал симфонию в вашем толковании, благодарю! Симфонии Бетховена - тоже моя слабость. Я их слушал, особенно часто 9-ю, но не знал, как их понимать. Полагал, что в них преобладают такие движения души, которые связаны с общественным служением, подвигом, борьбой со злом, за общее счастье людей... При этом, конечно, было видно, что любовная тема всегда проявлялась, но чтобы целое произведение было ей посвящено, такого я не предполагал. Впрочем, я чисто-любитель и особенно не пытался разгадывать и изучать.
Но вот только что, попробовав воспринять симфонию так, как вы предложили, понял, что она ожила и наполнилась другими смыслами, более достоверными. Музыка зазвучала по-настоящему.

Ещё кстати хотел бы заметить, что классическая музыка не мешает духовной жизни, и часто может помогать; например, когда с головой захватили помыслы, то она может просто выдернуть из них, и становится легко перейти, например, к чистой духовности - молитве, богомыслию...
Ещё раз спасибо.

Борис Силуанов   29.03.2024 19:27   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис.

Абсолютно с Вами согласен. Истинная музыка гораздо чаще помогает чем мешает молиться.
Сердечное спасибо за отзыв.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   29.03.2024 20:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.