Из истории вокального искусства. Магда Оливеро

Магда ОЛИВЕРО - певица удивительной судьбы.
Она прожила 104 года. В самом расцвете сил, после семи лет успешно начавшейся карьеры, оставила сцену на десять лет, а вернувшись, пела почти до столетнего возраста.
И чем дольше она жила, тем легендарнее становилось её имя.

Оливеро начинала с партий лирического и лёгкого сопрано. Во многом, по этому пути её направил маэстро Туллио Серафин. Но он же вдруг неожиданно поставил в её контракт Эльзу в "Лоэнгрине", что было, как говорили, местью за то, что она не отвечала на его авансы и отвергала ухаживания знаменитого мэтра. Однако сама молодая певица решила, что это к лучшему, т.к. будет поводом заняться укреплением середины голоса. Вскоре она уже пела такие партии, как Лиу, Баттерфлай и даже Манон Леско Пуччини.
В 1941 году она вышла замуж и оставила оперную сцену, лишь изредка выступая в благотворительных концертах.

Её возвращение - одна из двух главных составляющих легенды Магды Оливеро.
Великий маэстро Чилеа, считавший её идеальной исполнительницей главной партии в своей "Адриане Лекуврер", способной выразить больше, чем написано в тексте - воплотить сам дух героини - хотел вновь услышать свою любимую Адриану. Он писал ей: “Художник Вашего ранга имеет обязательства не только перед публикой, но и перед искусством.”

В 1951 году Оливеро вернулась на сцену в роли Адрианы. К сожалению, "главный виновник" её возвращения - Франческо Чилеа не дожил до этого дня.

С того момента её карьера словно бы началась заново.
Несмотря на то, что в 1950-е годы на мировой оперной сцене к певицам довоенного поколения прибавилось немало молодых сопрано исключительных дарований, Магда Оливеро занимала своё законное и далеко не последнее место в этом поразительном "собрании драгоценностей".
 Её репертуар был огромен. Конечно, главное место в нём занимали итальянские композиторы-веристы. Но она пела и в таких разных и таких редких для итальянских певиц операх, как "Медея" Керубини и "Мазепа" Чайковского, "Енуфа" Яначека, "Диалоги кармелиток" и "Человеческий голос" Пуленка, "Воскресение" Альфано и "Медиум" Менотти...
В 1975 году, в возрасте 65 лет(!) Оливеро с подачи Мерилин Хорн дебютировала в нью-йоркской Метрополитен в "Тоске" Пуччини с огромным успехом.
Оказывается, не только в России надо жить долго, чтобы "дожить до всего"!

Певица оставила оперную сцену в 1981 году в связи с болезнью мужа, но не рассталась полностью с творческой деятельностью.
В 1993 году, в возрасте 83 лет, она записала свою Адриану!
Эта запись задумывалась почти как шутка, а потом её стали называть музыкальным завещанием артистки.

После этого Магда Оливеро ещё выступала в концертах, на телевидении.
Ей было 99 лет, когда она в последний раз перед публикой исполнила монолог "Paolo dаtemi pace" из оперы Дзандонаи "Франческа да Римини" (партия Франчески также была одной из лучших в её репертуаре)!

Когда Магду Оливеро спрашивали о секрете её поразительного творческого долголетия, она отвечала:
"Больше, чем карьеру и свой личный успех, я любила музыку, оперу и её творцов. Когда мне аплодируют, я думаю об авторе оперы и говорю про себя: "Эти аплодисменты тебе, Верди, тебе, Беллини, тебе, Чилеа, тебе, Масканьи, тебе, Пуччини". В такие минуты я ощущаю рядом с собой ауру маэстро и испытываю огромное счастье. Думаю, именно в таком состоянии души - в чистом и благоговейном поклонении искусству - и заключается секрет моей долгой карьеры".





("QUI la VOCE" во ВК
31 мар 2020 - с музыкальными фрагментами)


Рецензии