Шаровкин Монастырь и...

Когда желаешь приблизиться
Сердцем своим к Богу, докажи
Ему прежде любовь свою
Телесными   трудами.
В них полагается начало жития.

Прп. Исаак Сирин.

Согласно словарю Даля, трудник — человек, работающий на монастырь по обету, беЗплатно. Соответственно, трудничество — направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию), а при длительном периоде работы ещё и проживающих там же. В таких случаях трудник со стороны монастыря или храма обеспечивается питанием и проживанием.
Что такое трудник? С одной стороны, всё легко и просто, поехать и потрудиться, поработать в монастыре.
Но когда ты видишь, что человек едет в монастырь потрудиться во время своего отпуска, то не все могут это понять.
Я так вообще над этим вопросом не задумывалась. Хотя вот уже больше года я совершаю паломнические поездки и иногда просят нас помыть посуду, убрать со стола за собой. И у меня даже в мыслях не было о каком-то трудничестве.
Но, вот свершилось. Летом прошлого года я в очередной раз приехала в Оптину Пустынь, а мне нравиться приезжать туда на Акафист Амвросию Оптинскому. Выйдя после службы, после того как я приложилась к мощам и подала записочки о своих родных и близких и уже собиралась уехать,в это время ко мне подошла женщина, которая попросила меня пойти и немного помочь, почистить овощи на кухне.
Сказать, что я была удивлена, это ничего не сказать. Я была очень красиво одета, на мне было хорошее платье, белая кофточка, белый платок и пойти чистить овощи, совсем не входило в мои планы.
Возможно, если бы это было несколько лет назад, то я сказала бы, что не могу, развернулась бы и ушла, но теперь я это сделать не могла. Наверное, что-то изменилось во мне. Я молча согласилась и пошла за женщиной, прошла вдоль храмов, где только что была, зашла в калиточку, на которой было написано, что чужим туда проход не благословляется и вошла в кухню, а вернее в небольшой коридорчик, где находилась много корзин с овощами. Мне тут же вручили большой фартук, ножи и села работать.
Мысли были разные, но ни одной мысли не было, что я испачкаюсь или что-то на меня упадёт грязное или брызнет, вот правда! Я сидела там одна, в белой кофте с огромным фартуком на животе и чистила капусту, а затем чеснок. Работала я часа два или три, совершенно не заметила, как пролетело время. Руки немного ныли от непривычки работать с таким количеством овощей.
И вот закончив работу, вышла на улицу. Светило яркое солнце, настроение приподнятое, я такая одухотворенная, что невозможно описать словами. Я и не думала, что можно получить столько Благодати от такой простой работы. Вот, что значит работать во Славу Божию.
Это, надеюсь, будет началом моего нового пути.
Был еще один эпизод после Оптиной, в Шамордино. Я тоже приехала на службу, и после этого ко мне подошли и попросили помочь по кухне, думая, что я трудница. Но здесь эпизод был более коротким, более легким, но он имел место быть.
А вот уже дальше, надо, наверное, писать более подробно.
Начну издалека. Было лето 2023г и в группе паломников Елоховского собора я случайно увидела одно небольшое сообщение о том, что есть такой Шаровкин монастырь в Калужской области и что он очень сильно нуждается в помощи. Помощь требуется любая,и материальная и трудническая. Поехав в Козельск, я решила туда заехать. В монастыре было много народу, многие увидев ту же SMS что и я, решили приехать и помочь, поэтому для меня на тот момент работы не нашлось, и я погуляла по монастырю, зашла в храм, помолилась и уехала, решив, что я всё равно сюда вернусь.
И вот уже наступила зима, я собралась снова в Козельск и мои мысли были о том. чтобы обязательно заехать в Шаровкин монастырь. Утром пораньше выехала, дороге сложная, снег. Я очень боялась, что снег разойдётся и поэтому постаралась поспешить.
Но дорога выдалась комфортной, я довольна-таки быстро преодолела свои 200 с хвостиком километров и уже была около монастыря. Еще с дороги написала матушке, что я еду. Она ответила, что ждёт и будет рада. Моей радости не было предела. Я ехала с очень возвышенным настроением, мне хотелось побыстрее приехать в монастырь.
И вот я на месте. Встретили очень радушно. Я в этот раз увидела спокойствие и уединение, которого не было летом, так как было много народу, а сейчас было тихо и спокойно и именно это меня и покорило.
Наверное, живя в Москве, нам всё-таки не хватает тишины, нас преследует суета, которая присутствует везде и постоянно. Тебя окружает всегда множество народа, где бы ты не был, в подъезде, в магазине, на улице, в транспорте.
А здесь, только храм и Бог, которого мы порой не замечаем в суете. Нам некогда к нему обратиться. Думаешь, вот завтра, нет послезавтра, я сделаю все как надо, прочитаю все молитвы, съезжу в храм, и буду ближе к Богу. Но завтра появляется какая-нибудь новая проблема и мы снова откладываем и откладываем наши отношения с Богом.
И вот я в монастыре, мне сразу находится много дел, я начинаю оказывать какую-то посильную помощь. В храме только что окончилась служба, все идут на обед и Отец Павел в том числе, со мной ведут разговоры, спрашивает о том, чем я занимаюсь, что люблю делать. Я с удовольствием беседую. И, конечно, приглашают на обед. Гостеприимство в монастыре всегда присутствует, наверное, это что-то особенное для нас, мирян.
Обед очень скромный, как и всегда в монастыре, но всё очень вкусно и приготовлено с большой любовью. Я приехала на несколько часов, для меня важно уехать до темноты и добраться до Козельска по светлому. Но очень скоро следует приглашение остаться и как ни странно, я с радостью принимаю это приглашение и остаюсь на ночь.
Знакомлюсь с другими паломниками или, наверное, лучше сказать трудниками. Их немного: одна женщина уже приехала несколько дней как, а другая должна подъехать вскоре после меня.   Знакомлюсь с жизнью монастыря иду в храм и продолжаю делать какую-то посильную работу. На душе как-то всё легко и радостно и в принципе, уезжать не хочется.
Матушка предлагает переставить машину от въезда в монастырь на территорию монастыря. Я быстро пытаюсь это сделать. И так как снега везде очень много, и он еще и продолжает идти, то моя машина застревает в большущем сугробе, и я понимаю, что выехать самой у меня не будет возможности. Находится пара мужчин, работающих на реконструкции, которые пытаются мне помочь, вытолкать моего железного коня. Я достаю лопату, которая у меня в последнее время всегда есть в машине, мы все пытаемся откапать мою машину, но увы и ах, приходится звать помощника! В монастыре он есть, его все зовут дядя Валера, он подъезжает на своей машине, вездеходе, и с помощью машины вытаскиваем меня на дорогу. Самое интересное, что нет ни волнения, ни беспокойства по поводу того, что я застряла. А даже наоборот какой-то интерес и чувство, что решение правильное, уезжать сегодня не надо.
Вечереет. Спускаются сумерки.
Идём в храм, читаем молитвы. Нет мыслей, что я устала, что надо пойти прилечь и как-то отказаться от молитвы. Я сегодня очень рано встала, преодолела такой большой путь за рулём, на машине, много помогала в монастыре. А той усталости, которая бывает дома нет.
Вот такие они ощущения, в монастыре.
Вечером идём в дом паломников. Все очень скромно, но и очень чисто. С удовольствием ложусь и тут же засыпаю. Ни разу не проснувшись спокойно сплю до самого утра. Первый полноценный день в монастыре. Я и не думала, что такое будет, но это случилось, и я была рада всему, что со мной происходит.
На первый раз, мне было достаточно. Утром ещё храм, ещё молитвы. Обед. Немного работы. И уже пора уезжать. Погода портится, обещают сильный снегопад. И я боюсь наступления темноты и сложной дороги. Снег идёт все сильнее, я вынуждена торопиться с отъездом. И вот уже дорога, снег бьёт в лобовое стекло. Но мне приятно и душевно очень комфортно. Состояние лёгкости и равновесия не покидают меня.
Достаточно быстро добираюсь до Козельска. И только уже доехав, расслабляюсь и начинаю все осознавать.
А осознать есть что. Очередная встреча с Богом, здесь она намного осмысленнее и чувствительнее. Все чувства напряжены, иногда действуешь интуитивно, иногда сознательно, но понимая, что дома так не получается.
И вот пару месяцев спустя я снова приезжаю в Монастырь. Уже более подготовленная и вижу уже совсем другое отношение ко мне. Нет, в прошлый раз тоже было очень хорошее, но сейчас чувствую какую-то другую теплоту. Да и я, мне показалось, немного другая.
Сразу включаюсь в работу. Надо помочь разобраться на полках с посудой. Сегодня я не одна, есть несколько помощников.
Есть и женщина, Лариса, Мы с ней познакомились еще в прошлый раз. Она опять приехала и живет в монастыре. Проскочила какая-то особенная радость. Может это еще и потому, что имя редкое, а так звали мою маму, которая сразу вспоминается. Теперь у меня две Ларисы и обе паломницы. Это очень приятно, с обеими очень теплые отношения. Спасибо им за это. И снова вечером приедет другая женщина, Валентина, с которой мы встретились в прошлый раз. И это тоже было очень приятно.
Идет последняя неделя перед масленичной, остается совсем немного до начала Великого поста, я приехала на пару дней, но получилось гораздо больше, практически 5 дней. Пролетают они как одно мгновение. Сейчас все готовятся к празднику, который будет в субботу, через неделю. Праздник иконы Благодатное небо, которая находится в монастыре и является чудотворной. И это видно по пожертвованиям этой иконе.
Икона очень редкая. Образ Божией Матери Благодатное Небо относится к типу акафистных икон и является достаточно необычным.
Образ Благодатное Небо изображает Царицу Небесную такой, как ее описал в своем Откровении св. апостол Иоанн Богослов: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд».
И я понимаю, что мне необходимо присутствовать на этом празднике. Но есть дела, нужно съездить в Козельск. И я уезжаю на пару дней, чтобы опять вернуться и испытать радость Праздника.

 
В монастыре все направлено на подготовку. Ожидается много гостей. Готовится концертная программа для тех, кто приедет. Я с удовольствием участвую в подготовке, тем более мне такое знакомо из работы в школе. Сколько программ было подготовлено и проведено. Но здесь другие ощущения. Другой репертуар, другие чувства.
И вот наступает суббота. Идет праздничная служба. Все очень торжественно. Затем небольшой концерт в трапезной. И не верится, что это все происходит со мной.
Праздник закончен, надо готовиться к Великому посту, он уже в понедельник. Все дни мы, помимо дел, находимся в храме. Читаем молитвы, убираемся, молимся.
Спасибо матери Божьей, за то, что она мне подарила такие счастливые мгновенья.
Слава Богу за все.

Март 2024г.


Рецензии
Рассказ очень понравился! Слава Богу за всё!

Евгения Черная   30.03.2024 23:08     Заявить о нарушении