Мария

Халилова (Старкова)
Мария Ермиловна

 

   При написании биографии Марии Ермиловны я воспользовалась материалами Зюкайского школьного краеведческого музея.

   С младшей сестрой моего отца Старкова Владимира Ермиловича Халиловой  Марией Ермиловной я поддерживаю тёплые родственные отношения и хорошо её знаю. Рассказать о любимой тёте могу много, но мне захотелось узнать, что о ней написано в школьном музее, какую память о себе она оставила в Зюкайской школе, где она преподавала  русский язык и литературу.

   Халилова Мария Ермиловна, учитель русского языка и литературы, родилась 12 мая 1954 года в селе Рождественское Карагайского района Пермской области.

   В 1971 году закончила 10 классов Рождественской средней школы с отличием.

   С 1971 по 1973 гг.  училась в Пермском  культурно-просветительном училище на библиотекарском отделении.

   С 1973 по 1980 гг. работает библиотекарем.

   С 1974 по 1980 гг. Мария Ермиловна была студенткой филологического факультета Пермского государственного университета (заочного отделения)

   С 1980 по 1984 гг. она работает учителем русского языка и литературы в Октябрьской восьмилетней школе Пермского района.

   С 1984 по 1989 гг. работает старшей пионерской вожатой в Зюкайской средней школе.

   С 1989 по 2009 гг. (до выхода на пенсию) Мария Ермиловна – учитель русского языка и литературы.

   Мария Ермиловна активно внедряла на уроках новые методы и формы обучения. Использовала региональный компонент на уроках литературы.
         
   Ребята ценили Марию Ермиловну за её доброту, отзывчивость, чувство такта; коллеги – за педагогическое  мастерство и доброжелательность.

   Её ученики не раз занимали призовые места в конкурсах и олимпиадах.

   Заинтересовало сочинение на тему: «Слово об учителе», написанное её ученицей.
«В жизни каждого есть люди, к которым они обращаются за помощью, прислушиваются к их советам, делятся впечатлениями и вместе размышляют обо всём на свете. Для меня такой человек – Мария Ермиловна.

   Это многосторонняя личность. Она всегда совершенствуется, развивается во всех сферах жизни. Будь то рисование, пение или зарубежная литература. Она пробует себя во всём, что её привлекает.
    
   Мария Ермиловна – это человек, который всегда готов прийти на помощь. Более того, она – хороший собеседник, способный выслушать и поговорить на любые темы».

    Мария Ермиловна всесторонне помогает мне, Старковой Светлане Владимировне, в работе над созданием моих произведений: редактирует, даёт дельные советы, подсказывает лучший вариант заголовков.

    Я удивляюсь её терпению, когда к ней на целое лето приезжают  внуки из Перми. А рядом через дорогу живут ещё трое. Порой они нуждаются в помощи бабушки, во внимании и заботе. С кем-то надо подтянуть знания по русскому и литературе, с кем-то поиграть в шахматы, шашки и почитать сказки. Для внуков у  Марии Ермиловны всегда найдётся время, помимо  огородных и домашних дел.

   Несмотря на такую занятость,  Мария Ермиловна  находит ещё время на изучение французского языка, на вышивание лентами, а также - на чтение художественной литературы.

   А вот воспоминания о детстве самой Марии Ермиловны.

   «Чем старше становлюсь, тем ярче воспоминания о детстве.

   Мне повезло: я родилась спустя девять лет после войны. В отличие от моих братьев и сестры, я не видела голодных военных лет. Мне досталось больше внимания и заботы, так как я была последним, десятым ребёнком в семье.


   Мама опасалась за мою жизнь: я часто болела, и она решила окрестить меня в церкви, хотя папа был коммунистом, а религия и коммунизм были несовместимыми понятиями.

   После крещения я ещё тяжело переболела корью, а затем началась самая настоящая детская жизнь с её радостями и заботами.

   Зимой мы всей нашей улицей катались с горок возле реки Обвы на санках и на лыжах.

   Из-за морозов иногда отменяли занятия в школе, но это нас не останавливало. Мороз и солнце! Что может быть лучше? Катишься с горки – только щёки горят да в ушах свистит.

   Запомнились походы с подругой Галей и с одноклассниками на Никулятский угор, что находится на противоположном берегу Обвы. Там горки были выше и протяжённее.

   Эти марш-броски через угор на пять километров мы делали и на уроках физкультуры под руководством Зинаиды Васильевны, нашей строгой учительницы.

   Помнится, в десятом классе она разрешила нам просто покататься на Балябе, красивейшем месте с прекрасными горками. И это была самая весёлая лыжная прогулка: ведь мы были всем классом, юные и беззаботные, без «пяти минут» выпускники.

   Весной мы с моей двоюродной сестрой Галей проводили время у них на крыше. Здесь мы читали, пели, играли, готовились к экзаменам, а, самое главное, наблюдали за изменениями в природе и с нетерпением ждали, когда же наконец сойдёт снег, а ещё ждали ледохода. Ведь это великолепное зрелище!

   Если ледоход начинался во время уроков, вся школа высыпала на берег. Удержать на уроках нас было невозможно. Насмотревшись, мы всё же возвращались в класс.

   Ночью было слышно, как на реке трещит и ухает. Это льдины теснили и наползали друг на друга, разбиваясь и делясь на более мелкие. Начинался разлив реки – ещё одно красочное зрелище. Всё пространство от сельского угора до противоположного было заполнено водой. Эту красоту невозможно забыть!

   Но вот наконец река успокоилась, вошла в свои берега. Кругом становилось сухо, и тут начинались игры возле дома. Собиралась вся окрестная детвора. Чаще всего играли в «Вышибалы»

 
   Ещё одно летнее увлечение – ходьба на ходулях.

   Игроки бегали по очерченной площадке, а двое ведущих должны были их выбивать мячом. Лучше всех в игре был тот, кто мог ловко увернуться от мяча или поймать его.

   Бегали целый вечер, пока не позовут домой.

   Играли мы и в другие игры: в «Краски», в «Городки», в «12 палочек», в «Лапту».

   На Пасху вешали качели, и это было одно из весенних удовольствий.

   Мне очень нравилось прыгать на доске.
 
   Клали чурку, а на неё доску. Двое вставали на концы доски и по очереди прыгали, подбрасывая друг друга. Удержаться на доске было непросто, но весело и интересно, а порой просто здорово, когда высоко подпрыгиваешь.

   Как-то раз я не заметила, что возле доски с моей стороны подбежала собака. Она нечаянно подставила свою лапу, а я придавила её концом доски. Собаке стало больно, она укусила меня за ногу. След от укуса оставался долго, напоминая мне о моей любимой забаве и её последствиях.

   Лето мы проводили на речке.

   Однажды я ушла рано утром на Обву, забыв отпроситься у мамы, а когда вернулась, она крепко наказала меня. Она стирала в этот день и очень устала. Ведь стирать ей приходилось вручную на всю семью. После этого я обычно отпрашивалась и прихватывала с собой на речку постирать половики. Для этого нужно было пойти на мостик. Здесь, на мостике, можно было полоскать бельё, стирать и купаться, держась за мостик, так как он находился на глубоком месте.

   Наша река Обва возле села глубокая, а песчаные мелкие места находятся ближе к лесу. Поэтому дети бегали купаться на Лепамо – так назывался наш песчаный пляж. Здесь до середины реки было мелко, а затем шло глубокое место.
 
  Мы, дети, играли в мяч, купались, загорали, а более опытные пловцы переплывали на противоположный берег. Там, на заливных лугах, можно было полакомиться клубникой.

   Летом 1965 года умер папа, и тут мне стало не до развлечений. Надо было запасать сено для нашей кормилицы – коровушки. Мама косила, а я ей помогала грести.

   Однажды мы пошли с мамой за малиной на Коммуну, что находится в двух километрах от села. Я вышла на опушку, а мама задержалась в лесу.    Вдруг послышался треск и топот. Я испугалась и побежала на открытое место. Выбежав из леса, я увидела лосиху и маленького лосёнка. Они стояли недалеко от меня. В глазах лосихи застыл испуг за дитёныша, но, поняв, что угрозы нет, они обошли меня и ушли в лес.

   Я не столько испытала страх, сколько  восхищение этими прекрасными животными.
   Странно, но мама ничего не слышала. Вскоре она вышла из леса, и мы направились домой.

   Через два года переехали к нам брат  Серёжа с женой Ритой и сыном Костей, и началась новая, более насыщенная жизнь.

   С Серёжей, Ритой и их друзьями  мы часто ходили за земляникой, а затем и за малиной. Путь был неблизкий: около пяти километров в один конец. Вначале мы переплывали на лодке через реку, а затем поднимались на Никулятский угор. Там начинались красивые места: леса, перелески, луга, открывались взору приобвинские дали.

   Незаметно за разговорами доходили до малинника. А там… целые плантации на вырубках. За три-четыре часа набирали по ведру – и в обратный путь.

   Эти походы за ягодами остались у меня в памяти. Они помогали вырабатывать терпение, выносливость, способность преодолевать все трудности летнего похода, а также открыли мне красоту родных мест. Особенно запомнился спасительный родничок, когда, уставшие, мы склонялись над ним и пили с наслаждением чистую родниковую воду.

   С Серёжей и Иваном, моими братьями, я ходила как-то зимой на охоту на косачей.

   Впервые мне довелось увидеть, как эти птицы вылетают стаями из-под снега и садятся на верхушки берёз. Потрясающе красивое зрелище!

   К счастью, мы никого не убили, но прогулка была замечательной.

   Брат Иван иногда брал меня на утреннюю рыбалку. Выходили до восхода солнца. Идёшь и видишь, как пробиваются первые лучи солнца, а затем само светило выкатывается из-за леса. Всё оживает. Птицы весело поют. В прозрачной воде возле берега гуляют пескарики. На душе становится тепло, радостно, легко. В такие минуты ощущаешь всю полноту и красоту окружающего мира. Так зарождается любовь ко всему живому, к родной земле.

   Вспоминаю также, что, по сравнению с современными детьми, игрушек у нас было немного. У меня были две куклы, большая и маленькая, клоун, дудочка, мячик, скакалка и обруч.

   Скакать через скакалку и крутить обруч в то время любили все девочки. А на замену игрушкам вырезали что-нибудь из бумаги.

   Моя подруга Неля хорошо рисовала. Она нарисовала мне несколько бумажных куколок, и мы для них «мастерили» из бумаги наряды: платья, брюки, юбки, кофточки. Это нас настолько увлекало, что мы могли сидеть часами за этим занятием.

   Позже я увлеклась шитьём одежды для себя уже из настоящей ткани. Это было своего рода освоением профессии модельера и портного.

   Надо сказать, что наш классный руководитель Маргарита Ивановна старалась нам привить интерес к разным профессиям. Для этого нам организовывали экскурсии. Особенно запомнились поездки в Кудымкар и в Нижний Тагил.

   В Кудымкаре мы наблюдали за производством пряников, а также видели, как мастера-стеклодувы делают стеклянные ёлочные игрушки.

   В Нижнем Тагиле мы побывали на заводе пластмассовых изделий, а также на огромном металлургическом комбинате. Нам выдали каски, и мы стояли вверху, а сталевары ловко управлялись с огненной рекой.

   Размах и красота этого производства восхитили нас.

   За эти экскурсии я благодарна своему классному руководителю. К тому же, чтобы заработать деньги на поездку, мы всем классом складывали дрова возле школы.

   Благодарна я и другим моим учителям, добрым и строгим, терпеливым и внимательным. Все они были интересными яркими личностями, пережившими трудные военные годы. Особенно нравились уроки физики, химии, математики, музыки, рисования.

   В 60-е годы вышли на экраны любимые до сих пор комедии: «Девчата», «Операция Ы», «Кавказская пленница», а также экранизации  романов: «Герой нашего времени», «Война и мир», «Преступление и наказание». Экранные версии можно было сравнивать с книгами, только что прочитанными на уроках.

   В эти годы у меня зародился интерес к русской классике, что и повлияло на дальнейший выбор моей профессии.

   Одно из самых замечательных событий, сохранившихся в моей памяти это 12 апреля 1961 года, полёт Юрия Гагарина. Тогда мне было семь лет, но я помню этот солнечный весенний день. Капает с крыш…  Большие лужи на дворе от растаявшего снега…  И вдруг по радио взволнованный голос диктора: «Выведен на орбиту космический корабль «Восток-1» с первым человеком на борту.  Нашим, русским человеком!»
 
   А затем было всеобщее ликование и гордость за нашу великую Родину – Советский Союз.

   Есть одно особенно любимое мною место – это Постаноговский угор. Здесь раньше была деревня Постаноги, а задолго до неё стоянка древних коми и булгар, Рождественское городище. Место это обладает какой-то притягательной силой. Отсюда открывается великолепный вид на пойму реки Обвы. Стоишь на краю угора и как бы паришь над этим местом.

   Сюда в конце июня мы приходили собирать клубнику. Приходилось спускаться по кручам, лазить по кустарникам, но зато было здорово и весело. Однажды весной мы ходили сюда всем классом на экскурсию. Облазили все угоры, накатались по кручам и даже нашли заброшенную землянку.

   Здесь мы встречали рассвет после выпускного вечера.

   Сейчас, после археологических раскопок, клубника встречается редко, но зато можно насобирать шиповник.

   А красота осталась прежней!


Рецензии