Реанимация бывает духовной?

Все знают, что реанимация — это борьба за жизнь на грани смерти. Врачи прилагают все усилия, чтобы вернуть к жизни человека, находящегося в состоянии клинической смерти. Однако бывает и иначе — когда пациент в сознании, но нуждается во временном пребывании в реанимации для восстановления жизненных функций.

Многочисленные свидетельства говорят о случаях, когда люди, пережившие клиническую смерть, возвращались совершенно другими. Увиденное за гранью бытия настолько потрясало их, что они радикально меняли свою жизнь. Яркий пример — документальный фильм «Отец Герман» Свято-Елисаветинского монастыря в Минске, рассказывающий историю криминального авторитета, еврея по национальности, который не только стал христианином, но и принял монашеский постриг.
Этот случай — скорее исключение. Не каждому дано в момент клинической смерти осознать свои грехи и получить шанс вернуться к жизни обновлённым.

Большинство пациентов реанимационных отделений находятся там в сознании. О чём они думают, будучи полностью отрезанными от внешнего мира — без гаджетов, социальных сетей, возможности общения с близкими?
Когда суета мира с его страстями, тревогами и погоней за «материальными морковками» остаётся за дверями больничной палаты, когда человек оказывается обездвиженным и беспомощным, его сознание начинает работать иначе.

Хотя официальных исследований на эту тему не проводилось (а опрашивать людей нужно именно в реанимации, а не после выписки), из личных бесед с теми, кто побывал в таком состоянии, можно сделать вывод: в эти моменты человека переполняют мысли о бренности бытия и вечности души. Как говорили святые: «Помни о смерти — и вовек не согрешишь». Действительно, в реанимации мало кто предаётся греховным помыслам — независимо от степени веры или её отсутствия.

Наряду с физическим восстановлением в реанимации часто происходит и духовное пробуждение. Увы, оно обычно оказывается кратковременным. Почему?
В современном мире, где главными ценностями стали экономические показатели и материальное благополучие, духовная жизнь превратилась в нечто абстрактное и архаичное. Грех перестал восприниматься как реальная опасность, поступки людей стали исключительно рациональными и прагматичными.
И всё же даже в таких условиях краткий проблеск духовного сознания возможен. Однако проблеск — это ещё не свет...

Сейчас у православных идёт Великий пост и приближается Страстная седмица — 47 дней интенсивной «духовной реанимации». Это время добровольного отказа не только от скоромной пищи, но и от мирских соблазнов и увеселений. Время усиленной молитвы, осмысления своих страстей и греховных помыслов, размышлений о вечности и хрупкости человеческой жизни — особенно актуальных после недавней трагедии.

Человека невозможно насильно «реанимировать» духовно — он должен пробудиться сам. Путь к истине труден: нужно преодолеть духовную слепоту и глухоту, о которых сказано в Евангелии:
«Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей...» (Мф. 13:14-15)

Так где же искать спасение? Не в реанимационных усилиях, а в человеческом сердце, готовом к покаянию и преображению.

Зорко одно только сердце?...


Рецензии