А если Христос не воскрес? 1
Эти вопросы требуют ответа, если мы хотим понять, кем же был исторический, реальный Иисус, прототип Иисуса Евангельского, и существовал ли Он, Иисус из Назарета, которого 250 лет лет ищут ученые библеисты и историки -
от убежденных атеистов до не менее убежденных догматиков.
Евангелия были написаны спустя 40–65 лет после описанных в них событий, причем людьми, которые не были их свидетелями, жили в других частях света, в другое время и говорили на других языках;помимо перечисленного, они изобилуют расхождениями, некоторые из которых не могут быть согласованы между собой.
Это не тот род источников, на которые вполне могут полагаться историки, желающие установить, что же в действительности имело место в прошлом.
Истории, связанные с Воскресением Иисуса, были дополнены, приукрашены, изменены, а возможно, даже выдуманы по мере того, как они в течение долгого времени рассказывались и пересказывались, много лет передаваясь из уст в уста.
Историки не в состоянии использовать методы исторической науки, чтобы подтвердить, что Иисус действительно воскрес из мертвых – даже если они лично в этом уверены. Если историк верит в реальность Воскресения, то лишь благодаря собственным религиозным убеждениям, а не благодаря историческим исследованиям, потому что вера в Воскресение Иисуса – предмет религиозного убеждения, а не исторического познания.
Люди неверующие не могут опровергнуть «факт» Воскресения на чисто исторических основаниях. Но тем не менее, они могут при соответствующем подходе, вооружившись разработанными современными методами исследований , использовать Евангелия как источники для понимания истории Иисуса Христа- человека, который стал Богом . Такие исследования могут поставить под сомнение главное чудо Нового Завета- Воскресение Иисуса из мертвых, поскольку весь комплекс связанных с ним событий в принципе можно объяснить с чисто рационалистических позиций, предлагая внутренне непротиворечивые версии, не требующие предположений о лжи авторов канонических Евангелий и Христа.
Иисус Евангелий может быть лучше всего понят как апокалиптический пророк, предсказывавший, что Бог очень скоро вмешается в дела человечества, чтобы ниспровергнуть силы зла и установить здесь, на земле, свое благое Царство. Этот взгляд – не явл. оригинальным представлением Иисуса, его выражение можно найти в учениях других иудеев той эпохи, склонных к апокалиптическому образу мыслей.
НО неизбежен вопрос:«Если другие иудеи во времена Иисуса учили той же апокалиптической точке зрения, то почему именно Иисус положил начало христианству, крупнейшей религии мира, тогда как другие апокалиптические проповедники и «мессии» забыты, канув в историю? Почему Иисус преуспел там, где все остальные потерпели поражение?
Ответ христиан : Потому, что Он был Богом, а они – всего лишь людьми, и потому Он положил начало новой религии, а они – нет. Согласно этому ходу рассуждений, единственный способ объяснить невероятный успех христианства – это вера в то, что за всем этим действительно стоял Бог.
Однако, проблема с этим ответом заключается в том, что он игнорирует все другие великие религии мира. Не хотим же мы сказать, что всякая крупная и успешная религия исходит от самого Бога и любой из их основателей тоже был «Богом»? Был ли Богом Моисей? Мухаммад? Будда? Конфуций?
Итак, остается вопрос: что же сделало Иисуса таким особенным? Отнюдь не Его весть. Она как раз успехом не пользовалась, напротив, привела Его к распятию .
Отвечая на этот вопрос, мы должны признать, что сделало Иисуса отличным от всех прочих, проповедовавших ту же весть, — утверждение, что Он был воскрешен из мертвых. Ничего подобного не говорилось ни об одном другом апокалиптическом проповеднике тех времен, и то обстоятельство, что по поводу Иисуса такие утверждения выдвигались, делало Его уникальным. С верой в Воскресение зародилось движение, поднявшее Иисуса на сверхчеловеческий уровень. Именно вера в воскресение привела к тому, что сторонники Иисуса стали называть его Богом. Это верование ( но не само событие) – исторический факт.
Учеников Христа периодически арестовывали и третировали за проповеди; их предводители не один раз представали перед синедрионом, чтобы ответить на обвинение в богохульстве. Их избивали, секли плетьми, забрасывали камнями и распинали, но они продолжали говорить о том, что Иисус воскрес.
Пожалуй, наиболее очевидной причиной, по которой мы не должны решительно отвергать свидетельства учеников о воскресении, является тот факт, что среди прочих неудавшихся мессий, приходивших до и после Него, только Иисус продолжает считаться мессией. Именно рвение, с которым последователи Иисуса отстаивали веру в Его Воскресение, превратило крошечную иудейскую секту в крупнейшую мировую религию.
Идея Воскресения могла иметь исторические последствия, но само событие находится за пределами истории и принадлежит области веры. По сути, это наивысшее испытание веры для христиан, как пишет Павел «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15. 17).
Свидетельство о публикации №224032700122