Чеч. АЛУ в монг. яз

Чеч. АЛУ в монг. яз.


Чеч. АЛУ "пламя, уголья, жар"; АЛО, АЛОНИГ "коричневатый": халха-монг. АЛ "усилительная частица к слову УЛААН "красный", АЛАГ, АЛАГЧ "пёстрый".

? общемонг. ГАЛ/ГАЛЬ (ghal)"огонь, пламя", дагур. ГАЛЬ БАРКЕН " божество огня (или очага) при ав. ГЬАЛИ (hali) "кипячние"; ГЬАЛИЗЕ "кипятить".

Схожие с чеченским формы со значением "красный" представлены также в языках лезгинской группы.

В мофологическом плане чеч. АЛОНИГ имеет суффикс типичный для пехлеви (парфянского, среднеперсидского), ср. например ту же концовку прилагательных в пехлеви: "шаhриг", "pahlavig" и др.

Перс. ALEV "пламя".

Нельзя исключить, что эта основа присутствует в этнониме "алхонно" (hала-хуна в инд. источниках) " красные гунны",которые могли быть идентичны "кермихионам",
 предположительно, - жужаням или связанной с ними группировке. На это в частности указывает и то, что "красные гунны" воспринимались и как "тёмные гунны", ср. чеч. АЛО, АЛОНИГ "коричневатый".

Японские исследователи полагают, что отличие "красных гуннов" от "белых" могло заключалось в их связи с кругом пртомонгольских (парамонгольских) племён.

Одни из дербентских ворот носили название "алгонские" (алhонские). На фресках Афрасияба есть изображение послов от белых и красных хионов с соответствующей раскраской лиц. Оба посла имеют европеоидные (кавказоидные) антропологические черты. На монетах алхонов бактрийские легенды греческим алфавитом.


Рецензии