Вчера миллион, а сегодня шесть

(1997 год)

Лето подходило к концу. Год был необычный.

С первого сентября мой младший сын пойдёт в коллеж, а внучка, которая живёт у нас почти с пяти лет, пойдёт в первый класс. Идут волнительные приготовления.

Наша страна хоть и осталась Россией, но уже не Советский Союз. А вместе с распадом Союза закончилось и абсолютно бесплатное обучение в бывших техникумах, а сегодня — колледжах, а также в институтах и университетах. Хотя государство как-то старается помочь льготной категории граждан.

В этот период жизни я уже семь лет передвигаюсь на костылях, муж — на низкооплачиваемой работе, а в связи с серьёзным заболеванием старшей дочери внучка проживает у нас, а отец внучки с момента её появления уехал в другой город, чтоб скрыться от общения.

Сын сдал экзамены с одной четвёркой. Никто из нас ни на что не рассчитывал. Надеялись, что сумму, которая потребуется для обучения, будем как-то перезанимать и что она не будет безумно большой. Я очень хотела дать сыну хотя бы среднее специальное образование, а потом уж — он сам.

В этот вечер по телевизору после программы новостей зачитали гороскоп на следующий день. Обычно я не очень обращала внимание на эту справку, но в этот вечер, именно в этот момент, я зашла в комнату и задержалась на несколько минут. И вдруг слышу, что завтра мне (деве) поступит интересное предложение. Я улыбнулась и выключила телевизор.

Но каково же было моё удивление, когда на следующий день мне позвонила завуч колледжа и сказала, что у неё для меня есть интересное предложение. И желательно, чтобы я на следующий день приехала с утра на личную встречу для решения возникшего вопроса.

— Конечно, конечно, — ответила я.

Стояло красивое раннее августовское утро. Я приехала в колледж ни свет ни заря, когда в фойе находился только вахтёр.

Завуч, войдя в фойе, поприветствовала меня и предложила пройти:

— Лидия Дмитриевна, доброе утро! Потихоньку поднимайтесь на второй этаж к моему кабинету. У меня для Вас есть интересное предложение.

Услышав эту фразу уже в который раз, я невольно почувствовала какие-то грядущие перемены. В кабинете завуч сразу поставила меня в известность, что для колледжа добавили три бюджетных места. Учитывая материальные условия нашей семьи и неплохие данные сына, одно из них может быть предоставлено ему. Но для стабильного положения при дальнейшем обучении надо внести три миллиона рублей.

Я так и замерла. Завуч, поняв мою неуверенность, объяснила, что сумму можно внести не единовременно, а заключить дополнительный договор и выплатить за два семестра. Но если я выйду из кабинета, не заключив никакого договора, то она будет вынуждена на это место определить другого кандидата. Именно сегодня она обязана сдать данные о кандидатах на новые бюджетные места.

И я, понимая ситуацию, заключаю договор о согласии выплатить три миллиона рублей, не оговаривая время выплаты. Пока ехала в электричке, мозг лихорадочно работал, и пришло решение. В прошлом году на день рождения мне подарили телевизор с пультом управления, учитывая мою ограниченность в движении. Он стоил три миллиона и был с большим сроком гарантии.

Деньги были нужны срочно. И, войдя в дом, я сразу же по телефону обратилась к моим друзьям. Я предложила им этот телевизор за один миллион, но чтобы его взяли сразу в течение двух часов. Да, конечно, я хотела бы продать его хотя бы за полтора миллиона, но, почувствовав мою срочность выполнения сделки, люди не поторопились бы к согласию. А при таком условии телевизор взяли за полчаса.

Сразу же после выручки за телевизор я позвонила другой приятельнице и попросила у неё в долг шестьсот тысяч рублей до определённой даты. Узнав о причине, она сразу же предложила подъехать. И остальные четыреста дала другая дочь.

А где взять ещё миллион?

И вдруг, уже во второй половине этого же дня, звонит завуч и сообщает, что через день она уходит в отпуск. И желательно, чтобы я подъехала с теми возможностями, которыми располагаю, чтобы всё оформить документально. Конечно, если сумма найдётся полностью, то будет спокойнее всем. Ведь половину этой суммы надо будет завтра же отвезти в другой колледж, где ребята будут обучаться первый год по новой программе: за один год — двухгодичная ускоренная программа, — а со следующего года уже продолжат обучение в своём колледже.

И я попробовала ещё одну попытку. Ещё окончательно не решив, к кому обратиться, из своего Разлива доехала до Сестрорецка и, выйдя из электрички, в каком-то рассеянном состоянии направилась от платформы к дому «Змею Горынычу», где жила одна из моих близких приятельниц.

Вдруг меня окликнула Наташа, мама одного из школьных друзей моего сына. Она занималась сейчас торговлей на рынке, как многие люди в это непростое время.

Таких людей называли челноками. Им постоянно приходилось ездить для закупки товара за границу (то есть в бывшие союзные республики), закупать товар по низкой цене, а при доставке его в свой город — продать немного дороже, чтоб оправдать и дорогу, и свой труд.

— Лидия Дмитриевна, здравствуйте! Что у Вас произошло? О чём задумались? — участливо спросила Наташа.

Вот я и поведала ей о своём кроссворде-ребусе. А она мне в ответ:

— Для Димы обязательно помогу. Побудьте здесь, далеко не уходите. Я сейчас разменяю и принесу.

Я и сообразить не успела, как она исчезла и, проходя под аркой дома, направляясь в сторону банка, помахала мне рукой.

Наташа быстро вернулась, а я, беря у неё деньги, удивлённо произнесла:

— Так зачем же их менять, мне же всё равно их отдавать.

— Да они же у меня в долларах были, — ответила Наташа.

— Надо же, а я и не сообразила. Слушай, Наташа, взять-то я взяла, а какой срок отдачи?

— Знаете, а как сможете, постепенно, хоть год, хоть два. Ведь мы никуда друг от друга не денемся. Лишь бы у Димы всё было хорошо.

Конечно, я была очень благодарна такому случаю, и на следующий день мы поехали с сыном в колледж.

Переговорив с завучем, оставили там половину суммы. Я расписалась за сданную сумму в каком-то списке. И поехали в другой колледж, где, отдав вторую половину суммы, я так же расписалась в предложенном списке.

Принимая эти деньги, пожилая сотрудница заметила:

— Что же Вы на костылях — такую дорогу? Сын и сам бы привёз.

— Да что Вы, — ответила я, — это всем миром собранная сумма. Не дай Бог что-нибудь не так.

А когда с лёгкостью на душе вернулись домой, то я узнала, что вчерашний миллион превратился в шесть. (Доллар по отношению к рублю вырос в шесть раз.)

Некоторые из моих подруг предлагали мне вернуть Наташе только один миллион: я же брала нашими купюрами. Но я решила, что жизнь непредсказуема. У нас растут сыновья. Лучше рассчитаемся сами, чтобы не оставить причины для их раздора.

Наташа не торопила меня, а я постепенно выплатила всё, сдавая комнату на втором этаже нашего дома тоже не очень богатому человеку.

Уже прошло много лет, но Наташа, встречая меня, всегда сердечно расспрашивала о моей жизни, напоминая мне о том, что если мне будет что-то необходимо, то она обязательно придёт мне на помощь.

А через несколько лет её сын стал крупным мужчиной, которого я не сразу узнала. И, встретив меня в аптеке, сгрёб в охапку и радушно поздоровался со мной, желая мне всего самого доброго.

А в ту пору сын, окончив колледж, пошёл работать по профессии и самостоятельно получил высшее образование.

И всё же, несмотря ни на какие превратности судьбы, в это непростое время стояли отчаянно красивые дни, так похожие один на другой.

17.01.2018


Рецензии