Работа в супермаркете

Работа в супермаркете.
«Хлеб всему голова».

Из мемуаров Екатерины Пановой.

   Я работала в супермаркете на отделе хлеба. Это самый ходовой товар. К хлебу нужен свой особый секретный подход. Магазин – дорогой, так как находился в центре города. Там разложены были не только продукты, но и вещи для туристов. На верхних полках расписные самовары, листовой чай  на разный вкус в жестяных красивых коробочках с подарочными надписями. Эти товары очень дорогие, и вряд ли кто-то из читинцев хотел бы их приобрести. Ну разве что только в подарок для драгоценной любимой милой бабушки. А ходовой товар был газированная вода и хлеб. Полки быстро опустошали за день к закрытию магазина.
   Цены могли изменить в течении дня несколько раз. Потому важно было обязательно развешать ценники на товары. Конечно, по определенным правилам, например сверху над товаром. Ценники для этого распечатывали на листе, из бумаги, которой можно порезаться до крови. Нужно было аккуратно их нарезать и вставить в специальную ленту для ценников. Предварительно полки нужно было протереть тряпочкой с мылом. Всюду кондиционеры и холодильники, потому руки быстро обветривались. От моющего ногти быстро портились, слоились. Ногти были важны для вставки ценников в ленту. Ногтем нужно было отогнуть край ленты, это можно было сделать только с помощью ногтя. Если торопиться, то лента врезалась под ноготь. От частой смены ценников ногти ломались, появлялись зусеницы. Все это уже мешало работе. К вечеру руки так уставали, что работала казалась адом. С 9.00 утра до 21.00 вечера. Благо были выходные, чтобы залечить царапины. На другой день на смену приходила другая девушка-рядник. К тому же надо было заводить тетрадь, где указан каждый из товара со своим сроком годности. Эту тетрадь передавали по смене. Каждый товар нужно было переворачивать и читать очень мелкий шрифт о сроке годности. Важно было вовремя убрать с утра все товары, у которых закончился срок годности. Была особенная полка, где выкладывали исключительно московскую продукцию по очень дорогой цене. Это были товары, у которых заканчивался срок годности и их привезли в Читу для продажи. Судьба всех дорогих товаров просто украшать полки, и быть списанными. Редкий покупатель выберет себе что-то необычное и дорогое.
   Только представьте себе, магазин устраивает акции, чтобы привлечь внимание покупателей, но он ничего не проигрывает. Что-то наценяют, что-то отдают по акционной цене. Вода еще ничего, она может стоять день, два, ничего ей не станется. А вот хлеб быстро портящийся товар. К тому же, кто из вас любит черствый хлеб?  Нет же, все любят свежий еще горячий с хрустящей корочкой. Я раскладывала на полках хлеб так, чтобы его было видно, а не сваливала все в одну кучу. Человек, идя на обед, не вразвалку, оглядывая подробно все полки, а очень торопится. «Времени у него на все, про все, пять минут»: и купить продукты, и сварить обед, и поесть и вернуться на работу снова. Потому все бегут, толкая друг друга, хватают с полок то, что видят.
   Я раскладывала его по различным видам на полки сверху с края, особенно выпечку в мешочках: булочки, пампушки, круасаны, эклеры. Я уже знала, что берут в первую очередь. Важно было следовать спросу, и сначала выставлять их любимый товар. Почему-то люди любили покупать именно эклеры, вернее заварные пирожные, малюсенькие такие, размером с вишенку, ничем не наполненные. К слову, сама я как-то к белому хлебу равнодушна, от него очень толстеют, а это лишние затраты на косметику, и зарядку, чтобы убрать обвисший жир. Но людям нужно угодить. Потому я всегда в первую очередь сверху на полки ложила эклеры, чтобы люди не рылись в куче мешочков и не переворачивали весь хлеб вверх дном, выискивая именно эти эклеры.
   Когда заканчивались эти маленькие эклеры, я ложила обычные. Эти эклеры, были с наполнителем: одни - с кремом, другие - с вареной сгущенкой. Их тоже очень хорошо брали. Но только в том случае, если они были на виду. Полки нужно было проверять и поправлять и дополнять из запаса каждые полчаса. Если этого не делать, весь день полки будут пустые, а куча хлеба останется в запасном нижнем отсеке. К обеду эта часть мешочков уже исчезала. И вечером люди покупали остальное: булочки и пампушки в мешочках. В итоге, к вечеру хлеб разбирали. Если и часть булочек оставалась, то они не такой уж скоропортящийся товар, как эклеры с кремом.
   Люди бегут в магазине быстро, и не любят тратить время на поиски, чтобы на ходу не забыть свой список важных продуктов. Не любят долго и нервно копаться в куче хлеба, разбрасывая в разные стороны. Если люди не видят эклеры, то думают, что их нет, и бегут дальше. Люди вынуждены в другом отделе купить взамен эклеров что-то другое, например, печенье или тортик. И если они видят кучу хлеба, берут то, что сверху, и быстро бегут к кассе пробивать товар. Так вся эта куча хлеба остается лежать и назавтра и на послезавтра. К этому времени хлеб черствеет, покрывается плесенью. А черствый хлеб уже никто не покупает. Хлеб портится, его отдают на возврат.  А это обидно, сколько труда было вложено, чтобы создать этот хлеб, столько труда пропало зря.
   Да, я видела однажды, как мужчина, на вид приличный, наверное, здешний дворник, подошел к полке и положил незаметно в карман маленькую булочку. Охранник стоял рядом, тоже это видел, но ничего не сказал. Да, какой-то небольшой процент вырученных средств магазином дается на кражи, что-то вроде как еще одна зарплата работнику, которого нет. Да, и сами производители, продавая коробку печенья, например, докладывают поверх нормы, что можно бесплатно попробовать или «украсть», как это говорится. В этом ничего зазорного нет, так, мелочь, ненаказуемая.

ПС: История о "Зеленом караване", район театральная площадь. Когда-то я работала в этом же самом месте раньше, но здесь был не супермаркет, а кафе. На вид обычное кафе при гостинице "Ингода". Но работники обслуживали выездные пикники президента или комиссии из Москвы.

Фото от 07.07.2016 из семейного архива, на котором Екатерина Панова на прогулке в супермаркете "Караван", район рынок Центральный.


Рецензии