Бойкая свекровь или поразительная наглость

У Владимира было две особенности. Первая: он не переносил алкоголь и пьяные компании. Вторая: он не общался с родителями.

Первое Анжела одобряла, второе было ей непонятно.

– Почему ты перестал с ними общаться? – спросила она, когда их с Владимиром отношения стали серьезными.

– У мамы тяжелый характер, а отец спивается, – коротко ответил он.

– Это вся причина? – не поверила Анжела. – У многих людей тяжелый характер, но она все-таки твоя мать, как можно ее не любить? А твой отец – ты не думал ему помочь? Сейчас много способов лечения.

Владимир вздохнул.

– Я люблю маму, но он как вампир, который высасывает жизнь. Давит и гнет под себя, требует, чтобы все жили по ее сценарию. Отец потому и пьет, трезвым выносить ее совершенно невозможно. Лечиться он не хочет, а заставить его я не могу. Давай больше не будем о них говорить.

– Хорошо, – согласилась Анжела.

***

Про себя Анжела подумала, что Владимир преувеличивает. Не могут его родные быть плохими, ведь он сам хороший, почти идеальный мужчина: добрый, серьезный, работящий.

«Однажды я попробую их помирить, – решила она. – Надо только дождаться подходящего случая».

Случай представился только после свадьбы, на которую Владимир не позвал родителей, объяснив:

– Не хочу, чтобы они испортили особенный день.

Анжела согласилась, с ним, но после медового месяца снова подняла эту тему.

– Давай встретимся с твоим мамой и папой. Мне неловко, что мы женаты, а с ними так и не знакома.

– Ладно, если ты так хочешь, – сдался Владимир. – Только это плохая идея, ничем хорошим не закончится, предупреждаю заранее.

***

Они договорились, что родители Владимира приедут на неделю в гости. Владимир захотел снять им гостиницу, но Анжела запротестовала.

– Пусть остановятся у нас. Квартира большая, всем хватит места, и так мы лучше познакомимся.

Владимир не стал спорить, он вообще самоустранился из подготовки. Анжела чистила, мыла, скребла квартиру, украшала ее к приезду гостей. Будущий муж на просьбы помочь отказался, объяснив:

– Это бесполезно, мама всё равно найдет к чему придраться.

– Ты делаешь из нее какого-то монстра, – возмутилась Анжела.

– Скоро ты поймешь, что я не преувеличиваю.

***

– Какая вы полненькая, – такой фразой Ольга Ивановна приветствовала Анжелу с порога.

Анжела невольно возмутилась:

– Я ношу сорок шестой размер!

– Я же говорю, полненькая. Не обижайтесь, вам это даже идет.

Анжела послала Владимиру взгляд, говоривший: «Что это за ерунда». Тот только пожал плечами.

«Ладно, первый блин комом, посмотрим, что дальше», – подумала Анжела и пригласила гостей к столу.

Петр Ильич, отец Владимира, осмотрев стол, первым делом спросил:

– А выпить нет? Хорошо, что я захватил кое-что с собой.

Анжела с неудовольствием увидела, как на столе появляется бутылка водки, которая скоро наполовину опустела.

Свекровь тем временем вела светскую беседу:

– У вас такое чудное имя – Анжела. Вы из деревни?

Анжела сдержанно ответила:

– Нет, я из города. Родители работали на местном заводе.

– Ах, рабочая кость! Ничто не выдает рабоче-крестьянское сословие ярче, чем пышные имена и сервант с посудой.

Анжела метнула грозный взгляд на Владимира. Тот страдальчески сказал:

– Мама, хватит, какие сословия в современном мире.

– Род надо блюсти! – возмутилась Ольга Иванова. – Мы, Голицыны, всегда выбирали в супруги потомков дворян.

– У вас же другая фамилия, – удивилась Анжела.

– Мы ведем свой род от князей Голицыных! – гордо заявила Ольга Ивановна.

Молчавший до этого Петр Ильич захохотал:

– Княгиня, не могу! Скажи правду: твою прапрабабку-крепостную обрюхатил один из князей!

– Ценна даже одна капля дворянской крови, – гордо заявила Ольга Ивановна. – Наша обязанность сохранить этот бесценный дар, и Владимир должен был жениться на девушке знатных кровей. Не обижайтесь, милочка, ничего личного, просто вы не дотягиваете.

– Мама, хватит, – жестко сказал Владимир. – Анжела моя жена, а все эти слова про дворянскую кровь просто глупость.

– Так выпьем за это, – радостно заявил будущий свекор.

Придирки Анны Ивановны не заканчивались.

Побывав в спальне, она заметила:

– Постельное белье в цветочек – моветон, оно должно быть однотонным.

После посещения ванной сказала:

– Швы на плитке недостаточно белые, такое бывает только у нерадивых хозяек.

Глядя, как Анжела складывает посуду в посудомойку, высказалась:

– Посуду следует мыть руками, не лениться.

Анжела, не сдержавшись, повернулась к ней:

– Анна Ивановна, пожалуйста, хватит. Я приняла вас в своем доме, а вы постоянно придираетесь. Это, в конце концов, невежливо.

– Во-первых, милочка, это дом Владимира, а не твой. Во-вторых, я, как ты выразилась, придираюсь из лучших побуждений. Хорошая невестка оценила бы мои уроки.

«Значит, я буду плохой», – подумала Анжела.

Вечером, ложась в кровать, она сказала жениху:

– Мог бы предупредить, чтобы я не мучилась с уборкой. Всё равно как помоями облили.

– Я предупреждал, но ты не слушала, – рассердился Владимир.

– Ты прав, – призналась Анжела. – Теперь я понимаю, почему ты с ними не общался и почему так не любишь пьяных.

– Я ведь и сам пил, – неожиданно признался Владимир. – Невозможно выслушивать постоянную критику трезвым. Я понял, что спиваюсь, становлюсь как отец, поэтому уехал и разорвал с ними все связи.

У Анжелы сжалось сердце от сочувствия, она крепко обняла мужа.

– Осталось пережить эту неделю, и мы больше их не увидим, – пообещала она мужу.

Время прошло быстро, и родители Владимира уехали домой. Анжела вздохнула с облегчением.

Но как-то вечером Владимиру позвонили, после разговора он помрачнел и сник.

– У мамы случился инсульт, мне надо ехать в больницу, – сказал он Анжеле.

Из больницы Владимир вернулся с тяжелыми новостями: Ольгу Ивановну разбил паралич.

– Врачи говорят, шанс, что она сможет ходить, невелик, – рассказал он жене. – В больнице ей больше не могут помочь, нужно перевезти ее домой и ухаживать. Я не могу оставить ее с отцом, тот даже о себе не способен позаботиться. Найти сиделку в их городе тоже непросто…

Анжела поняла, к чему клонит муж. Владимир не решился попросить ее о такой жертве, поэтому она предложила сама:

– Перевози ее к нам, я помогу.

Муж крепко обнял Анжелу.

– Ты святая. Обещаю, я буду заботиться о ней сам, тебе ничего не придется делать.

Владимир не смог сдержать обещание. Когда он попытался поменять ей белье, свекровь подняла крик:

– Не подходи! Не хватало еще, чтобы мужчина смотрел на меня голую!

– Я не просто мужчина, я твой сын, – попытался убедить ее Владимир.

– Мужчина и дворянин не должен менять пеленки! Пусть Анжела придет, она для этого рождена.

Владимир сделал еще пару попыток обиходить мать, но Анна Ивановна принималась кричать во всё горло. Боясь, что соседи вызовут полицию, он взмолился:

– Анжела, помоги!

Свекровь без всяких жалоб позволила невестке помыть ее и переодеть.

– Так-то лучше, – удовлетворенно заметила Анна Ивановна. – Может, не зря Владимир на тебе женился, вот ты и пригодилась.

Анжела хотела ответить ей колкостью, но решила, что мериться силами с парализованным человеком – низко.

Анжела не заметила, как превратилась в сиделку. Анна Ивановна подпускала к себе только ее. Сыну она не позволяла опускаться до «ужасной, низкой, грязной работы», сиделок отвадила, непрерывно крича и замолкая, когда они выходили из комнаты.

Зато невестку она гоняла нещадно. Анжела только и слышала:

– Вымой меня... Включи телевизор… Переключи канал… Еда холодная, подогрей… А теперь горячая, остуди!

После работы Анжела мчалась домой, до ночи выполняла капризы свекрови, а утром, толком не выспавшись, неслась обратно на работу.

Владимир взял на себя готовку и уборку, но самое тяжелое – уход за больной – доставалось Анжеле.

– Я больше не могу, – плакалась она Владимиру.

Тот гладил ее по спине и успокаивал:

– Скоро всё образуется, я что-нибудь придумаю.

Однажды, вернувшись домой, она обнаружила там Петра Ильича.

– Я приехал присматривать за больной, – сказал свекор. – Поживу пока у вас, помогу.

Анжела было обрадовалась, но тут же поняла, что свекор пьян.

– Выпил за встречу с матерью, – пояснил Петр Ильич. – Ноги не держат… Ты уж сегодня сама о ней позаботься, Анечка.

– Я Анжела, – процедила невестка и кинулась искать мужа.

Владимир заверил ее:

– Я не знал, что он приедет.

– Зачем он вообще тут? Только не говори, чтобы помогать, он на ногах не держится!

– Наверное, не захотел жить один. Мать хоть и скандалила постоянно, зато ухаживала за ним.

– Чтоб духу его тут не было! – отрезала Анна.

Но свекор задержался надолго, на этом настояла свекровь.

– Кто-то должен заботиться о Пете, и раз не могу я, это будет делать ты. Ты не можешь его выгнать, мы одна семья, – заявила Анна Ивановна невестке.

– Тогда пусть он за вами присмотрит. Петр Ильич ваш муж, уж ему-то вы позволите вас мыть?

– Никогда! Петя мужчина, а заботой о больных всегда занимались женщины.

– А если я уйду и оставлю вас тут одну? – прищурилась Анжела.

– Бросишь женщину с инвалидностью лежать в нечистотах? Неужели в тебе нет жалости?

Анна Ивановна сумела ударить в больное место. Анжела не могла бросить человека в беде, даже такого скандального.

Через пару недель она поняла, что тащит на себе не только свекровь, но и свекра: готовит для него, убирает, обстирывает. Тот нашел шабашку в магазине рядом, зарабатывал немного и тут же всё пропивал. Запах спиртного воцарился в квартире наравне с запахом лежачего больного.

– Может, вам закодироваться? – предложила она свекру.

– Зачем, я не алкоголик, могу бросить, когда хочу. Только я не хочу.

– Не воспитывай моего мужа, – подала голос свекровь из своей комнаты.

«Я с вами с ума сойду», – подумала Анжела.

Возвращаясь с работы, она специально выбрала длинный маршрут и замедлила шаг. Она ясно представила, что ждет ее дома: требующая внимания свекровь, пьяный мужик на кухне.

«Может, сбежать? – подумала она. – Поеду на вокзал, куплю билет в Москву, затеряюсь и начну новую жизнь. Хотя как же Вова? Не могу оставить его одного, он хороший такого не заслужил».

Войдя в квартиру, Анжела услышала на кухне мужской хохот и звон бутылок об стаканы.

За столом сидели двое: свекор… и ее муж. Перед Владимиром стояли початый стакан и миска с закуской.

– Ты пришла! – радостно воскликнул муж. – Любимая…

Владимир встал, пошатнулся и ухватился за стол, чтобы не упасть. Затем шагнул к жене и попытался ее поцеловать.

Анжела отшатнулась: от мужа непривычно и неприятно пахнуло спиртом, он раскраснелся и стал до ужаса похож на своего отца.

– Ты выпил? – спросила она в ужасе.

Муж виновато посмотрел на жену.

– Чуть-чуть, полезно против стресса. Хочешь тоже? Пап, налей ей.

– Я не буду, – возмутилась Анжела.

– Что, слишком хороша для нас? – прищурился свекор. – Конечно, мы же алкаши, а ты у нас особенная. Строишь из себя святую, хотя ты обычная…

Петр Ильич добавил крепкое слово.

– Как ты назвал мою жену? – возмутился Владимир и неловко замахнулся.

Анжела отскочила и тут же услышала голос свекрови из комнаты:

– Пришла, наконец? Сколько можно шляться, я тебя два часа дожидаюсь. Иди сюда сейчас же!

Анжела огляделась. На кухне скандалили мужики, в комнате надрывалась свекровь, ни разу не сказавшая ей спасибо за помощь.

«И это моя жизнь? – ужаснулась Анжела. – Так будет всегда: оскорбления, уход за чужой женщиной, теперь еще и муж-алкоголик? Я не смогу никогда побыть одна в своем доме, не рожу ребенка, потому что не хочу, чтобы он так жил».

Свекор больно ткнул Анжелу в спину:

– Оглохла, что ли? Мать зовет.

Анжела посмотрела ему в глаза и отчеканила:

– Она мне не мать. Вы все мне никто, а я вам не рабыня.

Она схватила сумочку и выскочила за дверь. Владимир что-то кричал вслед, но Анжела не остановилась: испугалась, что если поговорит с ним, жалость возьмет верх, и она застрянет с этими людьми навсегда.

Выскочив на улицу, Анжела пошла вперед. Она не задумалась, куда идет, просто шла и наслаждалась спокойствием и свободой. С плеч будто упал тяжелый груз.

Анжела временно поселилась у подруги.

Владимир приехал через день, привез по ее просьбе вещи. Он с порога сказал:

– Прости меня, что свалил на тебя свою семью. Я люблю тебя и не хочу терять.

– Я не вернусь, – предупредила Анжела. – У всего есть предел, и я больше не могу жить с твоими родными.

– Ты права. Когда ты ушла, я будто прозрел: такие вещи нельзя терпеть даже от больной матери. Если ты дашь мне второй шанс, я всё исправлю, – пообещал Владимир.

– Как? – спросила Анжела.

Скоро они с Владимиром переехали в ее квартиру, которую раньше сдавали.

Свекор вернулся к себе домой. Анжела не знала, как Владимир убедил его это сделать, и не хотела знать.

Свекрови наняли сиделку. Мужу нашел женщину с крепкой психикой, которая не обращала внимания на оскорбления Анны Ивановны.

Когда ей представили сиделку, она закричала на сына:

– Я тебя родила, а ты меня бросаешь на чужого человека. Выгнал отца, меняешь меня на эту прохвостку!

– Это моя жена, и я не дам ее оскорблять, – ответил Владимир. – Мы с Анжелой заслужили счастье.

Анна Ивановна поняла, что в этот раз крики не помогают, сын правда оставляет ее с чужим человеком и, может быть, больше не придет.

Глядя на лицо свекрови, ставшее испуганным и беспомощным, Анжела ощутила укол жалости.

– Мы будем вас навещать, – пообещала она, хотя до этого давала себе слово не переступать порог квартиры.  ( продолжение на Дзен)


Рецензии
Прочитала, не отрываясь, переживала за Анжелу,меня тоже свекровь не приняла. Это было ужасно.

Лидия Невская Сызрань   17.04.2024 22:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв

Анна Медь   18.04.2024 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.