19. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  19.

Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас. (Мф. 6:1)

Святитель Иоанн Златоуст  предупреждает нас:
"Наконец, Спаситель  изгоняет  самую  пагубную  страсть - тщеславие,  это неистовство и бешенство,  которым одержимы бывают  даже люди  добродетельные...
Итак, нужно было насадить добродетель,  а потом  уничтожать страсть, повреждающую плод её."
Спаситель  начинает Свою беседу   "словом о посте, молитве и милостыне, потому что тщеславие  преимущественно присоединяется к этим добродетелям.
Так например, постом возгордился фарисей, когда говорил: пощусь 2 раза в неделю, даю десятую часть из имения.(Лк. 18: 12)
...И в молитве искал он суетной славы, творят её напоказ: Я не таков, как прочие люди, - говорит он,- или как этот мытарь ( Лк.18: 11)"
Теперь посмотри, как начинает Спаситель слово Свое. Он как будто хочет говорить о каком-то звере, весьма хитром и страшном, который может внезапно схватить не совсем осторожного. Смотрите,-  внушает Он - не творите милостыни вашей перед людьми. Так и Павел говорит филиппийцам: берегитесь псов ( Фил.3:2)  Зверь  этот подходит тайно и все доброе внутри нас находящееся, тихо развевает и нечувствительно уносит.
Господь  предупреждает: смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми и присовокупляет-  чтобы они видели вас.
По мнению Иоанна Златоуста   последние слова "заключают в себе великую предусмотрительность, неизреченную попечительность и предохранение.
В самом деле, и перед людьми делающий добро  может делать не для того, чтобы его видели,  так же, как и не делающий перед людьми может делать с тем, чтобы его видели.
Вот почему Бог наказывает или увенчивает не само дело наше, но намерение.
Если бы не было сделано такого точного разделения, то данная заповедь многих привела бы в недоумение касательно раздачи милостыни, потому что не везде всем можно тайно творить милостыню."
Святитель продолжает:
"Итак, запретив творить милостыню для тщеславия и показав вред, происходящий от этого, тщету и бесполезность такой милостыни",  Спаситель вразумляет: Не будет вам, - говорит Он, - награды от Отца вашего Небесного.
"Впрочем,- указывает Святитель,  - и здесь не остановился,  но идёт ещё дальше, внушая и другим образом величайшее отвращение от суетной славы.
Когда, - говорит Он. -  творишь милостыню, не труби перед собой, как делают лицемеры ( Мф. 6:2). Так говорит Спаситель  не потому,  что лицемеры имели трубы, но, желая показать их великое безумие, этим иносказаниям осмеивая и осуждая их. Милостыня их имела одну личину милостыни,  а сердце их было исполнено жестокости и бесчеловечия. Они творили её не из милосердия к ближнему, но для получения славы
Итак Спаситель требует не того только, чтобы мы подавали милостыню, но и того, чтобы подавали её так, как должно подавать".0

2. Как же должно творить милостыню?
Святитель объясняет нам:
Пусть не знает левая рука твоя, что делает правая (Мф. 6:3)
"Здесь, - по мнению Святителя,  - Спаситель не руки  разумеет, но усиливает свою мысль: Если возможно, - говорит,- и себя самого не знать, и если возможно скрыться от самих служащих тебе рук, то постарайся об этом...
Упомянув о наказании, ожидающем лицемеров, Господь  показывает и ту славу, которая ожидает раздающих милостыню втайне...
Бог везде присутствует...  и  после этой жизни мы предстанем на Страшном Судилище, и  тогда ни малое, ни великое дело не может скрыться, хотя бы оно во время настоящей жизни , по- видимому,  было скрыто от людей.
На все это Спаситель сделал намёк, когда сказал: Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:4)"
Желаешь иметь кого либо зрителями  дел твоих?
"Так вот тебе зритель - Сам Бог всяческих, а даже не Ангелы, не Архангелы. Если же ты желаешь иметь своими зрителями и людей, то Он в надлежащее время исполнит и это желание, и даже в величайшем избытке удовлетворит его...
3. Итак, если ты особенно желаешь того, чтобы люди видели твои добродетели, то скрой их ныне, чтобы все с большей честью увидели их тогда, когда Бог их сделает их явным, откроет и возвестит перед всеми. Видящие ныне обвинят тебя, пожалуй, в тщеславии; а когда увидят тебя венчаемого, тогда не только не обвинят тебя, но и все удивятся тебе."
"Даже, если бы Бог и не наказывал за тщеславие, то и тогда ищущему славы неприлично было бы менять Бога на людей, заставляя их смотреть на свои дела. - предупреждает нас Святитель, -
Кто был бы так жалок, чтобы, пренебрегши царём, спешащим видеть его блистательные подвиги, захотел быть видимым одними только бедными и нищими?
Потому-то Спаситель  повелевает нам не только не выказывать себя, но и стараться скрывать себя от других;  а не иметь желания. выказывать себя, и иметь желание скрываться- не одно и то же...
И когда молитесь, не будьте  как лицемеры. которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно, говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же,  когда молишься,  войди в комнату твою и, затворив дверь твою,  помолись Отцу твоему, Который втайне ( Мф. 6:5-6)
Тот кто желает молиться... оставив всех, взирает только на Того одного,   Который силен исполнить  его прошение.
Если же оставив Его, будешь блуждать по различным предметам и всюду обращать взоры свои, то отойдешь с пустыми руками, - потому что ты сам захотел этого..."
 
4. "Что ж, -  спросишь ты,- неужели не нужно молиться в церкви?"
Святитель Иоанн Златоуст объясняет нам, что молиться и дома, и в храме нужно, прежде изгнав тщеславие.
"Если и без этого мы всюду блуждаем и носимся своими мыслями во время молитвы, то когда приступим к молитве с болезнью тщеславия, тогда и сами не услышим молитв своих. Если же мы не слышим молитв и прошений своих, то как можем умолить Бога, чтобы Он услышал нас?..
Будем творить молитвы не с движениями тела и не с воплем гласа, но с благим и искренним расположением; не с шумом и гамом, не для показа, способного отгнать ближних, но со всей кротостью, сокрушением сердца и непритворными слезами.
Но ты скорбишь душой и не можешь не вопиять? Напротив, сильно скорбящему и свойственно именно молиться и просить таким образом, как я сказал...
Из глубины сердца твоего извлеки глас, сделай молитву твою тайной...
Ты ведь не людям молишься, но Богу вездесущему, слышащему тебя ещё прежде твоего голоса и знающему тайны сердечные. Если ты так станешь молиться, то великую получишь награду.
Отец твой. - говорит Спаситель,  - видя тайное, воздаст тебе явно; не сказал: дарует тебе, но - воздаст тебе".
Святитель продолжает учить нас молитве:
"...Мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов, так как с терпением должно ожидать того, чего просим;
...Притом  сам Спаситель  притчей о вдовице, которая  немилосердного и жестокого судью преклонила неотступностью просьбы, и притчей о друге, безвременно пришедшего и поднявшего с одра спящего, не по дружбе, но по неотступному прошению, не иное заповедал, как то, что все непрестанно должны молиться Ему."
Иоанн Златоуст указывает, что нужно просто открывать Господу наши прошения.
"На что Он указал в словах: ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду ( Мф.6:7-8).
...Не для того нужно молиться, чтобы указать Ему твои нужды, но для того, чтобы преклонить Его; чтобы чрез непрестанное моление соединиться с Ним, чтобы смириться перед Ним, чтобы вспомнить  грехи свои".
Молитесь же так- продолжает Спаситель: Отче наш, Иже еси на небесех ( Мф.6:9)
Святитель Иоанн Златоуст с  большим вдохновением объясняет  нам:
"Смотри, каким образом Он ( Господь) тотчас ободрил слушателя...
В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним эти наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство с Единородным, и дарование Духа, так как не получивший этих благ не может назвать Бога Отцом..
Далее, этими словами Он научает нас молиться за всех братьев. Он не говорит: Отче мой, сущий на Небесах, но - Отче наш, и тем самым повелевает  возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод,  но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет,  и вводит любовь - мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царём и бедным...
Бог,  удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, через это всем даровал одно благородство."
Да святится имя Твое!
Иоанн Златоуст  акцентирует наше внимание: "Ничего не просить прежде славы Отца Небесного, но все почитать ниже хвалы Его -  вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом!
Да святится значит - прославится.
Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда неизменяемую. Но Спаситель  повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью...
Сподоби нас. - как бы так учит нас молиться Спаситель,  так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили.
Перед всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих её возносил хвалу Владыке, - это есть признак совершенной мудрости.
Да приидет Царствие  Твое (Мф. 6: 10)
И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ великими, но стремится к Отцу и желает будущих благ.
Такая молитва происходит от  доброй совести и души, свободной от всего мирского.

5. Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе.
Кто имеет такую любовь к Господу, по мнению Святителя, -  "тот не может ни возгордиться  среди благ этой жизни, ни отчаяться среди горестей; но, как живущий на небе, свободен от той или другой крайности...
Действительно,  к достижению совершенства горних сил нам нимало не препятствует то, что мы живём на земле. Но можно, и здесь обитая, все делать так, как бы  мы жили на небе.
Так, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались,  но во всем повинуются и покоряются - так и нас, людей, сподоби не вполовину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно."
Хлеб наш насущный дай нам на сей день ( Мф.6:11)
Иоанн Златоуст обращает наше внимание: "Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о чем- либо другом подобном, но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, т.е. повседневный."
Святитель продолжает объяснение молитвы Господней.
" Далее, так как случается грешить и после купели возрождения,- то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставление грехов наших и так говорить:
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших.  (Мф.6: 12)
Этой молитвой Он научает:"Каким  образом мы можем получить это прощение, и тем самым делает для нас лёгким путь к получению его...
Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство;а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием."

6. Итак, Спаситель   даёт нам заповедь о прощении, говоря:
Аще бо отпускаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец Небесный ( Мф. VI, 14)
Иоанн Златоуст  объясняет  нам:  "Таким образом это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти суд произносимый о нас.  Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель  тебя, самого виновного, делает судией над самим собой, и как бы так  говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние...
Он хочет и в этом благодетельствовать тебе, во всем доставляет тебе случаи и побуждения к кротости и человеколюбию; гонит из тебя зверство, угашает в тебе  гнев  и всячески хочет соединить тебя  с твоими членами.
...Великая награда предстоит тебе в будущем веке, потому что  тогда не потребуется от тебя отчет ни в одном грехе твоём."
Иоанн Златоуст  просит нас  подумать:
"Будет ли Господь внимать нашим прошениям, когда мы сами себя не жалеем там, где все в нашей власти?"
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго, яко твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ( ст.13)
Святитель разъясняет нам:  "Здесь Спаситель явно показывает нам наше  ничтожество и низлагает гордость, научая нас и не  отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом, и для нас победа будет блистательнее, и для  дьявола поражение будет чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать время подвигов. Чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными...
Спаситель научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них,  но всю вражду обращать против дьявола, как виновника всех зол."
Яко твое есть Царство и сила и слава.
Итак, если Его Царство, - говорит Святитель, -  то не должно никого бояться...что и враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому  ещё сопротивляется, по попущению Божию.
Даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока сам Спаситель не повелел...
И сила, говорит Христос.  Итак, хотя бы ты и весьма был немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя,  Который и через тебя легко может совершать все славные дела.
И слава во веки. Аминь."

7. Аще бо отпущаете человеком, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете, ни Он вам отпустит ( ст.14, 15)
"Здесь Христос опять упомянул о небесах и об Отце для того, - объясняет  нам Иоанн Златоуст, -  чтобы этим упоминанием пристыдить слушателя. Если бы, т.е., он, будучи сыном такого Отца, продолжал бы оставаться жестоким и, будучи призван к небу, имел бы какое- нибудь земное и житейское мудрование...
Ничто не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас...
Корень всякого добра есть любовь; потому - то  Он и уничтожает все, что может вредить любви, и всеми способами старается соединить нас между собой."
Святитель говорит нам, что "мы смотрим только на постигающие нас несчастия. А об оскорблениях , которыми ежедневно оскорбляем Бога, не помышляем...
Кто из вас, например, не гордился? Кто не сказал оскорбительного слова брату? Кто не допустил злого пожелания? Кто не вспомнил о враге с возмущением духа, и сердца своего не наполнил надменностью?
...И однако Бог, желая, чтобы мы  освободились от столь многих и великих трудов, предложил нам путь краткий, лёгкий и  удобный.  Какой, в самом деле,  труд - простить оскорбившему? Не0 прощение, но сохранение вражды составляет труд. Напротив, освободиться от гнева и весьма легко тому, кто захочет, и это же доставляет спокойствие."

8. Святитель  продолжает нас учить молиться так, чтобы мы были услышаны Богом. Его проповедь о прощении обид нарастает по своей силе, убедительности и духовном воздействии  на души слушателей.
"Если ты даже и в то время, когда имеешь нужду в помиловании, не оставляешь гнева, но глубоко сохраняешь в памяти, зная притом, что через это ты вонзаешь меч в себя самого, то когда же сможешь сделаться человеколюбивым и извергнуть из себя пагубный яд злобы? Если ты ещё не видишь, как тяжко и безрассудно молиться об отмщении врагам, то подумай об отношении к тому же людей, и тогда увидишь, как тяжело оскорбляешь ты Бога.
Так, если бы к тебе, человеку, пришёл кто нибудь  с просьбой о помиловании, потом увидел бы врага, и, перестав просить тебя, стал бить его, то неужели бы ты ещё более не разневался?
...Но есть люди, которые дошли до такого безумия, что не только молятся против врагов, но и детей их проклинают, и самые тела их готовы бы пожрать, если бы возможно было, или даже и пожирают. Не говори мне, что ты не вонзил бы зубов в тело оскорбившего. Ты гораздо хуже сделал, когда со всей ревностью молил, чтобы гнев свыше пришел на него и чтобы он был предан вечному наказанию и погиб со всем домом своим...
Как вкусишь кровь Господню, имея столько яда в сердце?
Иоанн Златоуст  настоятельно просит нас:
" Итак, перестанем страдать безумием: будем оказывать оскорбившим нас благорасположение, которое заповедано нам Господом, чтобы сделаться нам подобными Небесному Отцу.
А освободимся мы от этой болезни,  если будем  помнить о своих грехах... и о тех, которые совершаем в церкви.
Ведь и за  одно непристойное поведение в этом месте мы можем оказаться достойными крайнего наказания.
В самом деле, в то время,  когда  поют  псалмы пророки, славословят апостолы и Сам Бог говорит, мы рассеиваемся по предметам внешним, производим шум разговорами о житейских делах,  и для  слышания законов  Божиих не хотим  уделить и такого  внимания,  какое оказывают  зрители на зрелищах, когда читаются царские указы. Там, когда  читаются  эти указы, все стоят в безмолвии и со вниманием слушают слова - и консулы,  и  префекты, и сенат, и народ; а если кто среди глубочайшего им безмолвия вдруг закричит, то такой, как оскорбитель царского величия, подвергается тяжкому наказанию.
А здесь,  когда  читаются  писания  небесные, отовсюду слышен шум, хотя Тот, Чьи это писания, гораздо выше царя  земного, а зрелище - священнее.
...Победные награды, возвещаемые в этих писаниях, гораздо превосходнее земных, почему не только человекам, но и Ангелам и Архангелам, словом всем, как небожителям, так и обитающим на земле, повелевается славословить общего Царя".
Святитель  Иоанн Златоуст продолжает увещевать нас:
"...Выбросим из сердец яд, разрушим вражду, станем возносить приличные нам молитвы; вместо демонского зверства воспримем Ангельскую кротость, и как бы тяжко мы  ни были оскорблены, представим себе собственные наши согрешения, вспомним о награде, какая ожидает нас за соблюдение  этой заповеди, и умягчим гнев, укротим волны, чтобы нам и  настоящую жизнь пройти безмятежно, и по отшествии туда  найти для себя Господа таковым, каковы мы были к собратьям своим.
...И чего не могли совершать воздержанием от грехов, будем достигать кротостью к оскорбившим нас, и, благодетельствуя врагам своим,  будем предуготовлять себе самим великую милость. Таким образом и в настоящей жизни все нас возлюбят, и прежде всех Бог нас возлюбит и увенчает, и удостоит всех будущих благ, которые получить да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа,  Которому слава и держава во веки веков. Аминь."
 


Рецензии