Феликс Довжик 1. Творческая интуиция

Феликс Довжик

Творческая интуиция

Идя по доброй воле
неведомой тропой,
щади свои мозоли –
работай головой.


Подсознание

Когда есть знание и есть сознание,
тогда зачем нам подсознание?

Спросили у одного ученого, который часто выступал по телевизору:
–    Что вы делаете во время бессонницы?
– Жду, когда сон придет, – ответил ученый.
– А помогает ли вам подсознание?
– Безусловно. Я на него всегда рассчитываю. В трудных случаях оно доварит.
– А если не доварит?
– Значит нет решения. Можно заняться другой проблемой.

Спросили у другого ученого, который плодотворно работал в науке, чем он занимается во время бессонницы.
– Работаю, – ответил ученый.
– А когда вы спите?
– Когда не работаю.
– А помогает ли вам подсознание?
– Знаете, я человек занятый. Мне за собой наблюдать некогда. Я слышал, что во время сна можно увидеть проблему с неожиданной стороны, но у меня это чаще случается наяву.


Интуиция

Перекошены в страхе лица -
нагишом земля после плуга.
Интуиция у полиции,
а у нас она от испуга.

Об интуицию сломали немало копий. Занимались ею и философы, и психологи, специализирующиеся на психологии творчества. Каждая из групп пыталась вложить в интуицию свое миропонимание.

Не так важна теория, как следствия из нее. История науки знает немало теорий, не выдержавших испытания временем, зачастую даже надуманных. Но в качестве системообразующего начала они позволили сделать немало полезных открытий. Теории пришли и ушли, открытия остались.

Природа, создавая на Земле человека, дала ему два полушария – правое и левое. Одно в значительной степени отвечает за образный и чувственный мир, второе за словесный и смысловой. Неплохо придумано. Явный прогресс – распределение труда налицо.

Человеку, как всякой автоматизированной системе, даны датчики – пять основных чувств: зрение, слух и прочие возможности для осязания, ощущения и обоняния, столь необходимые в жизни и любви со всеми вытекающими последствиями. Но этого мало для выживания. Нужна передача информации и опыта.

Если дети не будут знать, как папаша добывает хлеб, можно заскучать на этом свете. Те картины, которые человек видит и слышит, все, что он осязает, ощущает или с удовольствием вкушает, из глаз в глаза, из уха в уши, из кожи в кожу не передашь.

Поэтому, замышляя человека сложнее его предшественников, товарищ, ответственный за это, дал языку возможность не только участвовать в жвачных и вкусовых процедурах, но и болтать без ограничений. И тут началось.

Подробную картину окружающего, которую человек видит, слышит, ощущает, словами не опишешь – слов не хватит. Но можно придумать названия основным предметам, некоторым наиболее существенным действиям, и как-то приблизительно в словесном выражении передать суть упрощенной картины. Возникают слова, термины, определения.

 Например, есть названия семи цветов радуги. Художники могут назвать несколько десятков названий цветов и оттенков. Но свет непрерывен и занимает весь спектр. Где взять столько названий? Всякое определение условно и отражает некоторую степень приближения к реальному миру.

Итак, появились слова, термины, логика. У некоторых логическое мышление неплохо развито, к нему возникает божественное доверие – забывается, что первично, что вторично и что от чего пошло. Но случаются тупиковые ситуации. Буксует логика. Тогда мучительно ищется решение.

 Вновь и вновь рассматривается исходная картина и перебираются возможные варианты. Так иногда чувствуешь, что в банке что-то вкусное, а не знаешь, как открыть. Поднимаешь крышку отверткой, а надо отвинчивать. Или отвинчиваешь, а надо отжимать.

И вот в какой-то очередной раз, когда уже многое испробовано, нечаянно смотришь на знакомую картину с необычной точки зрения и внезапно замечаешь что-то новое – то, что раньше не замечал или то, на что раньше не обращал внимание.
И перед тобой уже не старая картина, а новая, озаренная новым видением. Мгновенно в другое полушарие или в другие отделы мозга предается новое понимание. Вот это и есть творческая интуиция.

Философы вкладывают в понятие интуиции иной смысл. Интуиция по-философски – это прямое усмотрение истины без обоснования с помощью доказательств. Что такое точка, каждый имеет представление, а доказать или вывести точку логически – пупок надорвешь. Не все на свете докажешь, потому что само логическое мышление покоится на базовых понятиях, поставляемых нам образным мышлением.

Чтобы не забираться в дебри, можно предположить, что интуиция по-философски – это работа нашего образного мышления в области базовых понятий. Но не будем на этом настаивать.
Вернёмся к творческой интуиции или иначе - к интуиции в творчестве.

Поскольку интуиция связана со своеобразием работы головы, она есть у каждого нормального человека, но не у всех возникает необходимость пользоваться ею в нужных случаях.

Есть она, например, у футболиста. Гонит он пинками несчастный мяч к чужим воротам и понимает, что далеко ему с мячом не пройти – противники не позволят, уже сбегаются к нему со всех сторон. Но тут он боковым зрением замечает, что друг Василий в стороне от него бежит к чужим воротам без опеки, и соображает, что через пару секунд Василий будет в таком месте, откуда мяч от его удара пойдет в верхний угол чужих ворот.

Тогда футболист лупит мяч, но не в ноги Василию, а туда, где Василий окажется, пока мяч до него долетит. Василию хлопают, Василий – герой.

Когда я был школьником, отмечали только тех, кто забил гол. Теперь догадались добавлять – с подачи такого-то Николая. А у Николая, пока он гнал мяч, не только работали ноги, но и голова – информация из чувственно-образных отделов мозга передавалась в логические, оттуда назад и снова.

Подобные процессы совершаются в голове крупного ученого. Но футболисту не приходится ничего переопределять и не приходится крушить основы чужого мировоззрения. Ему надо остро видеть всех игроков и все поле и в считанные доли секунды принимать решение – самому ли вести мяч или кому-нибудь передать.

Крупный ученый вынужден переопределять базовые понятия в зависимости от той картины, которую он увидел, вкладывать в понятия новый неведомый доселе смыл. И тут против него восстает практически весь клан. Не дадим рубить родные осины!

Показать увиденную им картину, передать ее из глаз в глаза не дано природой. Ученый может ее описать словами, терминами, определениями, вложив во многие из них новый смысл, идущий от нового представления, а клан должен по его описанию воссоздать увиденное им, воссоздать то, к чему не привыкли, да плюс к тому у представителей клана в термины и определения вложен прежний привычный смысл, поскольку трудно принять новый, не представив себе его картины.

Так было, например, с неэвклидовой геометрией. Придумал ее Лобачевский (1792-1856). Наш крупнейший и всеми коллегами признанный математик того времени Остроградский ехидно высмеял его детским смехом, а все коллеги подобострастно его поддержали.

Понять и признать геометрию Лобачевского в состоянии был король математики великий Гаусс (1777-1855), но он то ли в штаны наложил, боясь ропота поданных, то ли до слез огорчился, что его опередили и не он автор, а он, между прочим, над этим, хотя неторопливо, но уже работал.

Потом Риман (1826-1866) довел неэвклидовы геометрии до логического конца, но и тут Гаусс поспособствовал, чтобы Риман в молодые годы жил впроголодь и не слишком долго задерживался на этом свете. Впрочем, знающие люди уверяют, что это не умаляет величие открытий короля математики.

В голове молодёжи чистый экран и там можно нарисовать все, что угодно. Только тогда, когда молодежь освоит новые представления, они завоюют мир.

Существует старинный анекдот времен войны в Корее. Попал наш советский летчик в плен к противнику. Пытали его, как умели, но он не выдал тайны устройства своего самолета.

В конце концов, враги, пораженные мужеством летчика, отпустили его. На торжественном собрании с будущими однополчанами на естественный вопрос, как с ним обращались, и как ему удалось вернуться героем, он ответил: «Бьют страшно. Учите, хлопцы, матчасть».

Жизнь не только предполагаемый противник, но и вполне реальный. Законы психологии не переплюнешь. Понять чужое открытие тяжелее, чем сделать свое.

Даже чтобы самостоятельно сделать на хорошем уровне свою обычную творческую работу, надо развивать интуицию – умение шевелить мозгами и взаимодействовать образным и логическим мышлением.
Получится – мы почувствуем вкус и аромат вдохновения и успеха.


Рецензии
Феликс! Все бы это пересел бы не раз, но много раньше. Как картограф в первые годы купался в математике при создании проекций.далее при администрировании все ушло. Ныне при таком развитии программирования, только остаётся гордиться знанием таблицы умножения и тем, что могу писать шариковой ручкой, как раньше. По нраву. Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   08.04.2024 19:34     Заявить о нарушении
Сергей! Спасибо за прочтение и доброжелательный отзыв.

Видимо мне повезло больше Вашего. До последнего дня в связи с вынужденным уходом на пенсию по семейным обстоятельствам моя работа в НИИ в области электромеханики была нужна.

Здоровья Вам и успехов. Феликс Довжик.

Феликс Довжик   09.04.2024 18:12   Заявить о нарушении
Для мозгов так приятнло и полезно пастись на ващем творческом пастбище!
- Когда есть знание и есть сознание,
тогда зачем нам подсознание?
- Для переходного периода.(мне так кааатса.)

- Что такое интуиция?
- Это предвосхищение пониматийности событий.

Надежда Шереметева -Свеховская   10.04.2024 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.