Эстетство, растворённое в себе

Атмосфера интеллигентности с детства окружала Ольгу Петровну. В обществе людей утончённых нравов и взыскательных вкусов сформировалась, пожалуй, главная черта её характера – эстетство. На этом оселке оттачивались её чувства, привязанности, многие черты характера.

Круг знакомых Ольги Петровны складывался в полном соответствии с разновидностью эстетства её личности. Те, кто попадали в поле её зрения, относились к ней по-разному. Одни боготворили её, другие – сторонились, осуждая свойственную ей придирчивость к пустякам. Но были и третьи, стремившиеся научиться импозантно вести себя в модных салонах. Эти третьи из кожи вон лезли, пытаясь перенять у неё хоть малую толику её воинствующего эстетства, такого выигрышного на великосветских раутах.

С точки зрения господствующих в обществе эталонов элитарности жизнь Ольги Петровны сложилась удачно. Вот только после тридцати лет её начал подтачивать червячок сомнений в правильности своей жизни.

Она всё более ощущала, что к ней начинают относиться как к своеобразному изваянию, застывшему в своей гипертрофированности. Люди придирчиво осматривали её эстетскую оболочку, как в каком-нибудь музее осматривают, к примеру, мраморное тело Венеры или Афродиты. А посему её всё чаще посещала мысль о холоде вычурного эстетства и о собственной обречённости на прижизненное существование в его ледяном дворце.

К тому же блистательная молодость Ольги Петровны завершалась, так и не позволив теплу дружбы и жару любви пробиться через крепостную стену её эстетства. Постепенно в её душу стал проникать страх. Для кого же она так пестовала свой неземной эстетизм? Неужели она всю жизнь обманывала себя, боясь простых человеческих чувств?..

И вот с некоторых пор знакомые Ольги Петровны, причисляющие себя к интеллектуальной элите общества, с удивлением стали замечать, как она неспровоцированно выпадает в состояние угрюмой отрешённости от всего и вся. «Это привилегия совершенного эстета наших дней!» – с упоительным восторгом думали интеллектуалы…

Человеческому самообману, воистину, нет предела.


10.08.2003



Сергей БОРОДИН


Рецензии