Железная тропа

Железная тропа - Виа Феррата - из Батилимана ведет по скале к Ласпинскому перевалу. На самом верху кафе и закусочные у дороги. В жару там можно поесть мороженое и продегустировать вина малоизвестных крымских марок по цене элитных. Его будут предлагать загорелые настырные сомелье. А на скале под перевалом только трос страховки, скобы на вертикальных участках и сумасшедшие виды на кипарисы под ногами, Ай-Илью на востоке, море и горизонт. Посмотришь - кружится голова.

Есть на тропе провал, над которым мостом натянуты три металлических каната. По одному ты идешь ногами, как акробат в цирке, а к двум другим пристёгнут страховкой. Конструкция надежна, как часы. Но попробуй себе это доказать.

Юра пошёл первым, добежал до середины и остановился перевести дух. Почему-то удивленно посмотрел на меня и чуть медленнее закончил прохождение. Получив от него команду, я подключил страховку к верхним тросам и сделал шаг по нити над пропастью.

Мне кажется, я не из робких. Но в ситуации с безопорным пространством и незнакомым тросовым оборудованием не хочет голова понимать, что никуда от двух канатов не денешься. Что узлы на альпинистской системе я вяжу с закрытыми глазами. А два страховочных карабина всегда дублируют друг друга.

Руки предательски крепко сжимают перила. Первый шаг сделан - назад дороги нет. Юра высунулся из-за камня на другой стороне и улыбается во все тридцать два. Радостно ему. Он здесь уже прошел.

Длинный выдох и первый шаг. Вот второй. Третий и четвертый. Один за другим. А ничего, идти можно. Разве я не альпинист-разрядник? На Тютю-Баши ходил. На Яйце Архимеда стоял. Что мне какая-то курортная ВИА, хоть она и ФЕРРАТА?

Самовнушение - сила! Кажется, уже почти бегу. Каждый шаг качает трос. Трос подбрасывает меня. Замедлиться страшно. Какой-то длинный провал. С обрыва казался шагов в двадцать. Юра сел на камень впереди, руку в колено упер и смотрит: сорвусь я или нет.

Если не остановлюсь прямо сейчас, то при следующем шаге меня подбросит и я повисну между морем и небом, как прикованный Прометей. С видом на курортный Ласпи. Юра спросит: «Всё ли в порядке?» И, убедившись, что да, будет хохотать.

Усилием то ли воли, то ли коленей компенсирую очередной толчок троса и замираю в равновесии. Сколько я прошел? Нужно повернуться и посмотреть. Повернулся. Посмотрел. Десять шагов. Удивительно мало.

Дальнейший путь - дело техники. Половина пройдена, и качает теперь меньше. Вот я перестёгиваю страховку. Юра протягивает руку. Я поднимаюсь на камень, занятый им. Вид отсюда потрясающий.

Солнце в полудне. Над морем дымка. Лес на склонах Ай-Ильи зеленый, с рыжими подпалинами. Так и манит его пройти. Подняться на вершину к закату и ловить трепетным капюшоном штормовки ветер моря. Потом с фонарём идти в темноте через скалы Храма Солнца. Умышленно заблудиться в лабиринте троп на склоне и выйти к палаткам озябшим и бесконечно счастливым. И крымский октябрь будет хорош, как никогда раньше. А ведь я так думаю каждый год, оказавшись в этих горах.

Говорю Юре:
- В середине подумал, что сорвусь!
- И я прошёл, как по краю. Когда сам себе перила вешаешь, так не переживаешь.
- Сам всегда надежнее. Смотри какое внизу море! Такое оно только здесь, на южном берегу! Идем, нам ещё час карабкаться.

Становится жарко, а наверху, в кафешке, продают пломбир.


Рецензии