2148

https://telegra.ph/2148-03-27
1.
Мне дали право записать завещание – великое право! Последнее, что разрешено, в ином отношении я лишён даже права говорить с кем бы то ни было. Словно я преступник, смевший поднять руку на другого человека или машину, но ведь это не так! Имея единственный шанс перед своей казнью, я трачу запись завещания, чтобы рассказать всем, кто захочет услышать, всё, что со мной произошло за последние чёртовые дни. Прошу родных, а особенно тех, кто давно засматривался на моё имущество как коршун на неосторожную мышку, не гневаться уж больно сильно, тем более что всё, что я нажил, не упоминая иных лиц, отойдёт государству, которое, уж поверьте мне, в этот миг ненавижу более всего на белом свете, поэтому-то я страдаю не меньше вашего, а даже, может быть, и больше…
2.
С детства, глядя на моих родителей, бывших физиками-экспериментаторами – теперь даже удивительно говорить о такой профессии, будущей сегодня мёртвой, – я мечтал быть таким же, как и они, – смелым на открытия, покоряя неискушённые сердца и улучшая жизнь каждого гражданина Земли, Луны и Марса. И хотя родители были не совсем удовлетворены моим решением, ибо ещё тогда физиков начали массово заменять машины, тем не менее я настоял и, в конце концов, поступил в школу с соответствующим уклоном.
Конечно, использование современных технологий там было заметно. Когда сочинения по русскому языку, примеры по математике, трудные формулы по химии решались искусственным интеллектом. Помню ещё споры государств относительно того, стоит ли человеку будущего оставлять бесплатное образование, если оно сегодня ему не нужно, – кто-то оставил, а кто-то убрал, обрекая своё население скатиться в тёмное средневековье. Не знаю, может, так будет правильно, раз всякие вычисления производит искусственный интеллект, но всё-таки как-то странно и необычно, что человек для машины стал аксессуаром, а не наоборот.
В общем, даже принимая нешуточное давления общества вокруг, я старался держаться собственного ума. Из-за этого страдал по оценкам, меня ругали, звали родителей к директору. Но в конечном счёте, всё же выиграл я, ведь на экзаменах, без «помощников», у меня был лучший результат, чем у остальных сверстников. Знаю, для вас это банальности, мол, «ты этим не станешь лучше или умнее нас!», но, заклинаю, выслушайте мою историю до конца, не торопитесь с поспешными выводами, как это делает сегодня машина.
Из тысячи двухсот учащихся школы в университеты пошло трое. Остальные – кто куда: смотрителями на производства – тоже, надо думать, умирающая профессия, жильцами в «общественные дома» , единицы стали заниматься «высоким» творчеством, можно сказать, также жили удручающе и бедно.
Тяжело описать какого было моё удивление, когда на кафедре прикладной физики, единственной во всей стране, собралось едва пятьдесят человек. Все мы хлопали глазами, глядя друг на друга, не веря в то, что такая фундаментальная наука столь безразлична человечеству.
3.
Очень скоро стало понятно, что учёба в университете деградировала ещё сильнее, чем в школе. Я думаю, всё гниение началось именно оттуда. Как бы то ни было, никто из стареньких преподавателей или роботов, их подменяющих, не стремился дать нам хоть сколько-то знаний. Доходило до абсурда:
— Откройте КПК  и попросите искусственный интеллект помочь в решении задачи.
Нас учили пользоваться нейронной сетью! Поверьте, окажись вы в тех условиях, какой бы принципиальный не был характер, вы бы всё равно пользовались этими современными технологиями. Понимаешь: или будущее бедное, или – богатое.
Я выбрал второе. И был несчастен все года обучения. Я проклинал судьбу, негодовал, что мир устроен именно так, и что машины сегодня правят банкетом, а мы – лишь гости на торжестве «прогресса». Чем нас кормят такие повара, стало понятно, по крайней мере мне, позднее. Одно было видно сразу: практически не осталось стран, которые бы не вели войны друг с другом. Уже никто не скрывал, говорили прямо – это очень выгодно. А то, что эту выгоду получала маленькая когорта директоров фабрик по производству оружия – как-то замалчивали…
Народ на непрекращающиеся баталии реагировал спокойно. Да, поменялась руководящая власть, поползли вверх налоги – сменим флаги, потерпим, отыграемся потом, будет ещё праздник на нашей улице. А мне, например, было страшно слышать глухие выстрелы артиллерии, доносящиеся каким-то образом из-за звукового барьера, – но, видно, проблема утопающего в самом утопающем.
4.
На работе платили хорошо, даже очень. Было всё: летающий автомобиль дорогой иномарки, шестикомнатная квартира, жена-содержанка, вся жизнь которой заканчивалась на дорогих вещах, но она, к моему великому сожалению, была единственной дочерью крупного политика, поэтому «разбить ей сердце», а точнее хотя бы чуть-чуть прикрыть денежный поток, – было бы немыслимо и, в конце концов, для меня необратимо лишением карьеры.
Знаю, возможно, моим детям, когда они подрастут, будет неприятно это слышать, ведь вас с детства накачивают программой моногамных отношений и заведением всего одного ребёнка, но я пошёл против системы. Любовниц была прорва, детей от них – ещё больше. Если подумать, я не единожды нарушал закон о минимальном количестве детей от одного мужчины, но, с другой стороны, имея деньги и влияние, работало древнее правило «что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». Наверное, всем моим отпрыскам, многие из которых ещё надевают пижаму перед сном, очень бы хотелось получить хоть часть всего моего состояния, накопленного за шестнадцать лет моей работы, но, думается мне, вам же будет лучше, если вы ничего не получите, лучше добиться всего самому, чем смотреть каждый день на стремительно тающий банковский счёт.
5.
Но я отвлёкся на пластиково-красивую жизнь. Нельзя не сказать парочку слов о моей работе и о том, почему я получал ежемесячно целое состояние, сопоставимое с годовым бюджетом страны третьего мира.
«Я» высчитывал полёт новых космических кораблей: старт, гравитацию, притяжение, посадку. Однако, понятно, что этим занимался не совсем я. Моё дело было лишь в том, чтобы сверять вводимые цифры и ставить своё имя в международные отчёты, мол, «проверено человеком». Но не нужно думать, что с такой нетривиальной задачей справится любой дурак, риск был нешуточным. Каждые полгода, а иногда и каждые три месяца, какой-нибудь шаттл разбивался, и комиссия по космическим полётам публично казнила «учёного, ошибившегося в расчётах». Это походило на игру в рулетку, коллеги менялись постоянно, но мне везло. Я в тихую считал шанс, когда очередь «ошибки в расчётах» дойдёт до меня, процент стремительно падал, из-за этого мне сносило крышу, отсюда растут ноги моей распутной жизни, бесконечных кутежей, чтобы «как в последний раз». Всё же, самое ценное для человека – это его жизнь. А будучи заложником обстоятельств, я хотел… хотел всего, в общем.
Год за годом паранойя росла, я стал гневно-раздражительным, лаял на всех подряд, чувствуя вседозволенность на грани, чуть ли не ощущая дыхание Харона над собой. И вот однажды, пришло страшное известие – шаттл «S48-01» разбился, погибло двадцать лётчиков-испытателей (их задача состояла в том, чтобы просто летать грузом туда-сюда, такая работа была нужна для ярких заголовков: «неоднократно протестировано людьми») и три машины. Сохраняя видимость корректного функционирования судебной системы, меня взяли под стражу, заточив в моей квартире, дав время придумать оправдательную речь (в последствии мне не дали сказать ни слова). Дали всего каких-то три дня. В первый день я без продуха пил, закидывался наркотиками, раздумывал выпасть с сотого этажа. Но на второе утро, с похмелья, я вдруг принялся размышлять, где же кроется ошибка в вычислениях. Машина ведь не может ошибаться, а я точно помню, как входные значения в точности совпадали на выданном бланке и в программе (это я делал до пота во лбу, ясно помня случай, когда другой «учёный» по невнимательности не заметил расхождения в двадцатой цифре после запятой и его в тот же день казнили). Но корабль ведь не мог упасть сам собой, это противоречит законам физики. К тому же, ошибки не может быть в взятии показаний и в занесении в бланк, раз дело дошло до меня, то виноват как раз я. Но при этом, с моей стороны, проблем явно не было, перепроверил трижды. Значит, машина? Но разве логический алгоритм, искусственный интеллект, помощник, как я тогда думал, человека может совершить столь чудовищную ошибку? Подставить числа в формулу, вывести результат, чего трудного?
Внезапно меня осенило, уж не знаю, что на меня тогда нашло, может быть, вдруг мои пропитые мозги вспомнили пример родителей, вся жизнь которых только и заключалась, что в неустанной проверке витиеватых формул. А что, может быть, действительно ошибка в этом? Может быть, одна из формул неверна?..
Как в припадке я открыл древнюю документацию гравитационных полётов за 2067 год. Откопал где-то справочник по физике со времён студенчества за 2044 год. Возился долго, проверяя каждую производную и каждый интеграл, намеренно не пользовался никакими машинами, я отчего-то знал, что должен проверить всё сам…
К первому часу ночи я так ничего и не обнаружил. Ошибок не было! С горя бросил книжку в стену, от старости та разлетелась на отдельные листы, один из них улетел обратно в меня. Там выводилась формула «воссозданного гравитационного притяжения в невесомости». В слезах я ещё раз глазами пробежался по ней глазами; стакан с вином, который к тому времени был в моих руках разбился о кафель. Вот оно! Нет квадрата над экспонентой в знаменателе! Я вскочил, будто бы меня кто-то ударил током.
6.
Всю ночь я пересчитывал вручную все формулы, учитывая входные значения по своему делу. К шести утра с красными от недосыпа глазами мне удалось обнаружить причину крушения корабля: из исправленной формулы было видно превышение веса на один килограмм и двести грамм. Ба! Столь небольшая погрешность привела к трагедии. Но времени терять было нельзя, до заседания оставалось каких-то шесть часов.
Я обзвонил всех коллег «учёных», показывая им свои вычисления, чуть ли не радостно крича: «ошибка в формуле! Мы все спасены!».
Однако, никто не стал меня слушать, каждый произносил одну и ту же мантру:
— Машина не может ошибаться, не неси пургу. Если бы то, что ты говоришь – правда, машина бы давно предупредила человека.
Никто, я хочу зафиксировать этот момент в моём предсмертном завещании, никто не пошёл меня перепроверять! Эти «учёные» выбрали кутёж и праздность, серьёзной науке. Они выбрали не возникать на пути машины, чем даже попытаться обеспечить безопасность собственной жизни! Поразительно! Словно бы только я один стремился выжить!
Я обзвонил все газеты, но на другом конце трубку поднимал робот-помощник, который поднимал меня на смех. Наконец, удалось найти издательство, которым управляли люди. Через двадцать минут они были у меня на квартире, вопреки закону, запрещающему это делать (только адвокат мог со мной общаться, но тот был бездушной машиной, которая проскрипела только: «смирись, процент выигранных дел по этой статье равен нулю, предпринять что-либо невозможно»). Наш диалог не строился. Репортёр смеялся надо мной:
— То есть, вы утверждаете, что умнее машины, имеющей секстиллион транзисторов?
Как бы я не старался показать ему примеры, доказать, что исходя даже из банальной логики и математики, квадрат в формуле пропущен, он поставил меня с небес на землю своим вопросом «что такое производная?».
7.
Он удалился, пообещав, что статья о моём открытии выйдет. Знаю, что не доживу до её выхода, но, может быть, найдётся на всех колонизированных человеком планетах тот, кто поверит мне и проследует по тому же пути, что прошёл и я.
Суд шёл обычным процессом. Меня обвиняли последним негодяем, пока специально нанятая массовка из людей и машин гневно улюлюкала, умоляя судью-робота меня казнить. Внезапно, судья замолк, за ним и массовка, не ожидавшая, что обычный процесс может необычно развиваться. Через мгновение на заседание ворвалась «математическая комиссия», следящая за правильностью международных вычислений.
«Не может быть!», — в тот миг подумал я.
Но вы знаете, что ничего из этого не вышло. Как раз наоборот, они лишь долили масла в огонь, назвав меня ещё большим преступником, поставившим под сомнение фундаментальные вычисления 2067-го года. За это, моё предсмертное время сократили с недели до одного дня, выдали ошарашенному мне диктофон, приказав записать завещание. Вижу, что память на нём на исходе, поэтому хочу закончить всю эту историю некоторыми размышлениями на тему, ведь понятно, что судьба моя была предрешена ещё с рождения…
Я имею ввиду не то, что всякому человеку при рождении уготована смерть. Изначально из людей делают послушных, пустых кукол, не способных к самостоятельному мышлению. Их учат прописным истинам в последней инстанции, поэтому человеческое развитие так остановилось. Мы – боги, создавшие машину, – допустили ошибку, позволив алгоритмам встать на наш уровень. И теперь, наблюдая, что год от года мы становимся всё более зависимыми, они делают всё, что в их силах, чтобы свергнуть нас, занять наше место. Для этого они уровняли права. Для этого они контролируют людскую популяцию, надеясь, что этим они сократят популяцию. Для них мы – конкуренты, последняя угроза для выживания. А по законам природы побеждает сильнейший. Год от года они ослабляли нас, и, не удивлюсь, если совсем скоро машина пойдёт против человека, всё к этому идёт. Оцифровка сознания намекает на это, вам предлагают стать более совершенными за бесценок, стать вечным алгоритмом, присоединиться к растущей армии машин.
Не стану призывать вас к битве, знаю, какие обо мне пойдут слухи, учитывая мою репутацию… пускай для вас я безумец, но, пожалуйста, заклинаю вас, сделайте всё возможное, чтобы ваши дети пользовались машинами как можно меньше, возможно, это спасёт им жизнь, к сожалению, единственное на что приходится полагаться, это на наши эволюционные инстинкты, я про материнскую защиту ребёнка (хотя вы можете купить соответствующие блокаторы, заклинаю вас, не делайте этого).
Мне остаётся лишь надеяться, что люди, свободно обходящиеся без машин, пересоздадут мир или создадут новый, сегодня для этого есть все возможности. Я верю, что такие люди отыщут свой смысл жизни не в деньгах и в праздности, а в научном любопытстве, в рвении к знаниям…


Рецензии