Безмолвствуют они, ограждены

Безмолвствуют они, ограждены своим собраньем полных сочинений.

И критиков почётный караул, высокую оценку воздающих

Той музыке великой, охраняет их, лаврами увенчанный, покой.


Ужель прошли былые времена и классики в злачёных переплётах

Иные слышат ритмы, хмуря брови, в кричащих звуках стереофонии?

Но если вновь гармонии мы жаждем и если их зовём - они приходят.


              ===   

   

___Иоган Себостьян БАХ.


Ещё не знали люди фортепиано. С шпицрутеном соперничал мушкет

И жизнь тащилась сонною каретой, а он уже пришёл, барокко гений,

Природы дар, в глухой и мрачный мир, чтобы раздвинуть музыки пределы.



В камзоле чёрном, с буклями парик и белый, словно снег, платок на шее.

А губы сомкнуты, готовы к испытанью безжалостной Судьбы ко всем живущим…

Так выглядит сейчас, спустя два века, из прошлого дошедший к нам портрет.



Причудливы истории капризы того, чьи "Страсти", словно хлам, пылились,

Забытые на полках у торговцев; беспечно "Бранденбургские концерты"

Сдавались по шести грошей за каждый и сбыт портрет старьёвщику за водку...



...О, если можно разумом услышать наш многолюдный современный город!

Таким, каким его с полёта видим - великое многоголосье жизни.

В той цельности парадных площадей, глядящих ввысь готических соборов.



Таков орган. Великий и могучий. Слышны в нем голоса земли и неба.

То инструмент-оркестр, грозный хор, чью суть души постигнув в совершенстве,

Он создавал свои произведенья, учителей в искусстве превзойдя.



Не для него в костюме гайдука прислуживать игрою на органе.-

Средь музыкантов первый виртуоз. Не в спорах дерзких с королями он

Духовное бессмертье обретёт, но в музыке живой, щемящей сердце.



И будет тот благословенный вечер и, словно сумрак, спустится печаль,

Когда коснётся клавиш он органа с зажжённою свечой в пустынной церкви.

И звуками наполнится пространство рождённой им великой скорбной "Мессы".



___Антонио ВИВАЛЬДИ


Вглядитесь в пожелтевшие листы. В написанных на них небрежно нотах,

Сокрыта сладкозвучная певучесть и солнечного мира торжество

Неомрачённой радости людской - ликующий поток волшебных звуков.



В одной руке молитвенник, в другой, как скипетр, он нотный свиток держит.

Его "Кончерто Гроссо" стоит "Мессы". Маэстро - плодовитый человек.

Теперь он знает почести иные - звучанье лучших мировых оркестров.



___Георг Фридрих ГЕНДЕЛЬ


Скользнул на бархат кресла блик огня. тень прошлого, являясь, исчезала.

Огромный у горящего камина сидит совсем ослепший человек.

"Орфей Италии", саксонец знаменитый, себе нашедший в Англии приют.



Ему и кардиналы, и монархи нередко льстили. Он был бесподобен.

Он гимны для Британии слагал, и недруг повторял его напевы…

Но трижды отвернулись от него былые покровители-друзья.



И в мантии, подобной королевской, теперь стоит он у органных труб,

Великий музыкант и композитор. И "Мессию" его громоподобно,

Торжественно поёт пред ним хорал и свет ему внимает восхищённо.



___Франц Иозеф ГАЙДН.


Он был меж двух веков и двух эпох. Что он успел в столь долгой, тихой жизни?

Что кроется в роскошных фолиантах, красивых, золоченых переплетах?

Почётный доктор многих академий, зачем он в мир пришёл, писал и жил?



Затем, что облекал он в радость звуки. Они ещё понадобятся миру,

Когда, вконец измучившись, оглохнет жестокий мир от воинских оркестров

И прочь уйдут житейские невзгоды, и добрые леса вновь зашумят.



Он начинал прозрачно, безмятежно, бродягою с улыбкой на устах.

Но вот уже доносятся раскаты далёких бурь его симфоний поздних,

Во всём величье мужественной силы, которой обладал его талант.



Вся жизнь его наполнена трудами: в кантатах вкрадчив, в менуэтах ласков…

Но век прошел и надо торопиться. Он пять, рукою старческой, проводит

Линеек нотных, пять дрожащих строчек, которые останутся пустыми...



      
___Вольганг Амадей МОЦАРТ.
   

Беспечный гений. Лёгкий и изящный. Прославленный и лаврами увенчан.

С доверчивою, доброю улыбкой, с серебреными пряжками на туфлях,

С косичкою парик, платок на шее - слыл влюбчивым и милым остроумцем.



Его дивертисменты украшали звучанием придворные гулянья.

И звуки лучезарной серенады витали над неблагодарной Веной,

Пресыщенною сонмом развлечений, искусством итальянских примадонн.



Когда творил он, музы умолкали. Звучанием прекрасным, небывалым

Всё заполняли звуки клавесина, касаемого чуткими руками.

"Он, Моцарт, - бог, и сам того не зная" - так сам Сальери скажет про него.



А сколько раз у клавиш клавесина салфетку комкал, вскакивал, садился,

Внезапно погружаясь в неподвижность, весь переполнен музыкой симфоний.

И музыка шедевром выливалась неудержно на нотные листы.



Как ураган, на оперную сцену, к очищенным страстям в те дни привыкшей,

Ворвался "Дон Жуан" непревзойдённый. Звучащею гармонией явилась

"Ночная серенада". И великий он "Реквием" родил, звезду таланта.



А "Первый" свой "Концерт для клавесина" он написал всего в четыре года,

Да так, что не любой из виртуозов умел его как следует исполнить.

В семь лет - симфонию и оперу - в двенадцать с высоким мастерством он написал.



Дворцы, кареты, залы в гобеленах, цари и принцы, герцоги и графы

Склоняются над ним в недоуменье. В неведенье своём он простодушен:

Ведь так проста игра импровизаций, как облечённым властью  - воевать…


 
Всё это в прошлом. Туфли истоптались, рубашка пожелтела, обносилась

И нет уж на лице того румянца и той обворожительной улыбки.

Печальный год. Бродяга, вечный странник, свой "Реквием" писал он для себя…



Тот зимний день спокоен был и снежен. На жалких, грязных дрогах гроб сосновый.

За ним спешащий, как в бреду, Сальери. Был гений мертв. Но музыка осталась

На испещренных нотами листах. "Как, мир, с детьми твоими ты жесток!"




___Людвиг Ван БЕТХОВЕН.


Четыре сокрушительных удара. Не голос одного, но сотен тысяч

Стеною неприступною восставших. Как будто ураган обрел сознанье

И волю грозной мощи миллионов в своем безостановочном движенье.



Он весь - порыв, великий триумфатор, глухой и вдохновенный полубог,

Беспечной современностью не понят. Ни  детство Моцарта, ни старость Гайдна

Неведомы ему, но приобщился он музыкой к звучанию вселенной.



...А по углам разбросанные ноты совсем еще в зародыше симфоний

И омут закулисных грязных сплетен на всем пути преследует его…

Но всё же связь веков нерасторжимо соединяет творчество великих.



Так каждый сквозь своё проходит время. И он прошёл, победно торжествуя,

Охваченный стихией вдохновенья. Весною, под небесные литавры,

Титан, кому достойный собеседник всё человечество - в бессмертие уходит.




___Гектор БЕРЛИОЗ.


Что за упрямый нарушитель правил, творец неисполнимых вариаций?

Он, словно потревоженный вулкан, с горящими глазами сочинитель,

Чья музыка звучит, как пирамиды, охваченные сатанинской силой.



Создатель "Фантастической" симфонии, "Июльской" - грандиозной силы бунта,

Которую на улицах играли и площадях восставшего Парижа

В честь праха жертв пять тысяч музыкантов и саблей дирижировал он им.


               

____Ференц ЛИСТ.


Вот он уже вскочил на возвышенье и лайковые белые перчатки

Сорвал и под рояль небрежно бросил. И заиграл, исполнен вдохновенья,

Пред грозной многотысячной толпою мелодию "Венгерской Марсельезы".




___Михаил Иванович ГЛИНКА.


Воистину, он русский композитор. Смоленский лес и трели соловья -

Источник основных его напевов. И всё его, от опер до симфоний,

Наполнено хорошей русской песней и нежною сердечностью романса.


               

___Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ.


Бывало время радости и скорби. Но если посещало вдохновенье,

Не храмы строил на вершинах горных, а для людей уютные жилища

Прекрасных зданий опер и симфоний, что щедро так его дарило сердце.




___Эдвард ГРИГ.


Весна играла флюгеров железом, скрипя на шпилях городских домов.

Он, маленький, седой, в огромной шляпе, похожий на Марк Твена и Эйнштейна,

Шёл медленно, прижав к груди цветы - создатель несравненного "Пер-Гюнта".


         

___Густав МАЛЕР.


Кто род продолжит венских исполинов? Директор Венской Оперы придворной,

Увидевший за стеклами очков новейший мир в старинной партитуре.

Им создана симфония "Восьмая" - то совести проснувшийся набат.



      
___Георг ГЕРШВИН.


Он переплавил спиричуэлсы и блюзы в сплав драгоценнейший народных опер

И, как Колумб, Америку открыл "Рапсодиею в голубых тонах".

"Порги и Бесс" - шедевр национальный, всемирной славы удостоен был.




___Дмитрий ШОСТАКОВИЧ.


Гремели смертоносные разрывы, звучал биеньем сердца метроном

И в звуки фортепианные врывался чудовищный, тревожный вой сирен.

А он, земной и необыкновенный, симфонию "Седьмую" создавал.



...Идет война. Литавры, барабаны. Им воплем боли отвечают скрипки,

Символизируя собой хаос войны, пещерный рёв замолкнуть заставляя.

И слышит мир, и знает: эту силу врагу не одолеть, не сокрушить.


===



Ушли от нас былые виртуозы, оставив нам прекрасное наследье.

Пусть каждый ощутит в себе частицу великого творенья музыкантов,

Чтобы и впредь шагали вместе с нами по главной из дорог - дороге Жизни.   

78.   


© Copyright: Саша Трубников, 2010
Свидетельство о публикации №110080706034


Рецензии
Рецензия на «Безмолвствуют они, ограждены» (Саша Трубников)

Ты всех великих в одном зале
Сумел собрать .Они не знали,
Что будут нам сейчас играть.
Интригу долгую держать,
Как видно,ты не собирался,
Ведь в партитурах разбирался,
Так для чего ж, Маэстро,ждать?
Давайте Кальмана играть?
Токкату Баха ре минор-,
Вступил Гуно вдруг в разговор.
А я б Рапсодию сыграл-
Печально Шуман прошептал.
А я Бетховена сыграю.
Соль соль соль мииииии
Я обожаю.
Фа фа фа ре.
Возьму барре
Пойду с гитарой в кабаре
И стану Кальмана играть.
Куплеты Бони распевать.
Нет ,господа,не суетитесь.
И в зал безропотно вернитесь.
Я партитуру расписал.
Не зря же вместе вас собрал!

Нина Бровер 28.07.2023 20:05
---
Собранье композиторов не ново.
Их не смущает славы разворот.
«Бетховен встал, протёр Г(о)лазунова…»
И в том же духе - с танго на фокстрот.
Играют вместе, вроде бы, но тихо,
Чему, как праздный слушатель, я рад.
Вы пишете по-своему, но лихо.
Что говорить… талант во всём талант.
Вы Баха, Гайдна, Штрауса, Шопена
И Вагнера с одра смогли поднять.
Не в Вашем ли лице растёт им смена…
Вы, Нина, профи, Вам их и играть.

Саша Трубников 28.07.2023 20:18
---
Я только двигаю рояли
И иногда чиню педали.
Могу вальсочек сочинить.
Все в прошлом. Буду дальше жить.

Нина Бровер 28.07.2023 20:22
---
Что с Вами, Нина, приключилось.
Какая мрачная хандра
На Вас сегодня навалилась.
Такая бодрая с утра
Вы голосистой птахой пели,
А тут вдруг впали в пессимизм.
Ужель восторги отшумели
И породили пофигизм.
Надеюсь, что когда Аврора
Взойдёт над нашею Землёй,
Найдётся нужная опора
Для вновь общения со мной.
А что… хорошая идея.
Уже темнеет за окном
Вас ждут объятия морфе́я,
Если живёте за бугром.

Саша Трубников 28.07.2023 20:58
---
А я так, Нина, не считаю.
И Вашу логику считаю
Не адекватною вполне.
Оценка Ваша не по мне.
Мне очень жаль, что в смысле этом
Мы разминулись с «тет-а-тетОМ».
Правд много, истина – одна,
Хотя и многим не видна.
А что касаемо таланта,
(Простите мненье дилетанта)
Нисходит к нам как Божий дар,
А не высокий гонорар.
И мой совет: оставьте это.
Вам, музыканту и поэту
Негож имперский Ваш вердикт,
Что возле плинтуса лежит.
Благодарю, что мне открылись,
Покуда тучи не сгустились…
Жаль, что мы в мыслях и стихах
Живём на разных берегах.

Саша Трубников 29.07.2023 09:36
---
Рецензия на «Безмолвствуют они, ограждены» (Саша Трубников)

«Выше слов только музыка, выше музыки только любовь, а любовь - это музыка!» - Джулиан Барнс.

http://www.youtube.com/watch?v=wqXfiROA6YA

Светланочка Павлова 29.10.2017 08:50
---
«Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта» - сказал Карл Барт

Светланочка Павлова 01.02.2022 18:16
---
Рецензия на «Безмолвствуют они, ограждены» (Саша Трубников)

Их гений музыкальный нам дарит радость и минуты восхищения и этот ряд еще не полон, браво!

Валентин Брилев 28.12.2013 08:55
---
Я рад, что Вам, орденоносцу,
Сумел подборкой угодить.
Мне ж, как поэту, остаётся
Вас только поблагодарить.

Саша Трубников 29.12.2013 06:18
---
Рецензия на «Безмолвствуют они, ограждены» (Саша Трубников)

Какой букет из гениев собрал ты.
Твой белый стих довольно не дурён.
Живут средь нас гармонии таланты…
Но я, признаться, сильно удивлён
Где ты такие черпаешь познанья?
Сам говорил мне, что не музыкант.
Но я услышал музыки звучанье,
Хотя ты в этом деле дилетант.

Сандер Алков 23.10.2013 18:12
---
Рецензия на «Безмолвствуют они, ограждены» (Саша Трубников)

Ярко, проникновенно, познавательно и колоритно!
Замечательная подборка!
Самое интересное, что все талантливые композиторы - мужчины!
Ещё раз убедилась, что не зря я написала посвящение мужчинам - творцам!
http://www.stihi.ru/2009/03/23/104

Всего самого доброго и прекрасного, Саша!

Светлана Шиманская 30.03.2011 03:06
---
Художники... хирурги... дипломаты... теноры... :))
Спасибо, Светлана. You make my day!

Саша Трубников 30.03.2011 04:40
---
Рецензия на «Безмолвствуют они, ограждены» (Саша Трубников)

А помнится, читала эти строки,
настраивая струны на звучанье,
и, заходя в Господние чертоги,
проваливалась, крыл не замечая.

Этот великолепный стихотворческий цикл, посвящённый великим музыкантам разных эпох,- достоин называться ШЕДЕВРОМ!!!

С низким поклоном!!!
Света

Светлана Кабита 25.11.2010 00:56
---
Я поражён вердиктом Вашим.
Такое Трубникову Саше
"Частями", Света, говорят...
Merci, maestro, я так рад! :)))

Саша Трубников 25.11.2010 04:25
---
Рецензия на «Безмолвствуют они, ограждены» (Саша Трубников)

Потрясающе! Спасибо огромное за доставленное эстетическое удовольствие! С уважением Армина

Армина Гилоян 25.09.2010 09:26
---
Спасибо Вам, Армина. Не все читают такие стихи. Ваше внимание свидетельствует о том, что Вы глубокий человек. Мне очень приятно, что именно Вы оценили моё произведение. Значит, оно было написано для Вас.

Саша Трубников 26.09.2010 19:12
---
Благодарю, Саша!

Армина Гилоян 26.09.2010 19:27
---
Рецензия на «Безмолвствуют они, ограждены» (Саша Трубников)

Впечатляющая галерея.

Юрий Горбачев 12.07.2010 12:36
---
Спасибо, Юрий.

Саша Трубников 12.07.2010 19:47
---

Саша Трубников 05.06.2012 21:09

Александр Трубников 2   28.03.2024 14:51     Заявить о нарушении