Я вас услышал, или Бриллиантовое совершенство

На просторах Интернета, а также в процессе повседневной коммуникации мне неоднократно приходилось встречать отторжение, неприятие, обиду и даже откровенную агрессию людей на то, что некоторые их собеседники используют при общении с ними выражение «Я вас услышал». В чём же причина такой реакции? Почему и в каких случаях это, казалось бы, «невзрачное» словосочетание буквально «бесит» того или иного человека? Насколько применение данного выражения является вежливым, социально приемлемым, допустимым и эффективным?

За годы практического и осознанного применения выражения «Я вас услышал» у меня сформировалось устойчивое мнение о нём. Если кратко: его использование, на мой взгляд, является вполне вежливым, абсолютно социально приемлемым, безусловно допустимым, очень полезным и крайне эффективным. Более того: в целях отстаивания своих интересов без агрессии (ассертивность) я всем весьма рекомендую бесстрашно ввести в свой арсенал вербальных приёмов данное выражение. «Я вас услышал» – моё любимое выражение, и ниже я привожу свои аргументы в пользу этого факта.

1. Приемлемый контекст.

В самом начале давайте сузим круг тех ситуаций, где такая фраза имеет наибольшие шансы на применение, а также где она приносит максимальный эффект.

Обратите внимание: вряд ли вы скажете «Я вас услышал» начальнику, который ставит вам очередную задачу. Также вы не станете использовать эту фразу, если силовики прижали вас к земле и «ласково» спрашивают имя и фамилию, почёсывая ваше ушко ножичком. В подавляющем большинстве таких случаев эта фраза будет бессмысленной. Смысл она приобретает только в процессе ПЕРЕГОВОРОВ. При этом воспользуемся определением Джима Кемпа из его замечательной книги по ведению переговоров – «Сначала скажите НЕТ». Итак, «переговоры – это соглашение между двумя или большим количеством сторон, где каждая из сторон имеет право вето», то есть, по сути, обе стороны коммуницируют на равных в смысле того, что могут сказать «нет».

Далее. Как известно, есть всего 2 типа базовых сообщений в рамках человеческой коммуникации (и переговоров в широком смысле): запрос информации (вопрос) и её предоставление.

Попробуем ответить фразой «Я вас услышал» на разные вопросы:

а) «Сынок, что ты будешь: ряженку или кефир?» – «Мам, я тебя услышал».

б) «Скажите, пожалуйста, этот автобус идёт по улице Лизюкова?» – «Я вас услышал».

в) «Сколько денег сдаём сегодня на шторы для класса?» – «Я вас услышала».

Очевидно, что такие ответы не имеют смысла.

Попробуем ответить данной фразой на предоставление информации:

а) сочувствие: «Машенька, как же ты коленку разбила, бедненькая! Не бойся, сейчас забинтуем, всё пройдёт и болеть не будет!» – «Я тебя услышала»;

б) нейтральная просьба: «Пойду вынесу мусор, ключи не беру, открой мне потом домофон, пожалуйста» – «Я тебя услышала»;

в) констатация нейтрального факта: «Я хлеб купила» – «Я тебя услышал»;

г) нейтральный совет: «Ты бы лучше алгебру сперва сделал, географию всегда успеешь» – «Я тебя услышал»;

д) скрытая манипуляция: «Я вижу, что вы солидный и умный человек, поэтому вполне понимаете, что данный автомобиль отлично вам подходит» – «Я вас услышал»;

е) выраженная манипуляция: «Неужели нельзя быть повнимательнее, а не ходить как слон в посудной лавке! Так можно весь дом разрушить!» – «Я тебя услышал»;

ж) открытая критика: «Петров! Ты, наверное, голову дома забыл, раз не понимаешь таких простых вещей!» – «Я вас услышал»;

и) открытое оскорбление: «Да, вижу, что вас обезьяна воспитывала, раз вы не хотите пойти на наши условия!» – «Я вас услышал».

Обратите внимание: чем больше вербальной агрессии, тем более уместным в ответе является применение фразы «Я вас услышал», при этом данная фраза позволяет ответить БЕЗ АГРЕССИИ.

Таким образом, наиболее подходящим контекстом для применения выражения «Я вас услышал» является пересечение переговорных ситуаций с ситуациями, где собеседник проявляет в вашем отношении скрытую или явную агрессию. Смысл применения и мощь данного выражения проявляются тем больше, чем больше агрессии содержится в инициирующем его высказывании (то есть, это как в айкидо – использование агрессивной энергии нападающего против него самого, равно как и в «Психологическом айкидо» Михаила Литвака).

2. Бриллиантовое совершенство фразы «Я вас услышал».

На мой взгляд, лингвистическая уникальность данной фразы состоит в том, что она содержит минимум элементов и однозначно сообщает необходимый смысл. Это как острейший скальпель, который делает разрез точно в нужном месте. Здесь нет никаких недомолвок, обертонов или возможности двоякого толкования. Только явное обозначение сторон коммуникации, а также глагол совершенного вида, указывающий на то, что одна сторона уже услышала другую. Всё то, что выходит за рамки данного смысла («Это поверхностно!», «Меня послали!..», «Неужели нельзя было посочувствовать?», «Это грубо!», «Какая же он сволочь!» и пр.) – привнесено собеседником. Собственно, люди обижаются на эту фразу только по двум причинам: или имели завышенные ожидания от собеседника, или просто инфантильны. В обоих случаях им стоит заняться собственным личностным ростом в направлении приобретения истинной зрелости и ассертивности. Так что, если у кого-то появляются негативные эмоции, когда он слышит в свой адрес «Я вас услышал», то ответственность за эти эмоции несёт только он сам. А хорошая новость состоит в том, что с этим можно так же самостоятельно справляться.

Несомненным достоинством фразы «Я вас услышал» также является то, что её может легко применять даже не слишком опытный и находчивый человек. Да, конечно, есть люди, кто соображает быстро и сходу отбреет любого. Но если человек иного склада, то в большинстве случаев ему гораздо проще произнести спасительное и привычное «Я вас услышал», чем мгновенно сгенерировать подходящий и каждый раз новый ответ.

3. За что обычно критикуют и хвалят фразу «Я вас услышал».

Давайте попытаемся понять, в чём состоят претензии основной массы хейтеров по отношению к «Я вас услышал», а также попытаемся оценить состоятельность и обоснованность этих претензий. В поисковике я задал соответствующий запрос и получил целую палитру мнений об этом выражении. Оказалось, что авторы демонстрируют различную степень некомпетентности, неумения ассертивно решать свои проблемы, а порой и махровые манипуляции (под манипуляцией здесь и далее я понимаю «скрытый психологический приём, цель которого – получить ресурс жертвы, ничего не отдавая взамен» в соответствии с определением Анны Богинской).

Пример 1: ««Я вас услышал». 8 офисных дебилизмов, которые нужно забыть раз и навсегда» от 06.12.2018 г. Автор обозначил своё имя ни много ни мало как «Ньютон» (!).

Ничтоже сумняшеся автор берёт быка за рога и проявляет типичную агрессию, сходу и безапелляционно объявляя данную фразу «дебилизмом» и капризно требуя от потенциальных собеседников её «забыть». В качестве аргументов приведено следующее:

«Типичная менеджерская фраза, на первый взгляд безобидная и даже услужливая, чаще всего раздражает тех, кому адресована. Судя по репликам на форумах, причина одна: «Когда говорят поганую фразу "Я тебя услышал", сразу хочется спросить: "А понял?".

Публицист и блогер Галина Иванкина саркастично определила подобные фразы как «говорок недоменеджеров полусреднего звена, милых выпускниц Международных Академий Маркетинга (бывш. кулинарно-слесарный техникум в поселке городского типа Лесная Пердь)».

Как видим, здесь присутствует полный набор вербальной агрессии: и открытый сарказм, и определение «говорок», и «недоменеджеры», и «кулинарно-слесарный техникум», и милое «Лесная Пердь». Токсичность зашкаливает, только аргументов нет. Цель одна: любым способом убедить людей, что это выражение во всех отношениях «плохое». Обратите внимание, что проявлять очевидную агрессию Галина Иванкина считает вполне допустимым, но сама, видимо, очень расстраивается, когда слышит в свой адрес то, что ей не нравится. Заметьте также, что здесь и далее лейтмотивом хейтеров является то, что они (по их мнению) конечно же имеют полное право на любую вербальную агрессию (включая манипуляции), а их собеседники якобы не имеют права на защиту с помощью фразы «Я вас услышал». Не смущает такая несправедливость?

Далее:

«По сути, «я вас услышал» – это аналог англоязычного got it (уловил, понял), поясняет журналист, филолог, автор и ведущая программ о русском языке Марина Королева. Но в англоязычной культуре это необходимая базовая часть и деловой, и повседневной коммуникации».

Это спорное, ничем не подкреплённое утверждение. Я не видел ни одного серьёзного исследования с доказательствами того, что «Я вас услышал» является аналогом «got it». Но даже если и так, то наше русское выражение «Я вас услышал» уже давно приняло вполне САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ значение и позволяет решать сложные практические задачи независимо от культуры англоговорящих стран.

Далее:

«А в русскоязычной модели то же самое воспринимается как уклонение от прямой реакции, вежливый отказ или банальное незнание, как ответить».

Вот! Наконец-то! Абсолютно согласен с автором. «Я вас услышал» ясно сообщает собеседнику, что вы НЕ ХОТИТЕ выражать немедленную реакцию, вежливо отказываетесь отвечать или просто не знаете. И (открою секрет Полишинеля) – вы имеете на это ПОЛНОЕ ПРАВО, вы АБСОЛЮТНО не обязаны этого делать, ибо «Человек что-то должен ТОЛЬКО в рамках взятых на себя обязательств». Так что ваш собеседник не имеет оснований на вас обижаться. Как видим, хейтерам не удаётся пока нас убедить в своей точке зрения насчёт «Я вас услышал». Но у нас появляется очень ценная гипотеза о том, что эта фраза иногда просто бесит тех, кто хочет добиться от вас того, что вы делать совсем не обязаны. И эти люди, как показывает заголовок их опуса, очень хотят, чтобы вы «навсегда забыли эту фразу» (ведь тогда ДЛЯ НИХ жизнь упростится – естественно, за ВАШ счёт). Поищем подтверждения данной гипотезы.

Пример 2: «Что не так с выражением «я вас услышал»?» (https://yandex.ru/q/language/7387040257/) от 09.08.2021 г. Автор – Анна Дыяк, позиционирующая себя как блогер, специалист по этикету, Интернет-маркетингу, пиару, копирайтингу.

По названию мы уже видим небеспристрастное отношение автора к фразе «Я вас услышал». Агрессию чувствуете? Если кто-то не чувствует, представьте ситуацию, что вам кто-то говорит: «Да что с тобой не так?». С точки зрения НЛП здесь присутствует некорректная пресуппозиция о том, что с вами уже «что-то не так», и это является началом манипуляции. Нет, автор: с нашей фразой «всё так»!

Далее:

«С точки зрения этикета эта фраза грубовата и свидетельствует либо о намеренном желании уязвить собеседника, либо о незнании нюансов этикета».

Ничем не подкреплённые утверждения. Манипуляция.

Далее:

«Фраза трактуется как грубый уход от разговора. Сигнал о том, что вы ознакомились с просьбой или мнением собеседника, но не согласны и не собираетесь реагировать положительно. При этом собеседник не понимает, действительно ли вы приняли отрицательное решение или еще сомневаетесь».

Нет, дорогой автор! Трактовать данную фразу как «грубый уход» – это собственное решение «обиженки», а с точки зрения НЛП «Фраза трактуется» – это некорректное обобщение (типа «Все и так знают, что ты дурак», «Это признано неверным», «Никто тебя не считает за специалиста» и пр.), что также является элементом манипуляции. Ведь: кем трактуется? Где трактуется? В каких случаях трактуется? Кто это определил? Кто с этим готов соглашаться? Нет ответа. А вот то, что этой фразой я чётко даю понять собеседнику, что НЕ ХОЧУ пока ему сообщать своё решение – это отлично! И я НЕ ОБЯЗАН ему это сообщать, пока не изменю своё намерение.

Далее:

«Услышал? Хорошо. И что?»

А ничего! Подожди, дружок, пока собеседник не решит сообщить тебе что-то дополнительное. Понимаю: словно малый ребёнок, ты хотел бы «всё и сразу», но здесь тебе придётся подождать. Собеседник ведёт себя ассертивно и поступает так, как считает предпочтительным для себя, а не для тебя.

Далее:

«Деловой этикет предлагает более вежливые и более конкретные формы отказа.
Я подумаю/не готов сейчас ответить/ у меня есть сомнения/меня не устраивает такой вариант/мне нужно подумать и т.п., если вопрос еще не решен.
Нет/я не согласен/сомневаюсь, что это мне подходит и т.п.».

Фраза «Я вас услышал» является универсальной и абсолютной, она не принадлежит только деловой сфере. Автор «забывает» (или намеренно умалчивает) о том, что во всех сферах человеческой жизни (деловой, личной, семейной и пр.) с вами могут разговаривать отнюдь не вежливо. Вами могут манипулировать, запугивать, вынуждать совершать невыгодные шаги. И фраза «Я вас услышал» становится мощной преградой на пути этих поползновений. Предлагаемые автором «альтернативы» не являются универсальными, потому что могут предоставлять собеседнику материал для дальнейшего общения с вами, от которого вы хотите себя вежливо оградить. Для примера попробуйте ответить скамеру из Днепропетровска, что, дескать, вы пока «имеете сомнения». Да он тут же продолжит свой словесный понос и забьёт вам голову так, что мало не покажется (с точки зрения НЛП он применит такой приём как «смысловая перегрузка»). Вы уже давно поняли, что он мошенник, но как же вам сворачивать разговор после фразы «Ваши деньги в опасности!»? Это просто: «Я вас услышал!».

Далее:

«Если вы очень вежливый человек, это не означает, что вы должны со всем соглашаться. Но намеренно ставить собеседника в идиотское положение некрасиво».

Ага, вот опять: «идиотское положение», в которое ставить собеседника якобы «некрасиво» (полагаю, что уж СЕБЯ-то автор считает истинно вежливым человеком, что совершенно не мешает ему заниматься манипуляцией!). Лично я не вижу ничего «идиотского» и сам никогда не обижаюсь на фразу «Я вас услышал», потому что воспринимаю её просто как нежелание собеседника продолжать разговор на выбранную МНОЙ тему, ведь он имеет на это ПОЛНОЕ ПРАВО – так я реализую уважение к собеседнику в рамках своего ассертивного поведения. Скорее, такой фразой не в «идиотское» положение, а в состояние фрустрации можно ввести только того, кто уже предвкушал, как он хищнически от вас получит что-то ему не принадлежащее, но получил вежливый отпор.

Там же Виталий Сергеев (старший разработчик в pseven.io) приводит частые аргументы тех, кто хейтит фразу «Я вас услышал»:

«– Её недостаточно – ведь собеседник ДОЛЖЕН демонстрировать понимание, а не просто сообщать о том, что оно есть.
– Она дозволяет индиффирентность – ведь собеседник ДОЛЖЕН соглашаться с нашим мнением, а не просто принимать его к сведению.
– Она избыточна – ведь и так понятно, что в адекватном разговоре люди ДОЛЖНЫ слушать и понимать друг друга.
– Она блокирует дальнейшее обсуждение и не сообщает о будущих действиях – ведь если собеседник понял, что мы от него хотим, он ДОЛЖЕН хотя бы обозначить сроки выполнения, а лучше сразу же сделать».

Обратите внимание, что основная претензия хейтеров заключается в том, что, по их мнению, «вы что-то им ДОЛЖНЫ, но почему-то не делаете». Друзья, запомните: когда вы не должны, а люди НАВЯЗЫВАЮТ вам это долженствование таким вот образом, то это банальная МАНИПУЛЯЦИЯ. Другими словами, важнейшая роль и свойство фразы «Я вас услышал» состоит в том, что она эффективно защищает вас от манипуляций, даже трудноформализуемых.

И тут же приведён отличный комментарий от Анастасии Зиборовой, которая интуитивно понимает суть выражения «Я вас услышал»:

«Я так говорю, когда не согласна с мнением человека, но да - я его услышала) Только мне все равно, обсуждать дальше это я не желаю и сделаю по-своему. Возможно, другие люди чувствуют это некоторое пренебрежение, оттого эта фраза не совсем приятна. То есть - я не "принял", не "понял", не "подумаю над этим", а просто "услышал", все, стенка, край».

Пример 3. ««Я тебя услышал» и другие фразы, которые не запрещены, но ужасно бесят» от 13.11.2021 г.

Из этого опуса мы узнаём, что авторы продолжают «деликатно и ненавязчиво бороться с ошибками в устной речи. Сегодня на очереди фразы и слова, которые в общем-то не запрещены лингвистической полицией или кем-либо ещё, но очень уж раздражают слух. А чаще всего — они оказываются действительно неграмотными, да и вы выглядите такими, если их произносите».

Ага, это уже якобы «ошибки» в устной речи! Сильно! Но неизвестный автор не приводит никаких доказательств, какие правила нарушает фраза «Я вас услышал», а только лихо декларирует:

«Безобидная с виду фраза «Я тебя услышал» способна вызвать раздражение со стороны того, кому она адресована».

Вполне согласен, но за это раздражение отвечает «хозяин» этого раздражения.

Далее:

«Вас услышали, поняли. И что? Дальше-то что?»

А ничего. Вам ничего более не хотят сообщать, увы. Примите и смиритесь. Вас эффективно учат уважать интересы других людей.

«Неплохо, конечно, что ваш собеседник вас услышал, но что это значит? Фраза абсолютно бессмысленна, своего рода дежурный «кивок», когда сказать вроде как что-то нужно, но ещё не придумал что. Это даже хуже, чем аналогичное «я тебя понял»».

Опять манипуляция и попытка с помощью демагогии доказать, что якобы эта фраза всё-таки «плохая».

Далее:

«русскому человеку в бытовом общении требуется больше эмоциональной отдачи, например: «Ох, как я тебя понимаю!»»

Опять манипуляция долженствованием: «ТРЕБУЕТСЯ». Ради Бога, пусть требуется. Но собеседник имеет право не выполнять это требование о предоставлении поддержки и эмоциональной отдачи.

Помимо изложенного автор прямо манипулирует читателем с помощью того, что ставит в один ряд фразу «Я вас услышал» с заведомо неверными конструкциями типа «Я скучаю за тобой», «Давай порешаем», «Займи мне денег», «Оплатить за проезд». Нехорошо! Что ж, мы услышали мнение автора!..

Пример 4. ««Я тебя услышал»: психолог назвал запрещенные в разговорах фразы» от 26.11.2021 г.

Некий психолог Дмитрий Синарев считает, что:

«есть некоторые выражения, которые почти всегда вызывают агрессию, заставляют защищаться и прекращается конструктивный диалог. К таковым, например, относятся: «Я тебя услышал», «Что ж, это твое решение», «Ты отдаешь себе отчет в том, что говоришь?». Специалист отметил, что такие фразы не просто неприятны собеседнику, они ставят под угрозу его чувство собственной значимости и вызывают желание защищаться и нападать».

Как говорила мама Крошке Еноту, «Брось палку и улыбнись!». Так и здесь: если вы обращались к собеседнику конструктивно (а не манипулятивно), то маловероятно, что он применит в ответе фразу «Я вас услышал», но даже если и применит, она не вызовет у вас агрессии и раздражения, а будет вполне нейтральной и, более того, будет соответствовать максимальному уровню конструктивности, который приемлем для собеседника на данный момент.

Пример 5. ««Я тебя услышал»: топ слов, которые раздражают ваших коллег» https://74.ru/text/entertainment/2021/04/30/69892961/ от 30.04.2021 г.

Здесь примечателен такой фрагмент:

«Некоторые читатели даже объяснили, почему лучше воздержаться от тех или иных выражений. Например, Михаил Брыксин из Тюмени дает совет всем, кто использует выражение «Я вас услышал».

– Означает оно только одно другими словами: «Иди-ка, дорогой товарищ, на…» Просьба впредь не использовать. Выглядите в глазах оппонента как последние дауны. Есть в русском много других слов, – рекомендует Михаил».

Как видим, не имея аргументов, Михаил скатывается на привычные оскорбления. Можно предположить, что это его типичная агрессивная модель поведения, и именно поэтому он так ненавидит слышать фразу «Я вас услышал». Это лишний раз подтверждает тот факт, что данная фраза обращает агрессию собеседника против него самого.

Собственно, все остальные хейтеры сводят своё недовольство фразой «Я тебя услышал» к той или иной степени слепой агрессии.

Тем не менее, есть немало людей, кто вступается за данную фразу.

Пример 1. «Когда уместно употреблять фразу "Я тебя услышал"» https://rg.ru/2015/06/25/koroleva.html от 25.06.2015 г. Автор – Марина Королева (заместитель главного редактора "Эха Москвы")

Здесь показательно то, что автор критикует «несостоявшуюся альтернативу» к фразе «Я вас услышал» – выражение «Я тебя понял»:

«Вроде все слова русские, но "Я тебя понял" отчего-то звучит чужеродно».

Но всё же основная мысль вот:

«А что же говорящий? Тот, кто произносит "я тебя понял", "я тебя услышал"? Он и на самом деле не знает, как ему реагировать. Он хочет подумать, уклониться от прямой реакции. А возможно, для него это вежливая форма отказа.
Итог: "я тебя понял", "я тебя услышал" - фразы сами по себе нейтральные. Но, наложившись на другую модель коммуникации, способны вызвать раздражение. И дело здесь не в словах, а в психологии собеседников».

Обратите внимание, здесь высказана крайне неприятная для хейтеров мысль: фразы НЕЙТРАЛЬНЫЕ, а всё дело в психологии. То есть, в несбывшихся ожиданиях собеседника, который, как мы понимаем, сам отвечает за формирование своих ожиданий.

Пример 2. «"Я тебя услышал". Почему люди так говорят?»
https://dzen.ru/a/XSrQnt3-9gCvwEcP от 22.07.2019 г.

Интересны приведённые автором жизненные примеры эффективного применения фразы «Я тебя услышал»:

«А вот представьте себе такую ситуацию. К вам приходит некто с весьма обременительной просьбой, высказывает ее и ждет немедленного ответа. У него есть серьезные аргументы, но у вас самого имеется целый ряд причин, которые могут стать помехой. Возможно, это все решаемо, но пути решения надо обдумать - и не сейчас, на ходу и в спешке, а попозже, в спокойной обстановке.
Тогда и идет в ход ответ, который не является отказом, но и не вешает на вас неисполнимые обязательства.

Или другая история.
У вашего собеседника есть мнение по политическому вопросу, которое он с жаром всем навязывает. Вы с ним не согласны, но прекрасно знаете, что, увидев в вас оппонента, он с радостью развернет дискуссию часиков так на пять-шесть. А сказать "Да, ты прав!" вам не позволяют внутренние убеждения. Что ж, тогда и достается из рукава знакомое вам "Я тебя услышал".

В общем, эта фраза в подавляющем большинстве случаев вовсе не означает никакого оскорбления. Ее смысл примерно следующий: я понял, что у тебя есть позиция и набор аргументов в ее пользу. Но в силу разных причин я не могу с тобой согласиться. Как минимум, конкретно в этот момент. Но и спорить с тобой, что-то доказывать я тоже не намерен. Потому что, как минимум, сейчас это не входит в мои планы.

Или, если короче, то так: я принял к сведению все сказанное, но это не обязательно будет иметь последствия.

И не говорите, что вместо "Я услышал" можно говорить что-то вроде: "Я понял". Потому что здесь будет другой оттенок. Слово "понял" часто употребляется в качестве выражения согласия. А тут никакого согласия нет».

Пожалуй, это одно из самых точных пояснений смысла фразы «Я тебя услышал», а также причин, почему её невозможно заменить предлагаемой некоторыми альтернативой «Я тебя понял».

Кстати, по поводу «Я тебя понял». Меня крайне удивляют те люди, которые всерьёз полагают, что во всех случаях можно гарантированно понять собеседника.

Простой пример: «Ты представляешь, Петровы купили дачу!» может означать следующее:

– Ты зарабатываешь мало, поэтому мы не можем позволить себе купить дачу. Даже бестолковые Петровы смогли. Срочно проси у своего начальника повышения!

– Петровы идиоты: купили дачу, а машины у них нет. Как они будут туда добираться?

– Ура, теперь мы будем ездить к Петровым на дачу жарить шашлыки!

– Петровы все выходные будут проводить на даче, и мы, наконец, сможем пожить в тишине, без этого бесконечного лая их собаки!

И если вы искренне считаете, что сразу и безошибочно поняли смысл первоначальной фразы «Ты представляешь, Петровы купили дачу!», то вы или умеете читать мысли, или просто очень наивный/самоуверенный человек.

Обратите также внимание, что поскольку во фразе «Ты представляешь, Петровы купили дачу!» не чувствуется агрессии или манипуляции, то и нет очевидного смысла использовать «Я тебя услышал». В то же время, если агрессия/манипуляция присутствует, то актуальность применения данной фразы возрастает. Пара примеров:

а) «Ну вы же взрослый человек, и сами должны понимать, что наше предложение – самое выгодное на рынке!»;

б) «Похоже, что умение видеть очевидное пока не стало вашей деловой характеристикой…»

В приведённых примерах фраза «Я вас понял» будет априорно ложной. А «Я вас услышал» – математически точной и весьма эффективной. Любое отклонение от неё станет искажением смысла или будет меньше соответствовать вашим интересам («Я вас не понял», «Я вас слушаю» – вас завалят манипулятивными подробностями, «Не согласен» – включат алгоритмы работы с возражениями и так далее).

Я уже не говорю про откровенную ложь, которую вам иногда приходится выслушивать. Например:

«Уважаемый клиент, сегодняшним днём истекает срок действия вашей сим-карты, и нужно его продлить, чтобы номер не заблокировали без возможности восстановления».

Если ответите «Я понял», то скамер продолжит работать по своему скрипту. Если ответите «Это всё враньё», то мошенник приступит к обработке ваших возражений. В общем, любой ответ даёт ему возможность продолжить разговор по удобному ему сценарию, но только не «Я вас услышал». Конечно, самое правильное будет просто положить трубку, но если задаться целью попрактиковаться в отстаивании своих интересов без агрессии, то диалог может быть таким:

Скамер: «Уважаемый клиент, сегодняшним днём <…>».

Вы: «Я вас услышал».

С.: «Вы планируете пользоваться вашим номером и далее?»

Вы: «Без комментариев».

С.: «Похоже, что вы не понимаете всей серьёзности ситуации».

Вы: «Я вас услышал».

С.: «Так что мне делать с вашим номером?».

Вы: «Без комментариев».

С.: «Впервые встречаю такого клиента».

Вы: «Я вас услышал».

Обычно мошенники достаточно быстро кладут трубку. И обратите, пожалуйста, внимание, что здесь применено ещё одно выражение из арсенала ассертивной коммуникации – «Без комментариев», которое показывает, что вы не хотите отвечать на заданный вопрос, а также пояснять причины своего решения.

Кстати, тем, кто истово ратует за «идеальную» вежливость, могу сообщить, что класть трубку до завершения разговора невежливо. И в этом смысле применение выражений «Я вас услышал» и «Без комментариев» является более предпочтительной альтернативой, абсолютно не нарушающей правила вежливости.

4. Всегда ли молчание – золото?

Неверным было бы предполагать, что абсолютно во всех случаях допустимо молчание. Когда вы разговариваете по телефону, собеседник может расценить молчание как результат перебоев со связью. Если вы пишете в соцсети, то отсутствие вашей реакции может говорить о том, что вы не прочитали сообщение собеседника. Даже при очном разговоре человек может внезапно задуматься (обычный транс с открытыми глазами) и пропустить какую-то информацию. Во всех перечисленных случаях желательно в явном виде отреагировать, чтобы было понятно, что вы получили предназначенную для вас информацию. И иногда самым лучшим ответом будет «Я вас услышал».

Кроме того, есть ещё один нюанс, чисто психологический. Нередко бывает так, что когда вам что-то высказали, особенно если вы чувствуете какой-то подвох или манипуляцию, то вам хочется что-то сказать в ответ, чтобы не держать эмоцию в себе. Спорить вы не хотите, поэтому выбираете выражение «Я вас услышал».

Также отмечу, что в случае вашего молчания собеседник может воспринять это как ваше желание услышать от него дополнительные аргументы, чтобы разобраться в ситуации получше. Если это действительно так, то молчание обосновано. А если нет – на помощь приходит безотказное «Я вас услышал».

5. Манипуляторы, психопаты, социопаты, нарциссы.

Есть ещё одна важная сфера, где фраза «Я вас услышал» станет вашей надёжной спасительницей. Если вам приходится общаться с различного рода манипуляторами (особенно с психопатами), то зачастую нет другого выхода, кроме как использовать данную фразу. Те, кто лично встречался с этими «милыми» людьми (и до сих пор залечивает неизбежные психологические раны от этого взаимодействия) прекрасно поймут, о чём я говорю, и согласятся с глубиной и ценностью данной рекомендации. В любом случае очень рекомендую держать про запас фразу «Я вас услышал» на случай общения с манипуляторами и психопатами. Примите на веру, что это убережёт вас от многим серьёзных проблем.

Собственно, актуальность моей рекомендации становится вполне понятной, поскольку главной чертой коммуникации манипуляторов и психопатов является именно агрессия, причём агрессия не всегда очевидная на первый взгляд (вы узнаете её по возникающим чувствам). Помните: «Нельзя рисковать собой, чтобы только убедиться в чьём-то цинизме». Да, конечно, вы можете отвечать реактивной агрессией на хищническую агрессию этих персонажей, но выражение «Я вас услышал» позволяет достигать результата ассертивно, то есть, без агрессии. Опять же, это сродни «Психологическому айкидо» от Михаила Литвака, только не требует особой подготовки и практики.

Выводы:

1. Выражение «Я вас услышал» – абсолютно приемлемое и ничем не нарушающее правил вежливости. Его осознанное применение является простым, доступным и вполне допустимым, поскольку оно само по себе совершенно нейтрально.

2. Применение выражения «Я вас услышал» наиболее оправдано и эффективно при ведении переговоров (когда любая сторона может сказать «Нет»), прежде всего в тех случаях, когда собеседник проявляет к вам любой тип вербальной агрессии (включая всевозможные манипуляции, ложь, оскорбления и пр.).

3. Выражение «Я вас услышал» позволяет успешно отстаивать собственные интересы без агрессии, то есть, является эффективным приёмом ассертивной коммуникации.

4. Выражение «Я вас услышал» легко может вызвать у вашего собеседника негативные эмоции (злость, раздражение, гнев и пр.), но это происходит только в тех случаях, когда собеседник пытается решить свои проблемы за ваш счёт и без вашего на то согласия (как правило, с помощью манипуляций и других видов вербальной агрессии), или если собеседник инфантилен. В любом случае ответственность за свои негативные эмоции человек несёт сам.

Добавлю от себя: призываю всех использовать выражение «Я вас услышал», ассертивно отстаивая свои интересы и уважая права собеседника.


Рецензии