Великая история Великой страны! Первые авто России

Здравствуйте дорогие читатели и любители русской истории.

Все мы знаем такие известные имена основателей автомобилестроения как Карл Бенц и Готлиб Даймлер,Генри Форд,Чарльз Роллс и Фредерик Генри Ройс.Именно эти энтузиасты считаются во всём мире основателями эры автомобилизма.И в большей степени это так.Генри Форд первым создал автоконвейр.Карл Бенц разработал первый рабочий двигатель внутреннего сгорания.Андре Ситроен дал миру первый переднеприводный автомобиль.

Кто-то скажет что "А вот мы ничего не изобрели.А вот унас никто не догадался создать свой автомобиль,русский.Русские ничего не могут сами." Ну так далее и тому подобное.И будут крайне неправы.В России тоже были свои изобретатели.И весьма талантливые.Более того,у нас даже выпускались - СВОИ - русские автомобили.Наверное многие слышали о первом в России серийном автомобиле "Руссо - Балт".Но он был не единственным разработанным в России автомобилем.Кроме того даже производили их серийно. Лидером производства автомобилей в 1913 году конечно же,большей частью благодаря Генри Форду, является США. В этой стране произвели 485,000 машин при общемировом производстве в 606,124 штук. Россия же собрала в 1913 что-то около 300 штук.То есть почти половину всех производимых в мире автомобилей.И конечно львиная доля уходила на экспорт.В России самодвижущиеся экипажи особым спросом не пользовались.Во первых они были дорогими.Во вторых первые экипажи не были приспособлены для перемещения на большие расстояния.В третьих особые погодные условия.Поэтому в России многие относились к первым самодвижущимся экипажам как к дорогой игрушке.Но вернёмся к истории этих самых первых русских самодвижущихся экипажей.Прародителей ставшего популярным во всём мире автомобиля.

Весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии.
На волне весьма слабого индустриального подъема, происходившего в Российской Империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроения выглядит не вполне органичным явлением.Благодаря главным образом консервативному монархическому строю. Его пионерами заслуженно считаются отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев игорный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный публике в 1896 году автомобиль. Надо заметить, этим их вклад в развитие отечественной промышленности не ограничивался: изобретатели были основателями "Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева" и Акционерного общества постройки экипажей "Фрезе и К°".Так же стоит упомянуть Густава Арнольдовича Лесснера и Бориса Григорьевича Луцкого,Ивана Александровича Фрязинского,Ивана Петровича Пузырёва.

Первопроходцем полноценного серийного производства в России легковых и грузовых автомобилей стала петербургская фабрика Фрезе. С 1901 по 1904 гг. здесь было изготовлено более сотни машин, в том числе с электроприводом; прошли испытания троллейбус и автопоезд с электротрансмиссией.В 1902 году за серийный выпуск автомобилей взялся завод акционерного общества "Г. А. Лесснер". В качестве консультанта был приглашен известный русский изобретатель автомобилей и двигателей Борис Григорьевич Луцкой, моторами конструкции которого стала оснащаться продукция фабрики. В 1904 г. на заводе строится один из первых в России пожарных автомобилей. Налаживается производство почтовых фургонов. В 1907 г. на Первой Международной автомобильной выставке в Петербурге фабрика демонстрирует собственные кареты скорой помощи и награждается Большой золотой медалью за производство и распространение автомобилей в России. На 1909 год продукция завода включала в себя широкую линейку легковых и грузовых автомобилей различных объемов двигателя с применением оригинальных конструктивных решений.

На заре автомобилестроения заводы с полным циклом были относительной редкостью. Большее распространение получило раздельное производство шасси и кузовов. То есть будущий автолюбитель, купив шасси, затем передавал его на экипажную фабрику для оснащения кузовом.

Надо сказать, что продукция российских экипажных заводов высоко ценилась во всем мире, о чем свидетельствуют многочисленные награды международных выставок. Особым знаком качества являлось и то, что в начале XX в. отечественными кузовами оснащались автомобили легендарных таких ныне марок «Мерседес»,Роллс Ройс,Кадиллак,Бугатти и др.В 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге организуется автомобильный отдел во главе с Иваном Александровичем Фрязиновским. С 1909 года здесь начинается выпуск машин известной марки «Руссо-Балт». За 7 лет было произведено около 500 единиц. На Русско-Балтийском заводе освоили и производство автомобилей повышенной проходимости: на базе модели «С» была выпущена предназначенная для зимней эксплуатации машина с полугусеничным движителем, оснащенная лыжами. Вообще, отличительной чертой «Руссо-балтов» являлась надежность и прочность: известен случай столкновения машины во время автопробега с бревенчатой избой, после которого автомобиль оказался практически не поврежден. Благодаря победам в престижных автомобильных соревнованиях, марка становится широко известной. Первое в истории покорение вершины Везувия автомобилем «Руссо-Балт» прогремит на весь мир.

В 1910 г. был открыт Русский автомобильный завод И.П.Пузырева. Его основатель считал необходимым, чтобы «русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским» и «завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров». Надо сказать, Ивану Петровичу удалось достигнуть поставленной цели, организовав на заводе практически полностью самостоятельное производство. Пузырев стремился «выработать тип специально русского автомобиля, отвечающего требования перемещения в России, применительно к особенностям наших путей». И в 1911 году завод выпускает первый пятиместный легковой автомобиль с большим дорожным просветом. Машина оснащалась коробкой передач оригинальной для тех времен конструкции, разработанной на заводе Пузырева и защищенной привилегией. Впервые в мире передачи в трансмиссии включались кулачковыми муфтами, а рычаги переключения находились не снаружи, а внутри салона. Фактически, это был прообраз коробки передач современных автомобилей. Еще одним новшеством было использование алюминия для картера двигателя, коробки передач, рулевого механизма и дифференциала, а также широкое применение шариковых подшипников. Серийная модель 28/40 развивала приличную для тех времен скорость - до 80км/ч.

В 1913 году на IV Международной выставке автомобилей в Петербурге Пузырев представляет пятиместный лимузин, семиместную машину с открытым кузовом «торпедо» и гоночный автомобиль. По свидетельствам специалистов, он был оснащен передовым для своего времени и весьма компактным двигателем.

Несмотря на серьезные финансовые трудности и стандартное для патриотически настроенного человека тех лет неприятие со стороны «интеллигентной общественности», называвшей его «кустарным производителем», И.П.Пузыреву удавалось сохранять и поддерживать производство. Более того, существовали планы по его расширению. Но в начале 1914 года завод неожиданно сгорает... А в сентябре, отдав последние силы на восстановление своего детища, умирает Иван Петрович Пузырев.


Повествование о зарождении российской автомобильной отрасли было бы неполным без упоминания имени признанного специалиста в области электротехники и электрических машин Ипполита Владимировича Романова. Ему принадлежит, помимо прочего, изобретение совершенной для своего времени аккумуляторной батареи, а также смелый проект подвесной электрической железной дороги, опытный образец которой функционировал с 1899 года в Гатчине.
В том же году в Петербурге состоялись испытания первого отечественного электромобиля конструкции Романова, прозванного «кукушка». Интересно, что машина имела привод на передние колеса и развивала скорость до 39км/ч при запасе дальности в 64 км.


В 1901 году на столичных улицах появился опытный образец электрического 17-местного омнибуса – нового типа городского транспорта. Испытания показали надежность и безопасность конструкции машины. И.В.Романов планировал организацию десяти маршрутов электрических омнибусов по самым оживленным магистралям города. Но Городская Дума отказалась одобрить финансирование постройки техники.

Надо сказать что российские автомобили пользовались весьма устойчивым спросом за рубежом и являлись весьма престижными.


Вот так в кратце выглядит зарождение российского автопрома.К сожалению из за многих причин так и не получившее дальнейшего развития по ряду многих причин.Консервативность правящего класса.Ряд случившихся военных конфликтов.Нежелание чиновников брать ответственность.И только после свершения Великой Октябрьской революции наша страна начала производить свои автомобили и заново создавать отечественный автопром.

Но это уже совсем другая история.





Источники:
Мир и автомобиль.
История автомобилестроения.
История государства.
История государства российского.
История России.
Русские первопроходцы.
Кулибин и не только.
Русские изобретатели.


Рецензии