Снежана

Воронина Зоя.

                Снежана.
Небольшой сибирский городок ютился на севере Кузбасса. Население его составляло всего сорок две тысячи. Люди этого городка в лицо знали друг друга, хотя имя неизвестно было. И если в другом городе доводилось встретиться с кем-либо из них, то они как родные обнимались или просто здоровались.
 Так вот, в этом городке и проживала юная девушка по имени Снежана. Было ей от роду семнадцать лет. Своему имени она соответствовала: была словно из снега вылеплена, тонкая хрупкая фигура, росточком не высокая, через плечо светлая коса перекинута, голубые глаза, словно два колодца, нежные губки. Девушка словно из сказки вышла, красавица писанная. Только почему-то у этой красавицы глаза грустные всегда и такие нежные. Парни местные сохли по ней, но она была равнодушна к противоположному полу, не обращала внимания на парней никакого. Сохнут, ну и пусть сохнут, что с них взять? На то они и парни, что бы сохнуть по девчатам. Подруги не раз говорили Снежане:
-Почему ты не заведёшь себе друга милого? Посмотри, как увивается вокруг тебя Михаил, стихи тебе посвящает, извела ты его, похудел даже. Ты ведь не маленькая, пора и о семье подумать. Ещё лет пять в девках походишь, станешь никому не нужна, так старой девой и останешься.
На что девушка отвечала:
-За меня не волнуйтесь, в девках не останусь. Придёт и моё время, выйду замуж.
Были у Снежаны и родители, не сказочные, а реальные. Отца звали Федором. Работал он в милиции участковым. Мать Ниной звалась. Она нигде не работала, домохозяйкой была, за порядком в доме следила, вовремя еду готовила. Не любила она, когда муж или дочь на работу голодными уходили. Жили они в частном доме. Кое-какую скотинку держали, огород садили, овощи в нём выращивали. Все же какая-то помощь семье была.
 Однажды со Снежаной случай произошёл. Было это в августе. Пошла девушка в огород, нарвать огурчиков к обеду на салат. Смотрит, картофельные кусты шевелятся. Снежана насторожилась. Вдруг послышался тихий голос:
-Девушка, принеси чего-нибудь поесть, пожалуйста.
Она повернула голову на голос, смотрит, а на земле под картофельными кустами лежит молодой красивый парень и на неё умоляюще смотрит. Девушка вспомнила, как отец говорил вечером, что из колонии сбежали три опасных преступника и их разыскивает вся милиция города, осматривают тщательно машины, проверяют автобусы, но пока следов беглецов не обнаружили. Значит, этот парень и есть опасный преступник. Но любой преступник, прежде всего человек. А раз он просит поесть, то помочь ему в этом надо. Она быстро нарвала огурцов, торопливо сунула в руки парню и сказала:
-Подожди меня здесь, я сейчас принесу хлеб и ещё чего-нибудь съестного, хорошо.
Снежана снова сорвала немного огурцов, понесла их в дом. Матери не было, она пошла к соседке, делиться новостями. Девушка взяла булку хлеба, отрезала кусок колбасы, прихватила кусок туалетного мыла и снова пошла в огород. Парень лежал на том же месте, ждал её. Она подошла к нему, торопливо сунула всё, что прихватила с собой и сказала:
-Пожалуйста, уходите подальше от этого места, вас разыскивают. Как такой молодой и красивый попал за решётку? Разве там тебе место? С такой внешностью тебе делать людям хорошие дела надо, а не мотать срок.
Парень ничего ей в ответ не ответил, только заглянул ей в глаза. Их взгляды встретились.
-Я исправлюсь, обещаю. По ошибке туда попал, прости. - прошептал он виновато.
- Сбежал тоже по ошибке?
-По глупости, за компанию.
-Всё понятно. Прощай.
Она молча повернулась и пошла в дом. Девушка не видела, как парень провожал её  взглядом и долго не уползал с огорода. А вечером отец принёс фотографии преступников. Снежана взглянула на их лица и узнала в одном из них того, с кем она беседовала в огороде.
-Папа, а что натворили эти молодые пареньки?
-Да ничего особенного, за драку осужденные. Вот этот, например, вступился за молодую девушку, но не рассчитал свои силы, сильно избил хулиганов. Один из них был сынком местного мера. Вот и осудили парня ни за что. Жалко его, мог бы не сбегать, а теперь, если поймают, ещё больше срок накрутят.
И он указал на знакомого Снежане парня.
-А эти двое не поделили бутылку или не допили, подрались и сильно, чуть не поубивали друг друга. Молодые, не думают своей головой ничего. Вот теперь колония их мозги и вправит. Будут знать, где и с кем руками махать.
Девушку так и подмывало сказать отцу, что она видела их на реке, когда те умывались тем самым мылом, что она им дала. Она выглядывала в огород и смотрела, ушли ли не прошенные гости, спустя некоторое время после встречи с одним из них. Вот тогда и видела, как парни тщательно смывали с себя всю грязь, что у них накопилась, за это время пока были в бегах. Их улица одной стороной выходила на берег реки.. Она так и называлась: Набережная. Поэтому парень и пришёл со стороны реки по огороду прямо к ним за помощью. С ограды хорошо была видна река, и что на ней делалось. Но девушка промолчала и ничего не сказала отцу, что видела этих парней. Она вспомнила серые, чуть насмешливые глаза молодого человека, с которым разговаривала. Этот взгляд больших выразительных глаз глубоко запал ей в душу. Только вздохнула девушка и отвернулась. Но этот вздох не ускользнул от пристального взгляда отца.
-Дочка, ты это что так вздыхаешь? Видела что ли их?
-Да нет, папа, просто мне очень жалко их. Такие молодые и уже преступники!
-Ну, не зря в народе говорят: «От сумы и тюрьмы не зарекайся.» сегодня они попали за хулиганство, завтра ты. Одному Богу известно, что нас ждёт впереди.
-Да, ты прав, папа. Парней жалко. И что им не хватает, почему убежали, ведь всё равно поймают. Только хуже себе делают.
-Большая ты у меня выросла, рассуждаешь как взрослая.
А на другой день отец снова новость принёс. Он сообщил, что один из беглецов пришёл с повинной, и он указал на фотографию знакомого Снежане парня. Двоих других ещё не нашли, но это дело времени, их найдут, без всякого сомнения. Снежана вздохнула с облегчением.
-Ты знаешь, папа, я их видела вчера на реке. Они умывались.
-А почему ты решила, что это были именно они?
-Так какой дурак станет умываться в реке после Ильина дня? Когда в это время не каждый решиться в воду лезть, вода-то холодная.
-Правильно, дочка. Но почему ты вчера ничего мне об этом не сообщила?
-Не была в этом уверена.
-Хорошо, что сказала об этом сегодня. Может, это поможет в поиске преступников.
Парней поймали через два дня после разговора Снежаны с отцом. Но случай этот девушка забыть не могла. Ей чудился взгляд больших серых глаз парня. Как он там, думала она, много ли ему дали за побег.
 А осенью она пошла, продолжать учёбу в педагогическом училище. Училась она на последнем курсе. Летом следующего года закончила его. Ей дали направление в сельскую местность, в деревню, что не далеко от города. Деревенька небольшая, но неполная средняя школа имелась. Правда, детей не так много в ней училось, каждого класса по одному. И в каждом классе детей мало.
 Снежане Федоровне дали третий класс. Детей в нём было всего пятнадцать человек: четыре девочки и одиннадцать мальчиков. Дети шумные очень, в учёбе отстают от городских детей, но зато они преобладают в знаниях по сельскому хозяйству. В этом их не сравнишь ни с одним городским учеником. В сельском классе, как и в городском, был лидер, за которым тянулись остальные ученики. В третьем классе лидером был Вова Иванов. Учился он неплохо, но математика всё же страдала. Билась, билась с ним молодая учительница, наконец, не выдержала, вызвала в школу отца.
 Утром перед уроком вошёл в класс молодой высокий человек. Снежана взглянула на него и обомлела, глаза у того были очень похожи на глаза того другого, кого никак она забыть не могла. Парень смотрел на неё весело и спокойно. Его потешало то, что молодая девушка сильно смутилась. Он уже знал о ней всё, что можно было только узнать в деревне.
-Извините меня, но я не знала, что у Вовы такой молодой папа.
-Я не папа, а старший  брат. Папа в отъезде, вот я и пришёл вместо него, а что, нельзя было?
-Почему, нельзя, можно и нужно. Вовочка мальчик хороший, но ему срочно необходимо подтянуть математику. Он до сих пор не знает таблицу умножения. А ведь она ему необходима будет в жизни. Я попрошу именно вас заняться этой проблемой, родителям нет времени на него, у них и так много работы.
-Хорошо, Снежана Федоровна, не сомневайтесь, математику мы подтянем. А что вы делаете по вечерам?
-Смотрю телевизор, тетрадки проверяю, планы пишу. А что?
-Может, погуляем немного по селу?
-Не знаю, некогда мне гулять.
-Но оторваться на некоторое время можно?
-Я подумаю.
Так зародилась дружба между девушкой и парнем, которая переросла в брак. А Вовочка выучил таблицу умножения как отче наш, в любое время дня и ночи спроси его, он ответит моментально, не задумываясь.
 В браке у Снежаны родилось два сына. Один был похож на мать, другой вылитый отец. Жили дружно. Мужа Снежаны звали Петром. Пётр жену не обижал, в детях души не чаял. Время шло своим чередом. Дети выросли и стали один учителем математики, другой, как и отец механизатором. Оба удачно женились и стали жить отдельно от родиелей. А Пётр заболел и умер. Недолго он и болел, рак у него признали. Сгорел, как свечка. Осталась Снежана вдовой.
 Однажды она приехала в город, родителей навестить. Идёт по улице, а навстречу мужчина шагает. Поравнялся он с женщиной, остановился.
-Извините, вас не Снежаной зовут?
-Да. А что?
-Вы меня не узнаёте?
Снежана пригляделась в черты лица мужчины. Но они ей ничего не говорили. Но когда она заглянула ему в глаза, отшатнулась. Это был тот самый парень, которого она видела в их огороде в то далекое лето.
-Это вы? Как вы оказались здесь? Что с вами произошло за это время? Я даже имени вашего не знаю, извините.
-Да ничего. А имя у меня простое: Виктором меня зовут. Начну всё по порядку рассказывать, коротко и доходчиво. Отсидел я положенный срок, домой вернулся к маме. Она у меня одна. Отец нас давно ещё бросил, так что, я его и не помню. Мама живёт в Анжерке. Работает в школе, как и ты, учителем начальных классов. Сейчас она на пенсии, отдыхает. А я вернулся домой, работать пошёл, матери помогать стал. Семьи не завёл, так и живу холостяком. Пробовал завести семью, но не получилось. Часто вспоминаю нашу встречу на огороде. Искал я по молодости девушку, что бы похожа была на тебя, но не нашёл. Ты поселилась на век в моей душе и вытеснила всё лишнее. А в ваш город я иногда приезжаю. Брожу по улицам, а вдруг тебя повстречаю. Вот, наконец, встретил. Я по крупицам собрал все необходимые сведения о тебе. Знаю, что у тебя двое парней выросли, женились, что муж твой умер и ты теперь свободна, знаю, что навещаешь своих родителей часто, но тебя только впервые встретил. Снежана, а может, мы на старости лет сможем свою жизнь совместную построить?
-Виктор, я не пойму, ты из-за меня не женился? Ты что, любишь меня?
-Конечно же! А почему я приезжаю сюда постоянно? Да мне было достаточно того, что у тебя сложилось всё хорошо. А теперь ты свободна и я тоже. Детям твоя помощь не нужна, они самостоятельные. Пора и о своей жизни подумать, ведь впереди старость не за горами. А детям сейчас родители не нужны, они свою жизнь устраивают. Сколько в нашей стране таких стариков, которые одни коротают свою старость. Дети есть, но они не думают, как тяжело родителям на старости лет. Вот и надо жить нам вместе, что бы было легче. Как ты на это смотришь?
-Не знаю, об этом ещё не задумывалась. Но в чём-то ты прав. Я подумаю, возможно, станем жить вместе. Как знать?
-И как долго мне ждать твоего решения?
-У тебя есть телефон сотовый? Я как надумаю, позвоню. А сейчас я к маме пойду, и тебе следует тоже ехать домой.
Они обменялись номерами телефона и разошлись каждый в свою сторону. Снежана навестила родителей, вернулась домой, но встреча с Виктором не выходила у неё из головы.
 Вечером она собрала всю свою семью вместе, накрыла стол, пригласила всех поужинать вместе с ней. Сыновья уже были самостоятельными и каждый имел свою семью. И жили они все в одной деревне. У каждого свой дом имелся.
  Дети догадались, что мать собирается сообщить им что-то важное. За столом все молчали, ждали, когда мать станет говорить. А она не спешила. Наконец, она встала, как перед учениками в классе.
-Ребятки мои, помогите мне решить непростую, но важную задачку. Ещё в юные годы я встретила человека, которого полюбила. Но так велено было судьбе, что мы не стали вместе, жизнь нас развела по разные стороны. А потом я встретила вашего отца. Он похож был на того парня. Мы прожили с ним жизнь, вас на белый свет произвели, вырастили. И вдруг, я встречаю того парня в городе. Оказывается, он так и ходит холостым, не смог забыть меня. Он мне предложил свою руку и сердце. Хочет остаток дней своих со мной вместе прожить. Помогите, я не знаю, как мне поступить!
Дети задумались. А затем Игорь, старший сын сказал:
-А ты что чувствуешь в данный момент к нему? Моё мнение такое, если ты примешь решение, жить с ним вместе, я возражать не стану. И Маришка, моя жена меня поддержит. Правильно я говорю?
А Максим добавил.
-Брат правильно сказал. Тебе решать, жить с ним или нет. Как решишь, так и будит. Я целиком на твоей стороне. Только жить-то вы где станете?
-Ещё не думала об этом. Скорее всего к нему пойду. Мать у него одна в Анжерке живёт.
-А может, он к нам вместе с матерью переедет? Дом большой, места всем хватит.
-Я не знаю, посмотрю.
Так за один вечер решилась дальнейшая судьба Снежаны.
Виктор переехал жить в дом к Снежане. Не стала женщина удаляться от своих детей. Всё же лучше, когда заступники не далеко от тебя находятся. Мать Виктора с ним не поехала, осталась в Анжерке, побоялась она терять свой угол, мало ли что может случиться.
 Так и жили Снежана и Виктор до конца дней своих вместе. Хорошую жизни они прожили, дай Бог каждому так прожить.


Рецензии