Рецензия по книге Земля Элоя Морено
Правильнее назвать рецензию: “Мы далеки от правды только потому, что скучно!” Представим теперь книгу галереей, а главы-картинами: автор, ведущий читателя, старается долго не рассказывать о каждом произведении, чтобы на этой экскурсии читатель вдруг не взялся, зевая, за телефон. Словно писатель встал на той стороне, где раньше он видел своего читателя, повествовал ему свои мысли и чувства, впечатления о нашем мире. Процитирую Элоя Морено: “Уверен, что у всех вас есть дела по важнее, чем выслушивать истории...”
Но в современном мире, в эпоху коротких текстов и секундных видеороликов — сознанию, сформированному на таком понимании информации — увидится, что роман читается легко и быстро, что заголовков, то есть актуальных проблем общества рассмотрено множество. В классической литературе тоже существуют свои короткие тексты — стихотворения — творчество некоторых поэтов, чтобы понять, нужно приложить немало усилий — увидеть множество источников знаний — книг.
Темы, которые затрагивает автор — это отношение родителей и детей, телевиденье — эпоха нового понимания мира, переоценка моральных ценностей, экология и так далее. Но всё это показано поверхностно, не углубляясь в проблематику, не рассматривается с разных сторон. Социальные, резонансные вопросы, фобии общества отражены в виде шоу-игры. При чём автор как бы ни старался показать участников с их индивидуальными характеристиками, они всё равно видятся как нечто единое — шоу. То, о чём говорил главный герой в своём выступлении о проблемах на телевиденье — я нахожу подтверждение в главе “Конкурс”, где отдельные личности — это воплощение, суть и недосказанность. В выступлении он не рассказал о красоте человеческих отношений, а в конкурсе много сокрыто правды той, что были озвучены со сцены. Понимаются проблемы команды, её репутация.
Для себя поняла, что по этой книге пытаюсь ответить на вопросы: Информационный прогресс общества — это восприятие целостного общества без индивидуума? Или это ошибочное отношение к человеку - явлением, принадлежностью? Всё-таки формирует общество отдельная личность, он не составляющий - он составляет?
Если остановиться на этом этапе рецензии, то можно услышать критику в свой адрес. Как же государства, армии, школы и так далее — всё это основано как общая идея, подчиняющая единым правилам. В идеале это наиболее точный пример, что человек формирует общество. Его знания, способности — это проявление лидерства. Армия наиболее понятное иерархическое формирование, основанное на профессиональных и личностных достижениях.
Интернет — действительно прогресс в информации. Но и здесь ограничения на закрытые поисковые системы, манипуляции в информации, кому-то это покажется не справедливым, право самому сделать выбор в статьях. Но это лишь видимость возмущения. Готовы возмущаться о неравности, но изучить более основательно скучно, “вот если бы видео минутное понятное обо всём на свете”.
Интересный факт в потоковой информации: пролистываешь десятки различных новостей, статей, видео - знакомишься со множеством тем от кулинарных рецептов до политической обстановки. Но в какой-то момент они становятся похожими, наш мозг не может различить важность, суть истории одной от другой — он видит единый информационный ресурс. Всё становится похожим, одинаковым: “...все должны быть равны. Такая, знаете ли, идея коммунизма, экстраполированная на образование. И, конечно, это приводит к тому, что мы должны равняться на более слабых, тянуть всё вниз. Умному и прилежному студенту всегда легче стать разгильдяем, нежели наоборот. Мы взрастили общество настоящих идиотов”.
Мне нравится эта цитата, она выражает собой понимание происходящих процессов: быстро, легко, поверхностно, без глубинного смысла. Только приведенный пример в виде коммунизма считаю не корректным, учитывая, что основано было на планах, будущих достижениях, нацеленность на результат, сильных людях за которыми тянулись. Возможно, кто-то опровергнет говоря, что за слабыми или кто-то стоит более сильный, или цитата не верна в силу того, что не могут за собой вести. Но, к сожалению, в любом случае система, где в сложных условиях (других не вижу причин) адаптируется индивидуум для выживания под “идиотов”, или система, где равняются на слабых, при подавлении, подчинении “умных и прилежных” (в истории это рабство, крепостничество) — это саморазрушающаяся система. Конфликтные вопросы в виде на сколько это умышленно не рассматриваю в рецензии.
Элой Морено пишет книгу в стиле “не скучайте, читая”. Если в начале между собой истории различались, то к середине романа они становятся похожими: кулинарный рецепт и политическая новость то ли являются дополнением друг друга, то ли у них единый информационный ресурс, то ли одно и тоже, но сказано разными словами. Автор четко выдерживает стилистику всего произведения: начиная от замысла текста до выстраивания отдельных глав.
Рождение ребёнка и последующее отношение к нему — это один из точных показателей как правильно общество формируется единой идеей. Писатель рассказал действие каждого участника для обустройства быта: кроватка, игрушки, кормление, уход...Этим моментом и малым сообществом Элой Морено наглядно продемонстрировал индивидуальность. Отклонения в виде психических проблем не буду рассматривать, так же, как и писатель ограничил на своих страницах одного из героев. Цель показать моменты, где взаимозаменяемость, увлеченное сектантское поведение (не рассматриваю религию и секту нечто одинаковым, у законов государства истоки религий) или неподчинение правилам — всё это лишь неверное человеческое отношение к труду, к людям, к их качествам и характеру. Созидательное виденье мира — то, что действительно уходит с первого плана. Эпоха адреналиновых ощущений. Скука, которая ощущается паникой, а паника — это предвестник бед.
Взрослые люди, жизнь, игра, реальный мир, мир вымышленный. Книга написана о шоу-игре, где иногда показывается реальность. В своей рецензии я не хотела бы говорить о сравнении игры в жизнь и жизни. Мы по чувствуем разницу, дочитывая роман: “...С восхищением наблюдает за полётом бабочки, за силой воды или красотой распустившегося цветка...” Сколько бы страниц писатель Элой Морено ни уделил игровому миру, а это большая часть романа, основная мысль — это формирование общества, где каждый человек является тем, от кого может зависеть, откроется следующая дверь прогресса, или найдётся ли ключ к будущему. Но общество повторяет одни и те же ошибки: “Никто не осмелился смотреть правде прямо в глаза, предпочтя отвернуть взгляд...”
Свидетельство о публикации №224032801511