Последняя шоколадка

Оборонно-массовый месячник — это, наверное, хорошо. С конца января до 23 февраля по городам и весям всевозможные образовательные и культурные организации проводят мероприятия: беседы, выставки, концерты, встречи разные там. Я тут немножко режим иронии включил, но это не по причине неприятия, но по причине раздражения бюрократическим формализмом: отчитайтесь, родные, как патриотизм прививаете, сколько детей охватили, фотографии предоставьте, отчетик. Потому часто выходит, что не для детей это делается, но для галочки. Месячник пройдет, будем еще что-то полезное прививать, и так без конца. Ладно, история не об этом.
Ваш покорный слуга сделал мероприятие о блокаде Ленинграда. Если не забыли, в этом году исполнилось ровно восемьдесят лет. Собрал из интернета информацию… Хорошая штука – интернет, особенно когда знаешь, что искать. Блокадные дневники! Дневники молодых ребят, многие их которых это страшное время не пережили.
Дневники должны были читать ровесники погибших ребят. Вообще-то с мальчишками в этом деле плохо. Это девочки играют в молодежных театрах, поют, танцуют, а пацанам только спорт подавай. Но привлек четырех парней. Один из нашей театральной студии, трое других в гитарной студии занимаются.
Ну как вам сказать, мальчишки – не девочки, суше, стеснительней. Да, они читали воспоминания ушедших времен, но как читают простые ребята. Хотя был один подросток, Кирилл. Невысокий, коротко стриженый. Он и на гитаре учился играть, и на деревообрабатывающем токарном станке у моего друга и кума что-то точил. Такой стандартный, ничем особенно не выделяющийся подросток. Однако, когда он начал читать дневники Юры Рябинкина (этот шестнадцатилетний мальчик умер от голода в блокаду), оказалось, что без особой подготовки он попал в точку: без театральщины, без кривляний, просто, со смыслом. Правда на репетиции он несколько раз останавливался – ком подкатывал к горлу, и он тратил силы, чтобы не расплакаться.
За свое участие в мероприятие Кирилл попросил шоколадку. Я пообещал. На самом мероприятии я не присутствовал – хоронили отца друга, ну того самого, что учит резать дерево. Но спустя неделю Кирилл шуточно, но почти в ультимативной форме потребовал шоколадку.
Шоколадку я купил, не только ему, но всем юным участникам мероприятия. В шуточной форме сказал ребятам: Вот Кирилл для вас подарок выбил. Кирилл взял шоколадку и как-то жадно, словно давно не ел шоколада, ее съел. Вернее, вначале он начал ее делить и навязчиво предлагать ломтики взрослым…

…На следующий день Кирилл повесился…

Сейчас идут следственные действия, опросы и допросы. Родители обвиняют школу, кто-то ищет модный ныне буллинг (которого не было). Обвиняют интернет, социальные сети. Обвиняют кого-то… Проверки идут, совещания. Документы смотрят: как проводились воспитательные мероприятия, и насколько точно и правильно составлялись отчеты… Но уже ничего не изменишь.
Знаете, друзья, у нас создана огромная и затратная индустрия по взращиванию детей: экзамены, олимпиады, ЕГЭ, ОГЭ, «Сферумы», «Кванториумы», «Сириусы»… Чиновники от образования радостно рапортуют об успехах. Мы постоянно что-то выкладываем в сетях: какие-то видео, фотографии, победные рапорты и реляции. Грамоты, дипломы, кубки и медальки украшают стены многих детских комнат. Патриотические шествия, митинги, концерты… В школах советники по воспитанию составляют программы и «дорожные карты» по воспитанию. В соответствующих таблицах мы указываем процентный охват детей. Тьюторы, школьные психологи (до сих по так и не знаю, зачем они нужны – разве что отчеты составлять). Но за всем этим действиям мы забываем о конкретных молодых людях, которые живут, горят, и иногда умирают///

P.s. Спустя примерно месяц похожим способом ушел из жизни еще одни подросток. Его, слава Богу, я лично не знал.


Рецензии