Времена года, часть 2

ВЕСЕННИЙ ДИВЕРТИСМЕНТ[1]

Придёт весна, уйдёт унынье!
Осядет снег и зажурчат ручьи.
И все вокруг придёт в движенье,
Все оживёт...
И гнезда будут вить грачи![2]

Конец марта...
Замечаю, как вроде вокруг не по-зимнему. В воздухе висит такое ощущение, не отмахнёшься. Что же это?.. Да веет ощущением весны... Да как веет!.. Дышится легко, свободно... Воздух по-особому прозрачен. Звуки, что вокруг, имеют свойства радости что-ли, и внутри меня всё поёт по-весеннему. Даже не знаю как объяснить словами то, что внутри происходит, видимо организм тоже в ожидании прихода весны и по-своему, на языке ему одному понятному, приветствует оживание природы. Идёшь и любуешься видимыми горами, что резкими пиками расчертили горизонт, они простираются с южных сторон и до самого севера провинции. Называются они «Скалистые» и в памяти выхватывается приключенческий роман,[3] которым зачитывались любители авантюрной литературы в свои детские годы. За грядами хребтов побережье Тихого океана, переплыви его и будешь почти в родном краю... Сам город, в котором живу, над уровнем моря более тысячи ста метров... От этого воздух и чище, разряженнее, а значит заставляет какое-то время к нему привыкать.

После зимы, после серого и большей частью затянутого облаками небосвода, резко стали видимыми горные хребты на фоне синего неба, а оно вроде стало выше, или так кажется, но нет! точно выше и синее. Несколько пиков упрямо устремились и почти покалывают небеса, на них ещё лежит снег. Издалека напоминают огранённые алмазы. «...Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял»,[4] - здесь похоже. Люблю горы, это мною необъяснимо. Откуда это у меня, где я успел их понять, полюбить и часами могу наслаждаться видами их?.. В детстве я их не видел, хотя они были и есть на севере Амурской области. И если бы выехать за пределы посёлка, где родился, и подняться на высокую сопку, то их далеко можно было разглядеть на горизонте. Что это за горы? Хребет ли Черского или Эзопа – не знаю, но знаю, что ещё далее разметался по поверхности земли могучий хребет - Становой. Здесь же они гораздо ближе!.. А когда солнце их освещает, то красота склонов и выделенные складки впадин и рёбер резко вычерчены. Громадами подступают к городу. Ты перед ними маленький, беззащитный, но этим ещё больше ощущаешь их величие и красоту, что забываешь всю свою малость и физическую ущербность.

И вот —на тучах отдыхая,
Висит громада вековая,
Чужая долу и звездам:[5]

Горы прекрасны, но оставим их... Да! они достойны и рассказов, и восторгов, и поэтического восхваления. Вернёмся к весне, она уже не просто стучит, а заявляет о себе настойчиво...

«Весною по-особому дышится, мечтается, по-новому предаёшься фантазиям». Это трафаретно, но всё же правильно... Именно так и чувствуешь себя после завершения годичной цикличности, которая с окончанием зимы начинает новый виток возрождения. Всё подчинено этому закону и народы, и страны, и человек, любое дерево и травинка... И как здесь удержаться, не пофантазировать,не представить страны далёкие, где побывать мечтается, как в вышеназванном романе. Оживают места прочитанные в книгах... Всё по-новому, многое по-другому, уже на новом витке своего развития... А может так кажется?.. Всё едино пусть кажется, когда внутри ликует. Это ликование всюду наблюдаешь по сторонам.

Вон сорока белобокая и длиннохвостая тоже трещит радостно, чует она что-ли приход – ликует... Два дятла старательно выдалбливают в берёзе свою добычу, они другие, нежели у нас. Немногим больше и красненькое пятно только по шее, нет на голове, а грудка серая, вся в пятнышках. Зимой их не видел, неужели прилетели?.. На обочинах дорог в городе, часто можно увидеть зайчиков, никого не боятся, они уже подкрашивают свои белые ушки каким-то серым оттенком, но сами шубки их ещё не тронуты летней раскраской. Нужно время, чтобы всё сделалось так, как установлено природными законами... Белки, что в обилии скачут по деревьям ссорятся не по-зимнему, а радостно стрекоча гоняются по веткам друг за другом... И не понятно ссорятся они или заигрывают, чтобы дать потомство, да уж поди сами знают, что им делать... Над городом потянулись к водоёмам косяки гусей. Взмахи их крыльев спокойные и размеренные. Изредка издадут в пространство свой клич и летят дальше. Взгляд невольно провожает их, пока не скроются... В этом малом есть своя радость, какая появляется от наблюдения за птицами, животными и обязательно долгое время хранится в тайниках души, когда застываешь на время и улыбаешься. То там, то здесь, в местах где проталины и нагрета лучами солнца земля, из своих норок выглядывают на мир весны луговые собачки, норки их во множестве разбросаны в самых неожиданных местах города. Их никто не трогает. Жители смотрят на них, посмеиваются и следуют своим маршрутом далее... Они же возятся возле норок, издают звуки на подобии «яахоо» и опять прячутся в домик свой.

Солнце садится за вышеназванные горы, смеркается, холод берёт своё и уже весною меньше попахивает, а ночью?.. Ночью выпадает масса снега. Просто огромное количество!.. И он продолжает идти день, два. Ударили морозы... Вот так весна на пороге!.. Да это же настоящая зима! Или она дразнится?.. А может, как у поэта «весне и горя мало: умылася в снегу и лишь румяней стала на перекор врагу».[6] Возможно так надо? И точно, выглянуло солнце, пригрела землю и опять поплыло вокруг, зазвенела капель и раздались уже описанные радости всяческих животных. Разве можно задержать то, что жизнью двигается?!..
Кто сомневался, что это весна?.. Весна!

2

Ах вот и она! Весна! – наконец дождался этой поры.
Не удержаться от броска в весну, когда мне было совсем немного лет... Здесь уже детскими глазами попытаюсь посмотреть на мир вокруг. Вживляться, пожившему на свете и седому в годы детства и интересно, и трудно, но в них... В них далёких от меня теперешнего живей и чувствительней воспринималось наступление весны, когда земля оживала, теплом согретая. Зимой есть свои прелести, но они надоедают и внутри, где-то далеко что-то тревожит, возникает смутное чувство необходимости перемены, а вслух так и просится фраза: «быстрей бы весна пришла». Дома не усидишь, вылетаешь позамечать, какие же изменения прошли за ночь, но... Деревья ещё стоят голые, листья, которых ждешь, как «манну небесную» обещают скоро, вот-вот показаться своими клейкими листиками. Однако снег потихоньку тает, водичка стремится вниз, образуя ручейки, они уже становятся ручьями, а потом находят более ёмкие водные реки. И вот радость, наконец-то земля, освободившись от снега уже несёт в себе признаки жизни. Какой волшебной палочкой и кто машет? – не знаю..., но всё вокруг зеленеет, расцветает, воздух начинает вибрировать радостными огласами. Повисает в нём особая свежесть и запах... Запах талой воды, прения прошлогодних листьев и деревья в этот момент испускают в пространство аромат сока своего. С самых корней под землёю жизнь дерева толкает сок живительный к каждой веточке на вершину. Силушка-то какая, чтобы вытолкать и доставить до назначения...

Первым делом «летишь» до рощицы, что рядом, посмотреть в прогалинах, как из земли первыми пробиваются подснежники, потому что в кустах и между деревьями ещё пласты слежавшегося снега не растаяли. Долго он в ельнике задерживается, до самых жарких дней, солнце не может пробиться сквозь густую рощицу и обласкать своими лучами. Потом случается диво дивное: по опушкам леса расцветает багульник. Багульник красоты неописуемой, особенно когда заливает цветом нежным, сиреневым опушки лесов и целые поляны... Набухают почки на кустах, деревьях и нужен день, когда они лопаются, показывая еле-еле заметные признаки зелени. Это тот момент, когда всегда хочется заметить процесс, не упустить начало и понаблюдать, ведь ещё день и листочки в своей нежной зелени вспорхнут из своих временных пут и засияют красотой и необъяснимой прелестью. Встанешь утром, а почки лопнули и листочки уже распускаются – опять не заметил, проморгал, как же так?! Ещё сильнее запахнет свежестью в природе, засверкает свежими красками - первоцветы всегда яркие и нежные... Это важно, как никогда, насладиться девственными красками, которые можно увидеть только весной. Умещаются они во все цвета радуги, а каждый цвет ещё делится на семь тонов и полутонов. В итоге что? – буйство разноцветия!.. И если высыпать их на белое полотно – то и будет картина из красок весны!.. Остановишься в поле посреди весны, красота и радость в тебе неподдельная, окинешь взором своим окрестности и всё в тебе поёт, это совсем не специально, это как воздух для организма. Без воздуха человек может прожить две-три минуты, а без впечатлений и мига не проживёт – вот загадка!..
Сам воздух становится прозрачным, чистым, даль взору далеко простирается, смотришь, смотришь, не наглядишься...

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.[7]

Оглашается округа щебетанием птиц, зумом мух, невесть откуда взявшихся, словно телепортировались они из другого мира, ведь не было зимой и спрятаться негде от жгучих холодов. Солнце уже греет своей особой теплотой и лучи его мягкие обнимают тебя до дремоты. Присядешь где-нибудь на пеньке и окунёшься в ванну солнечную. В эти дни и домой не загонят. До самых поздних часов носишься по разным уголкам своим. Всё норовишь увидеть и услышать. И правда, есть что и слышать, и видеть... А настроение, можно ли словами описать его. В нём и радость и особый привкус жизни, какой не ощущается в другие времена года. Куда-то мыслями стремишься, везде хочется побывать, только бы жить с верой, оптимизмом, с переменами и начинаниями. И всё тебе кажется по плечу. Говорят это особое состояние души! может кто-нибудь и не согласен - я спорить не буду. Однако их будут единицы!.. Надежда на светлое будущее! Это не сказочка, именно весной такое ощущение особо горит во мне. Я становлюсь романтическим, наивным, более мечтающим и заглядывающим за горизонт. Ни годы, не мытарства жизни не убрали из меня этого чувства, живёт и радует меня до сих пор...

За огородами и мелким лесом, которым заканчивалось наше поселение, до разрезов, реки с отвалами, что насыпали когда-то добытчики золота, простиралась неширокая полоска мари, метров сто. Посредине её ряд пробитых шурфов, видимо брали и исследовали грунт на присутствие драгоценного металла. Тропинок через марь было две, от нашего дома и от соседей которые обязательно проходили вблизи этих ям, заполненных водой и тем самым они вызывали тревогу своею кажущейся бездонностью. Проходил я мимо их всегда с опаской... Весной они были до краёв заполнены водой, заставляя меня обходить их далёкой стороной. Марь с осени, практически всегда, была подвержена палу. Огонь пробегал её пространство и возле леска жители останавливали его пыл, чтобы не наделал беды поселению. Когда сходил снег, то вскрывались обгорелые кочки, на которых вскоре показывалась та первая травка, что влекла меня с какой-то особой настойчивостью и чувством восхищения. В эти дни я бегал каждый день наблюдать, а не показалась ли посреди гари, черноты то особое, так мне казалось, чудо возрождения. Пожалуй, было моим самым увлекательным наблюдением, как на обгорелой кочке могла вырастать живая травка, где могла прятаться, какая сила поднимала её из недр этого безобразия. Не смотря ни на что, появлялась молодая красивая поросль. Упругая, упрямая она зарождалась на самых нежизненных местах. На обугленной кочке, из её середины выскакивали иголочки чудо-травы, зелёные-презелёные... Я садился на соседнюю кочку и наблюдал. Жаль что нельзя было заметить рост, даже если смотреть, не мигая. Конечно современные технологии позволяют это сделать, снимая видео, а потом ускорять его... Но тогда...

Здесь же и букашка осваивает территорию, перелетая с одной травинки на другую, ворча своим зумом по-своему, по-букашечьему, возможно на меня, что присутствую. Как она пережила зиму, с её жесточайшими морозами? - остаётся гадать. Возится, копается, не «посидит» на месте, трудится... И всё вокруг работает без устали вместе с природой, в поте лица, не покладая лапок, крылышек и прочих необходимостей... Удивительно, что нет остановки этому. Даже временные выпадания снега не останавливают движение жизни. Снег выпал и растаял, дав живому ещё больше водицы... Зачем?.. Знать, так должно быть, ничто не отдаётся другому без усилий, без сопротивления, так поступает и зима... Это неизбежно... Ритму чередования изменений всё подлежит, смена дня и ночи, времён года. Завершает свой цикл зима и заменяется своей противоположностью весной, чтобы далее снова замениться летом. Таков процесс жизни - всё подвержено изменению, чередованию... И человек тоже!..
«Ибо всему свое время и время каждой вещи под небом».[8]

3

Весна – это обновление природы, её ликование и особый чуткий дар всей жизни, всему окружающему нас... Весна обилие прекрасного, ощущение радости от благоухания и аромата, окрУга купается и искрится в цвете. Весна в краю, где я прожил не один десяток лет, далёкий от родины моей, начиналась не со схода снега, его могло давно не быть... Для меня она начиналась с буйного цветения вишни, черешни, абрикос и всех фруктовых деревьев. Всего было довольно том крае: и яблонь и груш, и слив. Невозможно усидеть в доме, когда улицы особенно, где частные дома, как по мановению дирижёрской палочки, вдруг! одеваются в белый цвет с нежным оттенком розовости, а иные вообще облиты розовыми цветами, собранными в соцветия. Они густо покрывают ветви кустов и деревьев. Идёшь, вдыхаешь нежнейший запах цветущего чуда, подойдёшь к дереву, а оно живёт!.. В нём гудит, жужжит, снуёт. Внутри хаотическое движение, это в моём представлении хаос, а у тех кто трудится под кроной, у пчёл, ос, шмелей, у них всё подвластно своему ритму, распределению обязанностей и неукоснительному закону, там нет нарушений того, что природой дано.

Только отходит цветение фруктовых, зацветает сирень фиолетовая, белая, нежно-сиреневая и ещё других оттенков. Запах передать словами невозможно, он густой, спрессованный в единый стойкий аромат. А тут подоспела акация!.. Вот где для пчёлок нива - трудятся... Одни носят нектар, другие крылышками обмахивают, чтобы образовался мёд. С акации самый вкусный мёд, на моё мнение. Говорю не без убеждения, так как родственник был долгие годы активным пчеловодом и пасечником, пытался приобщить и меня. Работал на пасеке не без удовольствия, но не приобщился. По дому в это время разливается и тонкое дуновение весны, и благоухание забежавших в гости терпких ароматов. Выходишь на балкон, а перед тобою огромная крона каштана и он цветёт! Выпустил преогромные свечи своих цветов, любо смотреть на них, а справа акация... А впереди липы время!.. Но это уже летом, в конце июня, начале июля... Как же устоять перед таким натиском весны, разгулом красок, их яркостью и свежестью зелени. Вдоль дорог сочность красных, жёлтых, белых тюльпанов, они одни из первых выпускают красоту в мир, рядом соседствуют и другие, не менее прекрасные цветы. Мимоходом замечу, что цветов некрасивых не бывает, всмотритесь внимательно в них, и они ответят удивительным соцветием, своим, присущим им цветом и нежностью лепестков...

Зайдём в городской дендропарк, вот где разгуляться цветам можно и они вдоволь тешат не только глаз вошедшего, но и вызывают удивление от их количества!.. Всюду они, куда не кинь взгляд... Фестиваль тюльпанов, но и не только... Видов невиданных, какие только, наверное, есть в природе. Клумбы многокомпонентные, разбиты с художественным вкусом в зависимости от ландшафта: волнообразные, спиралевидные, клумбы в виде «инь-ян», коаксиальные, один цветовой круг в другом цветовом круге. Здесь простые тюльпаны и махровые, низенькие на толстых ножках и высокие, одноцветные и двуцветные, огненные, с венчиком, как у пылающего костра и белые, словно вылитые из дорогого фарфора, а по бокам на клумбе окружёны гиацинтами и нарциссами. С различными формами бутонов, подобно бокалу, с фактурным краем лепестков, с плотной структурой бутона. Нежно-кремовые, розовые слегка выгнутыми наружу лепестками, красные тюльпаны с бело-розовым окрасом, похожие на золотистые. Страниц не хватит перечислять все, да ещё с эмоциями и чувствами. А нет! забыл белый тюльпан, с крупным, похожим на корону королей бутоном, стройный и высокий!.. Или вот ещё сиреневый, с белоснежной бахромой, похожей на иголочки инея.
Откуда-то выплыло давнее, крутится в голове:

Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,
И у каждого наряд
Очень ярок и богат!

На каждой клумбе табличка с названием вида цветка латиницей, но я думаю, что вряд ли многие пытаются запомнить, разве что ну очень увлечённые цветоманы. Весь этот цветочный мир с сердечной заботой посаженный, ухоженный. Одни сорта отцветают, на смену им приходят другие, поздние, потом засаживаются на клумбы уже летние виды цветущих растений... И так до лета, а потом и на протяжении всего его периода.

Вокруг смех, детские писки, радостные возгласы. Крутятся детские карусели, работают разные аттракционы, пыхтит паровозик, он давно здесь трудится, ещё с советских времён, но детворе нравится, ему и в радость возить их. И всё это среди цветов, ароматов, весёлых лиц, весеннего настроения и птичьего пения...
На дворе весна, конец апреля!

Весна 2024 года, Калгари


[1] Ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному концерту, спектаклю. В русский язык слово пришло из французского и означает «развлечение». Здесь развлечение природы.
[2] Отрывок из стихотворения Ольги Пашковой, моей племянницы
[3] Имеется в виду роман Шульца Джеймса Уилларда «С индейцами в Скалистых горах» [4] Строка из поэмы Лермонтова Михаила «Демон»
[5] Отрывок из стихотворения Бенедиктова Владимира «Горные выси»
[6] Строка из стихотворения Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится...»
[7] Строки стихотворения Баратынского Евгения
[8] Из Экклесиаста. Глава 3, стих 1


Рецензии