Езидская мудрость

 https://dzen.ru/a/ZgV3NyfWFU6VNwMm



        Существует мнение, что в Мире люди-человеки разделены порядка на пять тысяч этносов. Быть может цифра больше, а может меньше. Но как
говорится, суть не в этом. Когда и каким образом подобная дифференциация произошла, тоже не суть важно. Неоспоримо то, что каждый человек сам по себе представляет целый космос. И не только потому, что он состоит из тридцати триллионов человеческих, и почти такого же количества бактериальных клеток. Возможно, ценно имЕность человеческой сущности безусловно должна быть превыше любого иного различия, ; субъектного, расового, этнического, религиозного или какого-либо другого.
Тем не менее, немаловажным фактором, влияющим на качество общежития людей, с некоторых пор является их этническое различие. Не будем здесь вдаваться в природу возникновения различия людей по этническому признаку, отметим только, что так было не всегда. Но это различие следует принимать, как данность, не подлежащая игнорированию, как минимум, в обозримом будущем. При этом, изначально ни одна из существующих религий не могла предположить этническое различие людей по причине того, что подобное различие не имело места быть в религиозной идеологии. Лишь с некоторых пор в этой сфере началось размежевание по этнической идентификации, конечно, во многом, условной. Однако, кажется, я отвлекся.
В том смысле, ; что это несколько иная тема....
Разумеется, события того или иного масштаба, которые происходили в
истории человечества, имели свою особую специфику, причинно-
следственное объяснение и, безусловно, будут иметь место быть в будущем.
Бесспорно то, что именно этнический фактор, особенно в новейшей истории, становился одним из важных поводов раздора, а то и вражды между разными этносами. И, по всей вероятности, увы, останется таковым в обозримом будущем. Более того, с некоторых пор сложилось устойчивое убеждение (насколько подобное убеждение рукотворно ; это тоже несколько иная тема) об особой, жизненно необходимой потребности для сохранения человеческой популяции всуе, наличие в идеале своей моно-этнической государственности, в худшем случае ; наличие моно-этнической автономии в составе иного государственного образования. И это при отсутствии на планете Земля мало-мальски самодостаточных территорий, с признаками цивилизаций, где компактно проживали бы представители только одного этноса, или даже расы. Разве, что пигмеи джунглей Амазонки, которые, по всей вероятности, понятия не имеют об атрибутах цивилизации, разделенные
на разные племена, счастливы проживать в ограниченном, изолированном, мало кому, кроме как себе подобным, интересном пространстве. И до той поры, пока, кому то из Сильных Мира Сего, о которых эти аборигены понятия быть может и не имеют, а если и имеют, то глубоко призрачное, не станет интересен ареал их обитания. Конечно, дикие племена в случае нападения на них извне готовы защитить свою область проживания, честь и достоинство луком и стрелами, которыми они охотятся на дичь. По всей видимости, им удается все же жить в мире и согласии с соседними племенами, раз они сохранились до сего дня. Но, как и было свойственно человеческому обществу всегда, начиная с далеких цивилизаций, проявление межэтнической, межплеменной агрессии, остается неизменно привычным проявлением природы людей.
Однако, похоже, я вновь отвлекся.
Собственно, о чём хотелось бы поделиться с вами, ответственными и, быть может, просто обычными представителями разных этносов.
Как-то на просторах великой страны посчастливилось мне пообщаться с
одним мудрым, почтенного возраста езидом. Вызывало уважение не только его седина, но всё, что он успел сделать за прожитые и далеко непростые годы  жизни. Тому свидетельством были его прекрасная большая семья, дети, внуки и тот праведный труд, каким он приучен был добывать свой хлеб насущный, чему следовал на протяжении всей жизни.
Признаться, не могу похвастаться большим опытом общения с
представителями столь праведного народа. Потому, эта встреча стала
особенно памятной. И оставила неизгладимый след в моей жизненной
историографии.
Так, вот, что поведал мне мудрый езид, сполна выполнивший свое
человеческое предназначение, в качестве одного из множества рядовых
хранителей и продолжателей рода человеческого, о которых историками не принято писать трактаты...
«Как-то в моей молодости, когда мы жили в стране, где слово человек
звучало гордо, где важнее был не сам человек, а память о нем, его жизненный путь, какое он родил и воспитал потомство, познал я настоящую мудрость, которая осталось в памяти на всю жизнь. Скажу больше, на протяжении всей жизни, сам прозрев с возрастом, делал всё возможное, дабы передать ту мудрость, которая и до сего дня обеспечивает спокойную жизнь моего народа на просторах планеты Земля. Да, именно, моего народа, к которому будет иметь отношение мой рассказ.
Так вот, на одном из традиционных вечерних посиделок односельчан, в т.ч. и аксакалов, нашего родного езидского села после длинного, солнечного, благодатного августовского трудового дня случился разговор, который,  так и не потерял свою актуальность и сегодня. Быть может, в особенности, сегодня.
Как принято и сегодня, присутствующих, которых набралось немало,
особенно интересовало мнение умудренных жизненным опытом аксакалов и, конечно, нашего уважаемого старосты, общепризнанного авторитета. Разговор зашел нешуточный о мироустройстве, о государствах, о том, что государств с годами становится всё больше и больше. Наверно, это было неудивительно в свете доходивших и до нашего села слухов, о событиях во всём мире.
Сегодня, конечно, не кажется нечто из области фантастики, сам вопрос,
который озвучил тогда, уж не помню кто, из взрослых. Да, надо бы отметить, что на этих посиделках разрешалось молча участвовать парням, у которых начинался процесс ломки голоса, как принято говорить, ; переходного возраста.
А вопрос прозвучал такой.
«Отец наш, когда же наш народ поднимет вопрос о необходимости
построения нашего родного гордого государства? Чем же мы хуже других?»
Признаться, вопрос для всех имел эффект грома средь чистого неба.
Впрочем, внешне было скорее наоборот. Уж не помню, как долго длилась гробовая тишина, пока наш староста, на которого были направлены взоры всех, собственно, как и сам вопрос, не начал свою речь. Мы уже привыкли, что наш мудрый староста абы так, ничего не станет говорить. Всю жизнь не перестаю удивляться, откуда у этого, не закончившего Академии, простого сельского человека, столько неподдельной мудрости? Видимо, это был тот случай, когда каким-то чудом в общине устанавливается гармония. Когда, в качестве вознаграждения абсолютное большинство, которому суждено
посвятить своё основное время на добывание хлеба насущного праведным трудом, каким-то способом представляется возможность приобщиться к тому, что называется неподдельная мудрость от человека, пользующегося непререкаемым авторитетом. Я и сегодня не сомневаюсь, как это важно. Я имею ввиду- для нашего народа. А быть может, не только. Что, конечно, не мне советовать другим. Впрочем, почему бы нет? Мудрость,  проверенная временем никому не помешает. Да, как и сегодня, абсолютное большинство езидов во все времена жили своим хозяйством, в нелёгком труде, в поте лица. А наш уважаемый старец, мог говорить, и говорить так, что его слушали и слушались! Начал он издалека, как говорится. Это я понял намного позже, когда он завершил свою речь...
«Вот вы все каждый день трудитесь в поте лица. Никто из вас не может
похвастаться, что может хоть несколько дней позволить себе и членам семьи прожить без труда на своих наделах, без обеспечения должного ухода за своей скотиной, хозяйством. И всё это всего лишь для того, чтобы обеспечить своё бытие, - родить, растить, воспитать достойных сынов и дочерей, а если хватит сил, что-то успеть сделать и для внуков. Конечно, мы можем себе позволить подобное, когда обеспечена наша безопасность, когда существуют какие то правила жизни, которые не оскорбляют наше достоинство. И правда, мы же не можем сетовать на то, что в стране, в которой  живем, мы обделены в чем-то по причине нашей этнической принадлежности больше, чем какие-то другие народы, с кем мы живем в мире и согласии. Да, нас мало. Вряд ли мы
можем похвастаться, что можем заселить когда-либо собой даже небольшой городишка среднего значения. Да и ни к чему это. Мы и так прекрасно уживаемся с народами, с которыми нам судьба предопределила жить в добром соседстве, а то и совместно. Конечно, мы участвуем в обеспечении всего того, что в итоге называется государством, ; в создании его армии, вооружений, всякой иной мощи, для обеспечения, как безопасности от внешних угроз, так и соблюдения внутреннего порядка. К сожалению, то, что называется вселенским злом, и даже менее масштабно, существует и будет существовать всегда. Потому всегда будет существовать необходимость в обеспечении безопасности и спокойствия тех законопослушных граждан,
которые, как и мы добывают свой хлеб насущный праведным трудом. Да, человечество еще не придумало такую форму государства, в котором
одинаково счастливо жили бы все его  граждане, тем более, что не существует постоянного счастья для человека и целого народа. Однако, нам грех жаловаться на судьбу, которая предоставила возможность жить в таком великом государстве, где не существует никакого предвзятого или особого отношения к какому-либо из множества народов, проживающих на бескрайних его просторах. Кто-то может сетовать на то, что мол у нас мало представителей среди разных сообществ, типа Академии всевозможных наук и художеств, среди писателей и просто знаменитостей. Но, извините, никто нам не мешает, чтобы в этих достойных кругах было побольше представителей нашего народа. Хотя, как я думаю, у нас нет никаких причин для переживаний, потому как, наш народ занимается тем, чем хочет заниматься, решает не менее важную задачу по обеспечению достаточных продуктов питания для множества людей. Наши овцы, быки, коровы не раз становились победителями всевозможных смотров достижений Всесоюзного
значения. Никто из нас не сможет слова худого молвить по поводу
недооценки нашего, пускай и скромного, но столь важного и честного труда.
Труда, за что мы получаем все в одинаковой степени, наравне со всеми
остальными, ставшими братскими народами нашей великой страны. Я бывал во многих краях нашей страны, уверяю вас, нигде и тени сомнения я не заметил, что какой-то другой народ живет трудом, позволяющим кому-то засомневаться в его праведности. Именно благодаря этому, благодаря принципу с каждого по способности, каждому по труду, сегодня наши спутники летают в космос, наша страна пользуется вселенским уважением и авторитетом. И когда в мире говорят о величии нашей страны, непременно имеют ввиду и участие нашего народа в создании и преумножении всего этого.
Так вот, тут прозвучал вопрос, а когда мы будем начинать говорить о том, чтобы мы-езиды  задумались о создании  своего, исключительно езидского государства.
Но, давайте признаемся честно, никогда никакое езидское государство не сможет достигнуть тех высот и значимости, которую мы имеем сегодня. Это сколько же мы с вами должны трудиться, чтобы заработать на создание своей армии, без чего государство не может считаться государством? Так принято считать и от этого никуда не денешься. Я уже не говорю про то, что объявив о подобном намерении, мы непременно настроим против себя в первую очередь тех, кого сегодня называем братскими народами, против кого и должна быть направлена наша армия. А, что такое армия? Армия – это мощные заводы по выпуску вооружения. Как вы думаете, на что может быть похожа наша армия по сравнению с армиями стран, в которых проживают десятки, а то и сотни миллионов людей? Так ведь, помимо армии, людям в
государстве нужно еще много чего другого. И никто это много чего не обязан будет нам предоставлять за наши красивые или грустные глаза. Всё необходимое для защиты, соблюдения правопорядка, жизнеобеспечения и т.д. и пр. мы в своем государстве должны будем создавать сами. Только сами. И это при том, что на моей памяти я не знаю ни одно государство, которое не воевало бы не только с соседями, но и с дальними странами в качестве выполнения каких-либо обязательств с дружественными государствами. И не обязательно, что всегда нам будет сопутствовать успех. А неуспех в таком деле ; это много крови и жизней, как правило, молодых жизней. А чем-то
государство, в котором мы живем наравне со многими другими народами, не есть наше езидское, в т.ч., езидское,  государство?...
Посему я должен однозначно довести до всех вас на века, запомните,
особенно, присутствующие здесь молодые, которые и есть наше будущее.
Если когда-нибудь, где-нибудь появится езид, который будет дурачить вас о возможности существования полноценного государства, с хоть каким будущим, в котором должны будут жить исключительно езиды, вы должны немедленно пристрелить этого негодника!
Пулю в лоб и точка!
Вселюдно!
Запомните, сама такая мысль таит в себе вечные несчастья не только для народов, с которыми мы должны жить в мире и согласии, но и для нас самих себя. Мы не должны уподобляться некоторым глупым и безответственным представителям, пускай и братских нам народов, внушающим своему народу о возможности построения более приемлемого, исключительно своего, национального государства. И неважно, какие умыслы таят в себе эти внушения. Уверяю вас, это есть то самое глупое и даже преступное, что может прийти в голову мыслящего человека, проживающего в такой стране, как наша. В которой каждый из нас является полноценным  гражданином и равным во всем со всеми. Вы только представьте, это сколько же каждый из нас должен содержать баранов, чтобы их продажа обеспечивала не только наше житие-бытие, но и позволило построить заводы, фабрики, источники энергии и т.д. и пр.? Всё то необходимое, что будто должно обеспечить нам более лучшую жизнь. Разве, за годы нашего совместного проживания с братскими народами, нам было плохо? Разве, кто-то мешал нам оставаться езидами, соблюдать наши  традиции, культуру, говорить на нашем языке? И нет в том ничего худого, что существует язык, который может и должен быть общим, дабы мы могли общаться свободно с сотнями других народов, говорящих на своих языках каждый. И только  совершенно глупую, нет, преступную голову, может
посетить мысль о более важности своего национального языка над языком, на котором можно общаться в любом уголке нашей страны. Своего языка, который понятен лишь маленькой части  народа великого нашего государства. А что в том худого, что нам и нашим детям предоставлена такая возможность понимать и изъясняться на языке, на котором создана великая культура, великая цивилизация. Я не стану более загромождать ваш разум. Хотя, имею ещё не мало сказать о важности того мира, к которому нам суждено было примкнуть во вселенском противостоянии злу. Но на сегодня хватит и того, что я сказал!
Запомните во веки, мои слова, мои дорогие езиды!»
После этого вновь установилась гробовая тишина. Лишь слышен был треск сверчков и деревенский убаюкивающий шум листвы прекрасного южного августовского вечера. Уж не помню, как долго длилась эта обстановка, но слова старца возымели такое действие, что никто и слова не проронил. Так молча и разошлись. Вот такая сила бывает в слове!....
Собственно, на этом и закончился рассказ, точнее, воспоминание моего
доброго знакомого-езида. Человека, воистину благородного, который после развала той большой страны, вот уже как более 30 лет приобрел новую уверенность в праведности своего труда, обеспечивая им всё то необходимое для своих многочисленных родных и близких. Такая возможность ему была предоставлена в краях, далеких от тех мест, где он родился, получал жизненную мудрость в юности и молодости. Да, возможно, безвозвратно было потеряно то, что принято называть исторической Родиной. И в этом вряд ли кто-либо может видеть что-то положительное. Но, ничего не поделаешь. Такова уж участь праведников ; смириться. Чего только не сделаешь ради безопасности и благополучия своих детей, родных и близких, в тяжелую годину.
Да, случилось то, что глупым и безответственным представителям некогда братских народов удалось развалить великую страну, внушив своим наивным народам иллюзию о возможности построения своего отдельного, более успешного этнического государства.
Тогда и осознав всю бесперспективность, хоть какого-то светлого будущего на, так называемой, исторической Родине, мой мудрый езид, бросив совершенно обесцененное, но вечно бесценное  в памяти, хозяйство, перебрался в край, известный, как вотчина правопреемницы той самой большой страны. Да, ему здесь была предоставлена возможность вновь ощущать себя полноправным гражданином страны, где он может и далее давать прекрасное воспитание и образование своим детям и внукам.
Благо навыки по освоению языка были уже заложены еще в той прежней большой стране.
Здесь живет он, его семья, дети, внуки, родные и близкие. За 30 лет они стали и отныне будут уважаемыми, полноценными хозяевами, как созданного праведным трудом, не менее значимого хозяйства, так и полноценными гражданами великой необъятной страны, занимающей 1/7 часть планеты Земля....
            Вот такую поучительную историю поведал мне езид-праведник из глубинки великой страны, быть может сам того не осознавая, насколько ответственна хранимая им мудрость, ненавистница губительной безответственности некоторых, прозванных элитой...
Москва
24.03.2024
(Под впечатлением страшного теракта в концертном зале Крокус-Сити МО)


Рецензии