Волчонок

Написано очень давно...

Маленькая, затерянная в глухой сибирской тайге, деревушка. Название её не упомню. То ли Становище, то ли Стреновище. Да это и не важно. Ведь деревни этой даже на карте нет.
Вот уже семьдесят лет живёт там дед Захар. Далеко за пределами деревни его знают. Когда-то был первостатейным охотником. Никогда не возвращался с пустыми руками. Тайгу знает, как свои пять пальцев. Бывало, встанет ранним утром, когда все в деревне ещё спят, оденется потеплее (зимы-то в Сибири суровые), возьмёт ружьё, и до позднего вечера, а то и до следующего утра, его никто не видит. Охотился дед Захар на пушного зверя, но бывало, и тигровую шкуру приносил. Ну а как глаз стал плохо видеть, да ухо плохо слышать, перестал он на охоту-то ходить.
Когда-то у него была красавица жена, Пелагея Степановна. Добрейшей души была женщина! Что у кого недоброе приключится, тут же на помощь бежит. Все её за это любили и уважали. Подарила Пелагея Степановна деду Захару двух мальчишек: Фёдора и Егора. Росли сыновья как на дрожжах – не по дням, а по часам. Дед Захар нарадоваться на них не мог – такие смышлёные да хозяйственные с раннего детства были. Ну а Пелагея Степановна просто души в мальчиках не чаяла. И воды с колодца принесут, и дров на зиму наколют, а то и обед или ужин сготовят.
Как исполнилось Фёдору с Егором по восемь лет, стал дед Захар их с собой на охоту брать. Хоть и ворчала Пелагея Степановна:
-- Куда ж ты, ирод, младенцев в тайгу забираешь? Пусть хоть подрастут немного. Вдруг, какая беда приключится!
Но дед Захар был не примерим:
-- Самый возраст, чтоб к охоте привыкать. Меня-то отец вообще с пяти лет с собой начал брать, как видишь, до сих пор живой.
А Фёдору с Егором так охотиться понравилось, что вскоре они уже сами, без деда Захара, в тайгу стали уходить. И никогда с пустыми руками не возвращались.
--- Попомни моё слово, Пелагея! Выйдет толк из наших сыновей! Будет нам счастливая старость! – любил говорить дед Захар.
Его жена махала на это рукой и говорила:
-- Поживём – увидим….
Фёдор и Егор выросли, уехали в город, там завели семьи и подарили отцу с матерью внука Степана и внучку Евдокию. Дед Захар и Пелагея Степановна души во внуках не чаяли! Каждый год Степан и Евдокия гостили у них летом, вместе с родителями. А как пошли в школу, то стали проводить все каникулы.
-- Ты посмотри, мать, какой Стёпа смышлёный! Того и гляди, академиком станет! – восклицал дед Захар, гладя своей мозолистой рукой внука по голове.
-- Ты лучше посмотри, отец, какая Дуся хозяйственная! Десять лет отроду, а уже сама обед сварить может, а уж о том, какая она рукодельница, я и не говорю! – отвечала на это Пелагея Степановна.
Как были счастливы дед Захар с женой! Да вот беда пришла к ним в дом.
Как-то зимой пошла Пелагея Степановна бельё на Амур-батюшку стирать, да лёд непрочным оказался. Упала она в воду, и если бы не кузнец Игнат, то утопла бы. Заболела Пелагея Степановна тяжело и вскоре ушла в мир иной. Долго горевал дед Степан, его к себе сыновья жить приглашали.
-- Что тебе теперь одному век доживать. У нас тебе лучше будет, -- говорили они.
Но дед Захар отвечал им на это:
-- Спасибо конечно, но куда я от корней своих денусь? Здесь родился, отсюда и в путь последний пойду.
Шло время. Печаль-кручинушка понемногу утихла. Да и дети с внуками стали чаще приезжать, дабы не дать отцу совсем в «одинокого волка» превратиться….

Как-то приехал на зимние каникулы Степан. Евдокия простыла и осталась дома, в городе с родителями. Дед Захар решил внука с собой в тайгу взять. Ведь у него и глаз острый, и ухо чуткое.
-- Ну что, внучок, пойдёшь со мной в тайгу? – спросил дед Захар у Степана.
-- С превеликим удовольствием, дедушка! А то папа да дядя Егор мне столько всего нарассказывали, что мне самому очень захотелось, -- ответил ему внук.
-- Тогда надо сегодня всё приготовить, чтобы завтра, без всякой суеты, рано утром отправиться в путь. Но сначала поедим. Ведь на голодный желудок дело не спорится, -- сказал дед Захар, улыбаясь.
Когда они плотно поужинали, Степан спросил у деда:
-- Дедуль, а правду говорят, что в здешних лесах волчица своим молоком вскормила человеческого детёныша?
-- Вот погоди, всё приготовим, а там и расскажу тебе эту удивительную историю, -- ответил ему дед Захар.
-- Тогда давай побыстрее всё сделаем, -- предложил Степан.
-- Внучок, спешка нужна только во время ловли блох, чтобы покусать не успели. Если будем спешить, то обязательно что-нибудь забудем, -- сказал на это дед Захар.
-- Ты прав, дедуль, -- произнёс его внук, улыбаясь.
Сначала дед Захар достал лыжи, себе и Степану. Смазал их свиным салом, чтобы они лучше по снегу скользили. Затем достал два рюкзака, большой себе, поменьше внуку.
-- В твой положим припасы и котелок, чтобы тебе было не тяжело. А в мой -- патроны, спальные мешки и палатку, -- сказал дед Захар.
Вскоре всё было готово.
-- А теперь садись поудобнее и внимательно слушай, -- сказал дед Захар.
Степан сел на лавку рядом и приготовился слушать. Дед Захар ненадолго задумался и начал свой рассказ:

Было это или не было, сам не знаю. А историю мне эту ещё дед мой, Степан Силович рассказал.
Жил в нашей деревне Пётр Ротозейкин с женой Прасковьей да двумя детьми. Старшую дочь звали Ульяной, а младшего сыночка – Егорушкой. Пётр промышлял охотой, а Прасковья всё по хозяйству, да за сыном приглядывала. Дочка-то в невестах ходила. Прекраснее её не было во всей деревне. Даже с города свататься приезжали, только она всем отказывала.
-- Вот пока сердце мне не скажет, ни за что замужней не буду, -- говорила Ульяна.
-- Побойся Бога, девка! Смотри, сколько женихов сватается! Вот хотя бы Фома, чем не муж тебе? Семья богатая, да и сам не урод, -- говорила ей Прасковья.
-- Мама, разве в деньгах счастье? Да ты посмотри на него: на правый глаз косой, нос как крючок, да ещё и рыжий. А все рыжие – бесстыжие, -- отвечала на это Ульяна.
Прасковья махала рукой:
-- Ох, девка, останешься незамужней! А старые девы никому не нужны!---
Егорушке было всего четыре года, но смышлёный он был не по годам. Помогал матери по хозяйству, да отцу шкурки разбирать. Пётр не мог им нарадоваться.
-- Вот попомни моё слово, Прасковья, вырастет сыночек наш, да в люди выбьется! Будет у нас с тобой счастливая старость! – говорил он жене.
-- Пусть сначала вырастет, а там видно будет, -- отвечала на это Прасковья.
Вот так они и жили, не тужили, пока Егорушке не исполнилось пять лет. Собрался как-то Пётр в лес за грибами да ягодами.
-- Прасковья, я тут подумал, возьму-ка с собой Егорушку. Пусть к тайге привыкает, ведь не маленький уже. Хватит ему уже под юбкой твоей прятаться, -- сказал он жене.
-- Только смотри в оба! Тайга - не курятник, зверья дикого много. Да и заблудиться может, -- ответила ему Прасковья.
-- Не беспокойся, он постоянно рядом будет, -- успокоил её Пётр и, взяв две корзинки, ушёл вместе с сыном в лес.
-- А ты чего с ними не пошла? – спросила Прасковья у дочери.
-- Да ну, мама, я лучше тебе по дому помогу, -- ответила ей Ульяна.
-- То же дело! Я тут как раз пироги печь затеяла, -- сказала Прасковья….

-- Сынок, ты только далеко от меня не отходи. Тайга проглотить может, -- сказал Пётр, когда они с сыном дошли до леса.
-- Не бойся, папа, я не потеряюсь, -- ответил на это Егорушка.
Пётр дал сыну корзину поменьше и сказал:
-- Егорка, ты ягодки собирай, вон смотри, сколько их. А я пока грибочки нам на ужин соберу. Только смотри, делай, как меня мой дед учил: «Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится..(Валентин Катаев)», --
-- Хорошо папа, так и буду делать, -- ответил ему сын, улыбаясь.
Грибов было видимо-невидимо! Пётр только успевал наклоняться, срезая ножки у самой земли, и класть в корзину. Вскоре она была уже полная.
-- Егорка, а как у тебя дела? – спросил он сына.
Но ему никто не ответил. Пётр обернулся – нигде Егорушки не было видно.
«Ой, беда-то! Сыночек мой потерялся! Надо пойти обратно так, как шёл. Может быть, сморило Егорку, и он заснул на пенёчке. Солнце-то вон как жарит» -- подумал он и пошёл обратно.

Пётр шёл по тропинке, не переставая звать сына:
-- Егорка! Ау-у-у-у-у! ---
Но сын не откликался. Дойдя до опушки леса, Пётр поставил корзину на пенёк и решил пройтись, сначала направо, потом налево.
-- Егорка! Ау-у-у-у-у! – доносился его зов.
Стемнело.
«Нужно возвращаться в деревню за помощью. Что я Прасковье-то скажу?! Недоглядел ведь за сыночком-то!» -- подумал Пётр и, взяв корзину, пошёл в деревню….

А Прасковья целый день себе места не находила. Что-то тревожило её сердце, а что, она никак понять не могла. Всё валилось у неё из рук.
-- Мамуля, что с тобой? – спросила Прасковью Ульяна.
-- Не знаю, доченька, только не спокойно у меня на душе, -- ответила ей та.
Когда вернулся Пётр без Егорушки, она упала на лавку и зарыдала.
-- Папа, а где мой братик? – спросила Петра его дочка.
-- Беда, Ульянка! Я только на минутку отвернулся, глядь, а Егорки уж и след простыл! – ответил Пётр, пряча глаза.
-- Чувствовала я, не надо было тебе Егорушку брать! --- причитала Прасковья.
Пётр молчал, опустив голову.
-- Чего стоишь, ирод! Иди людей созывай! Пока ночь не настала! – закричала вдруг Прасковья.
Пётра тут же словно ветром сдуло.
-- Бедный мой Егорушка! Сгинул! Горе мне! – не переставала причитать Прасковья.
-- Мамочка, не переживай. Сейчас папа людей позовёт, и всем миром найдут Егорку, -- успокаивала её Ульяна.
А Пётр, выбежав из дома, устремился тут же к железной рельсе, и стал со всей мочи колотить по ней. Вскоре собрались обеспокоенные люди.
-- Что случилось, Пётр? – спросил у отца Егорки кузнец.
И тот всё рассказал.
-- Вот что, сейчас я пойду за своими собаками, а ты Пётр вместе с остальными жди меня, -- сказал кузнец и ушёл.
-- Как же ты так, касатик, родного сына умудрился потерять? – воскликнула кума Петра Евдокия.
-- Сам не знаю, -- тихо ответил тот.
Вскоре пришёл кузнец с лайками.
-- Ну, что замерли-то?! Пойдёмте искать, пока не стемнело, -- сказал он и все пошли к лесу…..

Тем временем, Егорка, поняв, что заблудился, сел на пенёк и заплакал. Мимо пробегал Заяц, но увидев плачущего мальчика, остановился и спросил:
-- Ты чего плачешь? ---

А надо сказать, Стёпа, что Егорка понимал язык зверей и птиц. Может это он со страху, или от того, что лес волшебный – мне неведомо…

-- Мы с папой в лес за грибами и ягодами пошли, дяденька Заяц. Он вперёд пошёл, а я и не заметил, вот и потерялся, -- сквозь слёзы отвечал Егорка.
-- Не плачь, маленький. Сейчас я тебе покушать принесу, голодный, небось, -- сказал Заяц и поскакал к своему дому.
А Егорка ещё громче заплакал. Мимо шёл Медведь и, увидев плачущего мальчика, остановился.
-- Ты чего плачешь, маленький? – спросил он.
Егорка всё ему рассказал.
-- Ты посиди здесь, а я тебе малины с мёдом принесу, -- сказал Медведь и ушёл.
А Егорка успокоился и стал ждать. Вскоре прибежал Заяц и принёс капусты и морковки.
-- Кушай, мальчик, это полезно, -- сказал он.
Тут и Медведь подоспел.
-- Покушай малины с медком, здоровее будешь, -- сказа он, улыбнувшись.
Егорка скушал всё с удовольствием.
-- А кто меня домой проводит? – спросил мальчик.
-- Путь в деревню только Ворон вещий, да Лиса с Волком знают. Погоди, сейчас я Ворона кликну, -- ответил ему Медведь и стал громко звать:
-- Эй, Ворон, отзовись! ---
Вскоре послышался шум крыльев.
-- Чего надобно, Михайло Потапович? – спросил Ворон у Медведя.
-- Понимаешь, какое дело. Надо бы мальчика в деревню отвести, -- ответил тот.
-- Дело это не хитрое. Пойдём, мальчик, я тебя живо домой отведу, -- сказал Ворон и взлетел в небо.
-- Иди за ним, не бойся, -- сказал Медведь.
-- Спасибо Вам большое! – поблагодарил Егорка и побежал за Вороном.
-- Добрый мальчик, -- сказал Заяц.
-- И воспитанный, -- произнёс Медведь.
Ворон летел над лесом, указывая Егорке путь и предупреждая о ямах и болотцах.
-- Не отставай, мальчик! Ещё немного осталось, -- кричал он ему.
Егорка очень устал, всё его тело было исцарапано ветками. Но не переставал бежать. Вдруг Ворон исчез.
-- Дяденька Ворон! – стал звать его Егорка, но тот не отзывался.
Мальчик сел на траву и снова заплакал. Мимо, выслеживая Зайца, бежала Лиса. Увидев мальчика, она остановилась.
--- Ты почему плачешь, мальчик? – спросила она и оглянулась по сторонам.
-- Я потерялся, тётенька Лиса, --
«Какой славный мальчик! Если я ему помогу, то его родители мне курочек, да петушков дадут!» -- подумала плутовка, а вслух сказала:
-- Бедненький! Пошли ко мне, а утром я тебя домой отведу,--
Егорка очень устал и хотел спать. Но оставаться одному в лесу ему не хотелось, и он пошёл за Лисой…..

Тем временем, Пётр вместе с кузнецом и деревенскими искали его. Наступила ночь, но Егорки так и не нашли.
-- Пойдём домой. Утро вечера мудренее, -- сказал кузнец и все пошли в деревню.
Пётр боялся идти домой и попросился на ночлег к куме.
-- Ладно уж, переночуй у меня, -- разрешила ему она….
На следующее утро Пётр пошёл с повинной головой домой.
-- Ну, что скажешь, горе луковое? – спросила его Прасковья.
Пётр, опустив голову, ничего не ответил.
-- Мама, а давай я тоже пойду на поиски Егорки. Чай лес хорошо знаю, -- предложила Ульяна.
-- А вдруг и ты потеряешься? Я этого не переживу! – ответила на это её мама.
-- Да не переживай ты, я сына кузнеца с собой возьму, -- не унималась Ульяна.
Если по-честному, то она просто устала сидеть дома. Шесть раз вчера заходил за ней Федот, сын кузнеца. Да не могла она маму одну оставить.
-- Вот что, Пётр, оставайся-ка дома, а я с дочкой сама пойду искать Егорку. От тебя ведь толку-то мало, -- сказала Прасковья, собираясь в путь.
"Вот незадача-то! Опять не смогу наедине с Федотом побыть! Да что поделаешь, с матерью же не поспоришь,"- подумала Ульяна, а вслух сказала:
-- Мамуля, так ведь мы с Федотом помоложе вас с отцом-то будем и быстрее Егорку-то отыщем,
-- Я сказала, что вместе пойдём, и разговор на этом окончен! – ответила на это её мама.
Пётру ничего не оставалось делать, как остаться дома.
«Сам виноват! Надо было за Егоркой во все глаза глядеть! Ан нет, за грибами побежал, дурень! Вот теперь дома посиди, может быть поумнеешь», - подумал он, а вслух сказал:
-- Взяли бы с собой Федота-то, втроём как-то веселее, да и безопаснее будет, --
-- И ты туда же! Ладно, так и быть. Беги дочка за женихом своим, -- ответила на это Прасковья.
-- И никакой он мне не жених, мама, -- сказала Ульяна, краснея.
-- Ты вот что, пока нас нет, истопи печку, воды принеси, да поесть приготовь. Чай он голодным будет, -- сказала Прасковья.
Тут подошла Ульяна с Федотом.
-- Ну, мы пошли, -- сказала Прасковья, и они вышли на улицу.
"Только бы они нашли Егорку!" - подумал Пётр и пошёл за водой к колодцу…

А Егорка в это время спокойно спал в доме у Лисы.
«Пусть поспит ещё немного, потом я его накормлю, да в деревню пойдём. Интересно, сколько курочек и петушков дадут его родители? Вот бы дали побольше!» - подумала Лиса.
Вдруг кто-то постучал в дверь.
-- Кто там? – спросила она.
-- Открывай, это я, Волчица, -- послышалось с улицы.
«Вот беда-то! Может не открывать? Ведь делиться добычей-то придётся!» - подумала плутовка, а вслух сказала:
-- Ой, что-то неможется мне с утра – лапы ломит. Наверное, надорвалась, --
-- Открывай, кума, не бойся. Сорока уже по всему лесу разнесла весть о том, что у тебя мальчик с деревни, -- сказала Волчица.
Делать нечего и Лиса впустила незваную гостью в дом. Волчица сразу же подошла к Егорке.
-- Слушай, кума, а давай сами его вырастим. Будет нам потом защитником от злых людей,-- предложила она, скаля зубы в улыбке.
«А что, дело говорит кума! Вот только воспитывать его буду я!» - подумала Лиса, а вслух сказала:
-- Какая ты умная, Волчица! Я бы никогда до такого не додумалась! Пусть он у меня живёт, здесь ему будет просторнее, --
-- Э, Лиса, хитришь! Жить он со мной будет! У меня как раз детишки малые, вот вместе с ними и будет уму-разуму учиться. А от тебя он убежать может, -- сказала на это Волчица.
«Ничего, кума, ты сильнее меня, но я-то намного хитрее!» - подумала Лиса, а вслух ответила:
-- Хорошо, я согласна. Но ты будешь его ко мне отпускать на выходные. У меня ведь есть чему его поучить, --
Егорка проснулся и, увидев оскаленную пасть Волчицы, очень перепугался.
-- Не бойся, малыш, я не причиню тебе зла. Теперь ты мой «волчонок» и я буду о тебе заботиться, пока ты не станешь взрослым «волком», -- сказала та и оскалилась в улыбке.
-- Тётя Лиса! Но Вы же обещали меня утром домой проводить! Вы обманщица! – крикнул Егорка и попытался выбежать из дома плутовки.
Но Волчица его мигом схватила.
-- Ну, и куда ты побежал, сыночек? Разве от мамы дети бегают? – спросила она, скаля зубы.
-- Вы не моя мама! – воскликнул Егорка и заплакал.
-- Вот что Лиса, посиди с «волчонком», а я за Волком сбегаю. Чую, что одной мне не справиться, будет с ним. Да смотри в оба! – сказала Волчица и убежала.
-- Тётенька Лиса! Отпустите меня, пожалуйста! – стал просить Егорка.
«Жалко его! Может и впрямь отпустить? Подумаешь, без кур да петушков останусь! Зато на душе спокойнее будет!» - подумала плутовка, а вслух сказала:
-- Вот что мы сделаем. Я сейчас позову Сороку, и она тебя проводит до дома. Только ты беги быстрее, что есть мочи, --
-- Спасибо Вам, тётенька Лиса! – поблагодарил её Егорка….
Тем временем, в дом к Петру пришёл кузнец.
-- Что, брат, досталось тебе от Прасковьи?! Ну, ничего, хорошая она женщина! Ты тут не горюй, а я с людьми пошёл в лес, сына твоего искать, -- сказал он.
-- Обидно! Я же виноват, а Егорку жена с дочерью и Федотом пошли искать. Да ты с деревенскими им в помощь, -- ответил ему тот.
-- Такая уж у тебя судьба, -- сказал кузнец и вышел из дома.
«Не буду сидеть, сложа руки! Пусть потом Прасковья ругается, а я сам пойду Егорку искать!» -- решил Пётр и пошёл следом за кузнецом…

Тем временем, Лиса нашла Сороку и попросила её:
-- Будь добра, отведи поскорее мальчика в деревню, пока Волчица не вернулась, --
-- Так уж и быть, отведу! – ответила ей та.
Вскоре, Егорка уже бежал за Сорокой.
-- Не отставай, мальчик! Да под ноги смотри хорошенько. Не ровён час, в яму какую упадёшь, -- сказала она Егорке.
Мальчик мчался так, что только пятки сверкали….

А Волчица в то самое время вернулась с Волком к Лисе. А та их встретила с перевязанной головой.
-- Что случилось? Где мой «волчонок»? – спросила Волчица её.
Лиса тяжело вздохнула и ответила:
--- Только ты ушла, как мальчик схватил палку и по голове меня со всей силы ударил. Я упала, а он выскочил за дверь и побежал домой, --
-- Вот бедная-то! Ну, ничего, вдвоём с Волком мы его мигом догоним, -- сказала Волчица и побежала за мальчиком.
«Фу, поверила! Только бы он бежал побыстрее!» - подумала Лиса…

А Егорка всё бежал и бежал, что есть мочи. Очень уж ему не хотелось быть «волчонком»! А Сорока летела над ним и тараторила:
-- Быстрее! Ещё быстрее! Волчица, может быть, уже за тобой гонится! –
«Мамочка! Я больше никогда в лес не пойду! Только бы до дома успеть добежать!» - думал бедный Егорка….

А Волчица была уже недалеко.
-- Вот здесь он остановился… Вот здесь упал… А вот его носовой платок... Ничего, далеко он от нас не уйдёт! – говорила она Волку.
-- Ну, зачем он нам сдался-то! У нас своих волчат пятеро! – ворчал её муж.
-- Ничего-то ты, Серый, не понимаешь! Вот воспитаем из него настоящего «волка», и будет он нам защитником от охотников! – отвечала на бегу ему Волчица.
Волк замолчал и подумал:
«Дело она говорит, конечно. Но ведь его и кормить надо! Ой, чую я, добром это всё не кончится!»

Тем временем, Прасковья, Ульяна и Федот уже вовсю искали Егорку.
-- Егорка! Ау-у-у-у-у! – кричали они.
Но в ответ лишь раздавалось карканье недовольных Ворон.
-- Ау-у-у-у-у! Ау-у-у-у-у!—эхом раздавались крики.
-- Ишь, раскричались! И чего они волнуются-то – мальчик давно домой уже бежит! – раскаркался Ворон, сидящий на высокой сосне.
-- Люди! Они по-другому не умеют! – вторил ему другой Ворон.
-- Ау-у-у-у-у! Егорушка! Ау-у-у-у! – вновь и вновь кричали Прасковья, Ульяна и Федот….

А Егорка всё бежал. У него устали ноги, порвалась рубашка. Ему так хотелось упасть на землю и лежать. Но он продолжал бежать….

-- Я вижу его! Ещё чуть-чуть и он в наших лапах! – воскликнула Волчица, заметив мальчика.
-- Берегись! Волки! – затараторила Сорока.
Егорка вдруг поскользнулся и упал на землю. В тот же миг к нему подбежала Волчица.
-- Ну, чего же ты, «волчонок», от мамы-то убегаешь? – спросила она, скаля зубы.
-- Не трогайте меня! Вы не моя мама! – воскликнул Егорка.
-- Ничего, поживёшь с нами, будешь меня «мамой» называть, -- тихо сказала Волчица.
-- Беда! Беда! Волки мальчика поймали! – затараторила Сорока и полетела разносить эту весть по всему лесу.
-- Вот что, Серый, бери «волчонка» зубами за руку с одной стороны, а я возьму с другой. Да держи крепче! – сказала Волчица.
Волк послушно взял мальчика за рукав рубашки….
Наступил вечер. На небо вышла полная Луна, осветив всё вокруг тусклым светом. Прасковья совсем отчаялась найти Егорушку. Ульяна пыталась успокоить маму, но всё без толку.
-- Сгинул сыночек мой ненаглядный! Горе-то какое! Больше не видеть ему солнца красного и не дышать свежим воздухом! Не нянчить мне его детушек! – причитала Прасковья, сидя на пенёчке.
Тут подошёл кузнец с деревенскими.
-- Отец, как у вас успехи? – спросил его Федот.
--- Всё обыскали, под каждый кустик заглядывали. Вот, что нашли мои собаки, -- ответил тот, протягивая Прасковье носовой платок Егорки.
Та выхватила находку из его рук и залилась горючими слезами.
-- Нет больше мальчика! Вот всё, что от него осталось! Люди, да что ж такое делается-то! Посреди бела дня дети пропадают! Горе мне, горе! – причитала она.
-- Ульяна и Федот, возьмите горемычную под руки. Пора нам в деревню возвращаться, -- сказал кузнец, пряча от Прасковьи глаза.
-- Я здесь останусь! Пусть меня звери лесные съедят, так быстрее к моему Егорушке попаду, -- стала кричать, вырываясь, несчастная женщина.
Насилу, троим здоровым мужикам, удалось поднять её и унести на руках в деревню….

А Пётр, увидев Прасковью, затаился.
«Пусть её уведут! Одному мне будет сподручнее Егорку-то искать!» -- подумал он….

Тем временем, волки привели мальчика в своё логово.
-- Вот здесь теперь будет твой дом, «волчонок», -- сказала Волчица.
Егорка огляделся вокруг. Нора, как нора, только очень большая.
«Как хорошо было у Лисы в доме! А здесь же всем нам тесно будет!» - подумал мальчик.
Волчица сказала, как будто бы прочитала его мысли:
-- Ничего! В тесноте, да не в обиде! Только тебе теперь придётся всё время на четвереньках, как мы, передвигаться. Ты быстро привыкнешь.
Тут к Егорке прибежали волчата и стали его облизывать.
-- Вот, дети, это ваш братик, теперь он будет жить вместе с нами, -- сказала им Волчица, подталкивая Егорку к ним носом.
-- Мама, а почему от него пахнет человеком? – вдруг спросила самая её старшая дочка.
-- Ничего, вот поживёт с нами годик, будет пахнуть, как и все мы, -- ответила ей Волчица, оскалясь в улыбке.
-- Ты посмотри-ка какой он весь исцарапанный, -- вдруг сказал Волк.
-- Ой, ты прав. Надо бы ему все раны залечить. Дети, я пойду схожу за подорожником да ромашкой лекарственной. А вы пока что мха наберите, -- произнесла Волчица и выскочила из логова.
-- Где ж это тебя так угораздило-то, -- спросил Егорку Волк.
-- Это я поцарапался, когда от вас бежал за Сорокой, -- ответил ему мальчик.
-- Больно небось? Ты потерпи, сейчас мы тебе мхом всю плохую кровь вытянем, подорожником раны залечим, а ромашкой силы вернём, -- сказал Волк. и стал облизывать Егорку.
Вскоре подоспели волчата, а там и Волчица прибежала.
Смочили мох и приложил его к царапинам, перевязав сверху осокой.
-- Вот, полежи чуток, пусть вся гадость впитается, -- сказала Волчица.
- А мне уже совсем и не больно. Только очень кушать хочется, -- произнёс Егорка.
-- Я сейчас мигом, -- сказал Волк и побежал на охоту.
Когда он вернулся, Егорка уже мирно спал, а на его царапинах лежал подорожник.
-- Ну ничего как проснётся, так и покушает, -- сказала Волчица, оскалясь в улыбке...

Тем временем, Пётр дошёл до дома Лисы.
«Интересно, если бы я понимал язык зверей и птиц, то рассказала бы мне плутовка про Егорушку?» - подумал он.
Вдруг над его головой кто-то сказал:
-- Видел я твоего сына. Волки его увели к себе в логово.
Пётр поднял голову и увидел большого чёрного Ворона.
-- Вот хорошо, что ты разговаривать умеешь! Покажешь мне, где логово их? – спросил он его.
Ворон пристально посмотрел на Петра и ответил:
-- Одному тебе с ними не справиться! Вот посиди на пеньке, а я за Михайло Потаповичем слетаю.
-- Спасибо тебе, -- поблагодарил его тот.
«А что, если он обманет меня? Может быть, Ворон заодно с волками? Нет, меня на мякине не проведёшь! Пусть только улетит, а я уж сам найду логово!» -- подумал Пётр и когда тот улетел, тут же бросился на поиски….

Когда Прасковью привели домой, она села на скамью и снова зарыдала. Ульяна села рядом с ней и стала гладить маму по голове, утешая:
-- Найдётся наш Егорка, вот увидишь. Ты спать сейчас ложись. Утро-то вечера мудренее.
Вдруг Прасковья вскочила.
-- А где отец-то твой? – спросила она у дочери.
Ульяна только сейчас заметила, что Петра нет дома.
-- Неужто, сам пошёл Егорушку искать, бедовый? Ой, горе мне горе! В одночасье и мужа, и сыночка лишилась! – вновь заголосила Прасковья.
-- Ну, я это, домой пойду, что ли, -- сказал Федот.
-- А может, у нас переночуешь? Вдруг мама ринется Егорку искать? Мне одной не совладать будет с ней, -- попросила Ульяна его.
-- Останься, сынок, мало ли чего, -- сказал кузнец.
-- Ладно, останусь, -- ответил Федот.
-- Ну, тогда я домой, -- сказал кузнец и ушёл.
-- Есть-то, хочешь? – спросила Федота Ульяна.
-- Можно, -- ответил ей тот….

Когда Ворон вернулся вместе с Михайло Потаповичем, то Петра уже и след простыл.
-- Ну что он за человек! Взял и сам пошёл к волкам! Ведь один-то не справится! – воскликнул Ворон.
-- Так пойдём-ка к волкам, -- предложил Медведь….

Тем временем, Волчица снова облизала шершавым языком Егорку, и наложила на царапины свежий подорожник.
-- Посмотри на него, какой он красивый, -- сказала Волчица.
-- Ты права, милая, -- подтвердил Волк.
А Егорке снилась мама. Будто бы она идёт по лесу, да грибы с ягодами собирает. Он зовёт её:
-- Мама! Мама! Я здесь!---
А она его не слышит...
-- Мама, это же я, Егорка! --- чуть ли не кричит он, но мама смотрит сквозь него...
Мальчик закричал во сне, разбудив волчат.
-- Ну-ну, маленький, это всего лишь страшный сон, -- сказала Волчица, облизав его своим шершавым языком…

А Пётр, чем дальше уходил в лес, тем больше удалялся от волчьего логова. В лесу стало совсем темно. Вокруг росли только ели, которые своими могучими лапами заграждали лунный свет.
"Ну, вот и я заблудился!" - подумал Пётр.
Вдруг, к его неописуемому удивлению, перед ним появился каменный дом. Таких домов в деревне отродясь не было! Пётр подошёл к дверям и постучался.
-- Кто там по ночам шатается, спать не даёт? – спросил его кто-то.
-- Пустите переночевать, пожалуйста, -- попросил Пётр.
Когда дверь открылась, то он увидел сгорбленную старушку.
-- Ну, чего стоишь-то, проходи, -- сказала она, закрывая за ним дверь.
Пётр огляделся по сторонам.
«Чудо, чудное, а не дом! Хоромы царские! Интересно, кто здесь живёт? Вряд ли эта старушка», -- подумал он.
Удивляться и впрямь было чему. Посреди зала, куда он попал, стоял каменный волк, причём на задних лапах, с оскаленной пастью. Вместо русской печки в углу находился большой камин, в котором потрескивали дрова. На всех стенах висели головы животных, а на полу были разбросаны их шкуры.
-- Ну, рассказывай, мил человек, кто таков, да что ищешь? – спросила старушка, помешивая кочергой угли в камине.
-- Зовут меня Петром, и я ищу логово волков. Они моего маленького сынишку утащили к себе, -- рассказал отец Егорки.
-- Да, не повезло твоему сынишке! Здешние волки очень кровожадные! Ну, ничего, утром я тебя отведу к ним. Ты голоден? -- сказала старушка.
-- Как волк, -- ответил Пётр и улыбнулся.
-- Садись за стол, и я накормлю тебя, чем Бог послал, -- предложила ему старушка.
Вскоре на столе лежало столько еды, сколько Пётр никогда в жизни не видывал!
«Видать хозяин здешний несметно богат, раз такими разносолами подчуют! Вот бы его увидеть!» -- думал он, уплетая за обе щеки.
Вдруг раздался страшный топот у дверей.
-- Ой ты господи, принесла же его неладная! – воскликнула старушка, побледнев.
-- Кто это там? – спросил Пётр.
-- Полезай-ка ты, мил человек, в подпол. Да сиди тихо, как мышь. Не ровен час, учует тебя хозяин дома – тогда пожалеешь, что на свет родился, -- чуть ли не шёпотом ответила старушка.
-- Да кто он такой-то? – спросил Пётр.
Но старушка ничего не ответила, а только подтолкнула его к погребу. Только успела она за ним крышку закрыть, как тут же в дом вошёл….громадный Серый Волк, тот в точь, как тот, что стоит посредине зала.
-- Что это, матушка, здесь человечьим духом-то пахнет? – воскликнул он, принюхиваясь.
-- Да ты, сынок, просто по миру-то набегался, вот и кажется тебе, -- спокойно ответила ему старушка.
-- Ты права, матушка, где я только не был! Представляешь, у семьи волков, что живут около поваленной берёзы, человеческий ребёнок объявился! Сам видел его! – громко произнёс пришелец.
Пётр не выдержал и спросил:
-- А они его не съедят? ---
-- Кого это ты в погребе прячешь, матушка? – грозно спросил хозяин дома.
«Вот дурень-то! Ведь сказала же ему, чтоб сидел как мышь! Сам виноват!» -- подумала старушка, а вслух ответила:
-- Так это я тебе сюрприз хотела сделать, сыночек! Ко мне мужик деревенский на постой попросился, так я его накормила, да в погребе и заперла, --
-- Ну и хитрющая ты у меня, матушка! – воскликнул хозяин дома и открыл крышку погреба.
-- Выходи, чего уж теперь-то прятаться! – приказал он.
Делать было нечего, и Пётр вылез из погреба.
-- Кто таков и чего тебе надобно в моём лесу? – спросил его хозяин дома, на глазах превращаясь в … добра-молодца.
"Волкодлак!" -- подумал про себя Пётр и ответил:
-- Я простой мужик из деревни, что недалеко от леса. Хочу сына своего, Егорку, у волков забрать.
-- Вот что, мил человек, коли ответишь на три мои загадки – цел останешься, да и сыночка твоего помогу освободить. А коли не ответишь хотя бы на одну загадку – не обессудь…., -- произнёс оборотень и улыбнулся.
«Семи смертям не бывать, одной не миновать!» - подумал Пётр.
-- Матушка! Только, чур, не подсказывать! – воскликнул оборотень и продолжил, -- итак, ты готов?
Пётр кивнул.
-- На воре горит она, а зимой спасает уши, летом вовсе не нужна… -- задал первую загадку хозяин дома.
-- Это шапка, -- не задумываясь, ответил Пётр, -- только и летом её носят, картузом зовётся.
--- Правильно! Вторая загадка. Она везде, она повсюду, и камень точит, словно бобр, коль жажда сильная замучит, то час спасёт от верной смерти, -- сказал оборотень.
--- Это вода, -- ответил Пётр.
-- Молодец! Третья загадка будет посложнее, хорошенько подумай! Кто раз в столетье на горе свистит, когда в четверг дожди с небес польют, что после семи пятниц на неделе, а в остальное время в иле спит, всё пятясь ежедневно задом, -- произнёс хозяин дома.
«Кто же это? Думай, Пётр, думай! На кону не только твоя жизнь! Так, кто на горе свистит? Соловей-разбойник! Нет, он же в иле не живёт! Так, пятится назад… Кто же это?» -- рассуждал Пётр.
-- У тебя осталось две минуты! Поторопись! – воскликнул оборотень.
Старушка была бледной, как Смерть.
«Ну, касатик, это же рак! Ответь, прошу тебя!» -- думала она.
Наконец, улыбнувшись, Пётр ответил:
-- Это рак!
-- Вот молодец! Никто ещё не отвечал на все загадки! -- воскликнул хозяин дома, -- ну-ка матушка, накрывай на стол! Пировать будем с умным человеком! А завтра утром пойдём его сына вызволять!
Старушка, поохав, накрыла на стол.
-- Ешь, гость дорогой, да о себе рассказывай, - сказал оборотень Петру.
-- Ну что я могу этакого рассказать?.. Живу в деревне с женой Прасковьей, дочерью Ульяной и сыном Егоркой. На жизнь не жалуюсь, всего своим трудом добиваюсь. Вот только вчера сыночка в лесу потерял. Если что с ним случится – век себе не прощу! – ответил Пётр.
-- Слушай, а твоя Прасковья случайно не Маланьи и Якова дочка? – вдруг спросил хозяин дома.
Пётр очень удивился такому вопросу.
-- Да, она их дочь. А откуда Вам это известно? – спросил он.
-- Так я же дед Прасковьи, Егор! – воскликнул оборотень.
Пётр пристально на него посмотрел.
«А ведь похожа Прасковья-то моя на него! Как я сразу-то не заметил! Те же рыжие волосы, тот же нос с горбинкой. Ну и дела!» - подумал он, а вслух сказал:
-- Так ведь говорили, что Вы в лесу сгинули!

Оборотень с прищуром на Петра посмотрел и произнёс:
-- Так оно и было. Пошёл я на охоту тогда, да на мою беду погода испортилась. Подул сильный ветер и полил проливной дождь. Я весь до нитки промок! А потом вдруг так темно вокруг стало, аж кровь застыла в жилах.
«Ну, - думаю, - конец тебе Егор пришёл! Отжил ты своё на свете белом!»
Сел на пенёк и приготовился к худшему. Вдруг слышу, кто-то рядом рычит.
«Медведь или волк! Вот и дождался!» - подумал я тогда.
-- Мужик, ты чего это под дождём мокнешь? Айда ко мне, обсохнешь, да поешь. Проголодался, небось, - послышался голос.
-- Кто здесь? – спросил я.
--Ой, извини, совсем забыл представиться. Я Евлампий, егерь тутошний, - снова раздалось рядом.
Я всмотрелся в темноту и увидел седого старика, одетого в волчью шкуру. Много чего про Евлампия говорили люди. Мол, триста лет ему и умеет принимать облик любого зверя или птицы. В лесу при Евлампии царит мир и покой. Сильный не обижает слабого, да и охотники ведут себя по-человечески, опасаясь его гнева.
--Ну, что застыл, как в землю вкопанный. Пошли, а то вовсе окоченеешь, - сказал мне егерь и я пошёл за ним.
Евлампий привёл меня в этот дом. Никто никогда из простых смертных до меня в нём не был. Многие пытались найти его, да видно сила какая-то волшебная дом невидимым делает. И только тем, кто в беду попал, он показывается.
Евлампий дал мне переодеться в сухую одежду и накормил.
- Ну, мил человек, а теперь спать ложись. А утром и до дому пойдёшь, - сказал мне егерь.
Сколько я спал – не ведаю. Но когда проснулся, то уже вовсю светило солнце, а егеря уже не было. Я поел и решил дождаться доброго хозяина, ведь уходить, не попрощавшись, негоже. Вскоре пришёл егерь.
-- Извини, что заставил тебя ждать, дела лесные задержали, - извинился он.
Пока его не было, я приготовил покушать. Мы с ним перекусили.
-- Спасибо тебе за всё, Евлампий. Пора мне домой идти, - поблагодарил я егеря и хотел было уйти.
--- Мил человек, уж прости ты меня окаянного, но тебе уж никогда не удастся покинуть этот лес. Я стар и хочу на покой. Вот и заманил тебя хитростью, чтобы ты стал мне сменой, – произнёс он.
Я очень разозлился.
-- Да кто тебе дал такое право! У меня жена с детьми в деревне осталась! Кто теперь им помогать будет?! – закричал я.
-- Об этом не беспокойся! Каждое полнолуние ты сможешь навещать семью. Я наделил тебя своей силой, пока ты спал. А теперь прощай, пора мне на покой, ты теперь егерь, - сказал мне Евлампий и, обернувшись волком, скрылся в лесу.
Больше я его никогда не видел… Сколько раз пытался покинуть лес, чтобы прийти домой – всё без толку. Только в полнолуние мог навещать семью. Вскоре моя жена покинула бренный мир, дети выросли и разлетелись по Руси, а моя матушка решила переехать жить в мой дом. С тех пор мы живём с ней вместе и я, вот уже сто лет, служу здешним егерем….

-- Да, вот так история. Я очень рад, что повстречал Вас, - сказал Пётр, выслушав рассказ оборотня.
-- А теперь ложись спать. Утро вечера всегда мудренее. Проснёшься и мы пойдём Егорку вызволять, - произнёс дед Егор.
Вскоре они уже спали….

Тем временем, Михайло Потапович и Ворон были уже недалеко от логова волков.
-- Ты вот что, лети к егерю нашему да скажи, пусть сюда идёт. А я покамест здесь покараулю, - сказал Медведь.
Ворон тут же полетел в дом оборотня…

Не спалось Прасковье всю ночь. Во сне она видела плачущего Егорушку, окружённого волками.
«Бедный мой сыночек! Кровиночка моя! Ну, куда ты запропастился?» - подумала Прасковья, проснувшись.
Как только прокукарекали петухи, она тихо, чтоб не разбудить Ульяну и Федота, оделась и вышла из дома.
«Я иду к тебе, Егорушка! Потерпи маленько!» - думала Прасковья, идя быстрым шагом в лес….

Тем временем, Егора и Петра разбудило громкое карканье. Оборотень открыл окно, и в дом влетел запыхавшийся Ворон.
-- Михайло Потапович велел передать, что сидит в дозоре у волчьего логова, - сказал он.
-- Пётр, вставай, сейчас наскоро перекусим и вызволять Егорку пойдём, - сказал Егор.
Матушка Егора уже давно приготовила завтрак.
-- Пошли, Пётр, пора, - сказал оборотень, когда они позавтракали….

Тем временем, Ульяна и Федот проснулись и очень обеспокоились, не увидев Прасковьи.
-- Чует моё сердце, что пошла мама Егорушку искать! – воскликнула девушка.
-- Я пойду отца позову, - сказал Федот и вышел из дому.
Вскоре он вернулся с кузнецом.
-- Вот что, пойдём-ка мы с сыном в лес, а ты, Ульяна, дома оставайся, вдруг мама вернётся, - сказал кузнец и вместе с Федотом вышел из дому…

А Егор с Петром тем временем уже подошли к волчьему логову. Там их поджидал Михайло Потапович.
-- Наконец-то. А я уж было беспокоиться начал, - сказал он полушёпотом.
-- Сделаем вот что. Ты Пётр затаись вот в этих кустах малины, а я с Михайло Потаповичем пойду в волчье логово. Как только волки выскочат, ты тут же направляйся за Егоркой, - произнёс Егор и обернулся огромным волком.
Пётр сделал так, как велел ему оборотень. А егерь с Медведем подошли к волчьему логову и встали по обе стороны от выхода из него, чтобы не дать волкам убежать.
-- Эй, волки, выходите, разговор к вам серьёзный есть! – зарычал Михайло Потапович.
Тут же выскочила Волчица.
-- Чего надобно, Михайло Потапович? – спросила она.
-- Слышал я, что ты мальчика у себя в логове насильно удерживаешь. Негоже так поступать. Отпусти его, будь добра, - ответил ей Медведь.
-- Нет у меня никакого мальчика, Михайло Потапович, кто-то обманул тебя, - сказала Волчица.
-- Ой, не лги мне, милая, а лучше отдай его по добру, по здорову, - произнёс Медведь.
-- Можешь сам проверить, коли не веришь, спокойно сказала Волчица.
-- Я проверю, - прорычал оборотень и стрелой бросился в логово.
Но там никого, кроме волчат, не было.
-- Она не обманула – нет там мальчика, - сказал Егор, выбравшись наружу.
-- Быть такого не может! Говори, куда спрятала? А где Волк?! – воскликнул Медведь.
-- Волк на охоту ушёл. А мальчик рано утром сам пошёл домой, - спокойно ответила Волчица и оскалилась в улыбке.
-- Тут дело нечистое, чую всем сердцем, - сказал оборотень, - Пётр, вылезай.
Опечаленный отец Егорки подошёл к нему.
-- Не печалься, мы найдём твоего сына! – воскликнул Егор.
Вдруг зашевелились кусты, и к ним вышла Прасковья. Увидев мужа в окружении двух волков и медведя, она не на шутку перепугалась. Прасковья схватила палку и пошла на защиту Петра.
-- А ну, кыш от моего мужа! А не то, как дам палкой – мало не покажется! – закричала она.
-- Прасковья, не надо, мне ничего не угрожает! – воскликнул Пётр.
Егор тут же принял вид человека.
-- Вот ты, какая выросла, внученька, - сказал он, улыбаясь.
-- Кто Вы и откуда меня знаете? – спросила удивлённая Прасковья.
Оборотень улыбнулся и ответил:
-- Я дедушка твой, внученька.
-- Но ведь мой дед Егор пропал в лесу! – воскликнула Прасковья.
-- Милая, давай сначала найдём Егорушку, а потом ты во всём разберёшься, - предложил Пётр.
-- Ты прав, чего это я, - сказала Прасковья.
-- Я последний раз спрашиваю, куда ты спрятала мальчика? – вновь прорычал Медведь.
-- Так я же уже ответила, что он домой давно ушёл! – прорычала в ответ Волчица.
-- А ну, говори, подлая, куда сына моего подевала! – воскликнула Прасковья и, взяв палку, пошла на Волчицу.
Та очень испугалась.
-- Его Волк увёл подальше в лес! Но вам мальчишку никогда не найти! – прорычала Волчица.
-- А мы его уже нашли! – вдруг раздался громкий голос.
Все обернулись и увидели кузнеца, держащего за руку Егорку.
--- Мама, папа! – закричал мальчик и бросился к родителям.
Тут из-за кустов вышел Волк.
-- Дурень, не мог мальчишку подальше увести! – прорычала Волчица.
-- Зачем он нам сдался. Да и не хочется с остальными жителями леса ссорится из-за него, - спокойно ответил он.
-- Вот так всегда! А такая идея хорошая была! – прорычала снова Волчица.
-- На будущее тебе наука будет! Негоже детей у родителей отнимать! Ведь, если кто волчат у тебя утащит, ты же на всё пойдёшь, чтобы их вернуть! – воскликнул оборотень.
-- Извините меня, сама не знаю, что на меня нашло, - попросила прощения Волчица.
-- Ну, простим её? – спросил оборотень.
--- Простим! – почти хором ответили все остальные.
-- Спасибо вам огромное! Я больше так никогда не буду поступать, честное-пречестное слово, - сказала Волчица.
-- Мы тебе верим, но смотри, ежели ещё раз, то пеняй на себя! – воскликнул Медведь.

-- Ну а теперь прошу ко мне домой, - пригласил всех Егор, дед Прасковьи.
В его каменном доме был устроен пир для всех лесных жителей, даже Волчицу с Волком и волчатами позвали. Ведь Егорка успел с ними подружиться…

С тех самых пор Прасковья, Пётр, Ульяна и Егорка стали жить, не ведая бед. Каждое полнолуние их навещал дед Егор. А Егорка, пока не вырос, каждый день бегал играть с волчатами. Ульяна и Федот создали семью и вскоре подарили Петру и Прасковье внуков… Егорка вырос и стал, так же, как и его прапрадед, егерем. А когда пришла пора деду Егору уходить на покой, сменил его, став защитником волшебного леса. Ему помогали, ставшие взрослыми, волчата.
Егорку и по сей день видят люди, попавшие в беду.

-- Ну, внучок, теперь ложись спать, утром рано встанем и пойдём в тайгу, - закончил свой рассказ дед Захар.
-- Дедуля, а мы Егорку встретим? – вдруг спросил Степан.
-- А кто его знает, может быть, и встретим, - ответил дед Захар.

Картинка из Сети


Рецензии