Премьере - 30 лет? Верю!

 
   Флористика – искусство красивое и ответственное. Можно получить удовольствие от подбора цветов в инсталляции, в коллаже - от использования в композиции древесной коры и плодов, создать букет как арт-объект. Некоторые букеты подходят только мужчине - бордово- белый с шахматным распределением цветов, или в виде галстука, воротничка с бабочкой. Женщине подобрать букет и просто и сложно: из красных роз - кто-то назовёт пафосным, из гвоздик - официальным, из белых ландышей - не банально, но что скажут красно-книжники? Полевой букет обязан состоять из разнообразных цветов и трав, икебана – из трав и сухих веток - это уместно. В скорбные минуты приносят цветы одного цвета как символ уважения и дань  любви к ушедшему в мир иной.
   
      На концертном спектакле «Пушкин, Моцарт и Сальери: послесловие» был полный зал, ведь подобные премьерные постановки в Пушкинском Музее на Пречистенке  проходят не часто, хотя музыкантов  сцена встречала не раз. Этот многослойный спектакль - труд многих десятков человек под руководством квартета больших талантов - художественнго руководителя и дирижёра ансамбля солистов «Премьера» Игоря Дронова, арт-директора Тамары Казаковой,  чтеца исполнителя и соло фортепиано Сергея Шустицкого, и художника Святослава Ушакова. Это – квартет титанов-музыкантов, магистров педагогики, это - соединение нескольких видов искусств: художественного слова, прозы, поэзии и моно-спектакля посредством главной связующей – волшебства классической музыки.


 Интуиция гения, общающегося с Божественным – звуками, нюансами красок или необъятной широтой горизонта - достигает чувствительности волн наибольшей тонкости и высоты,  помогает обладателю сего дара улавливать будущие события. Моцарт писал Реквием, почему-то думая, что пишет для себя,а не по заказу, и именно так и произошло,хотя изначально не было у него такого намерения. А великий Пушкин взялся осветить драму двух композиторов - Моцарта и Сальери– ученика и учителя, святую наивность и зависть, поскольку прочувствовал трагизм судьбы гения Моцарта как свой собственный. И примерил на себя эту «рубашку» сожжённого завистью, а впоследствии и сам "пал, оклеветанный молвой".
 Но что движет рискнувшими создать такой синтез искусств – авторами постановки? Почему именно в таком послесловии создатели увидели пушкинского «Моцарта и Сальери» что  называется,  «в рукописи"?
  Привлекает чрезвычайная новизна музыкального спектакля: контрастирование сверх-серьёзной темы  смерти и реквиема с возрастом его исполнителей - учащихся музыкального училища; великолепный чтец выступает в роли крепкого пианиста; неожиданно и трогательно выглядит появление ангела-юного Моцарта. А как тепло и колоритно прозвучал «Вальс-фантазия» Глинки, которого Пушкин обещал “не втоптать в грязь”; как свежо подхватывание целым оркестром  одинокого фортепиано и внимание в интерпретации дирижёра к басовой партии в Lacrimosa! Выразительнейшие струнные, ценные ударные, умеренность звона духовых!
 Всё это создаёт ощущение, что перед нами – рождение нового жанра – футуристического, пост-модернистского многослойного коллажа. Эти слои и ярусы будут долго разгадываться молодым поколением, но это яркое впечатление не оставляет равнодушным никого.
  «Пушкин, Моцарт и Сальери» прозвучало не как назидание, а как метод избавления молодого поколения от “недомоганий и превратностей судьбы” современности: сравни, как прекрасна классика и как навязчив поп/корн, как чиста тонкость религиозных песнопений и черна сатанинская символика «тату»- музыки. Музыкальное действо, лишённое суетливого мелькания фееричности, но,  -  полное раздумий неторопливое повествование о смысле жизни, о судьбе подлинного таланта и об исполинской силе искусства.  И случайно ли соединение нескольких жанров и разве не гармонично всё переплелось? Мастерство обучения талантливого человека состоит в невероятно сложной работе, результат которой - заслуга директора Ансамбля солистов Тамары Васильевны Казаковой и педагога-дирижёра Владимира Таланова. Вместе с пониманием индивидуальности и психологии солиста, когда каждый юный музыкант считает главным в оркестре себя, педагог/руководитель ведёт работу тонкую и кропотливую: воспитание труда в таланте, дозированное одобрение в сочетании с мягким упрёком. Это, практически,взгляд и касание ювелира,  труд золотошвейки. Это  и музыкальное приношение коллектива авторов постановки к 225-летнему юбилею Солнца русской поэзии Александра Пушкина, это - и бенефис мерзляковцев (актёр С. Шустицкий– и Т.Казакова – выпускники, а премьеровцы- учащиеся Музыкального училища при Консерватории). Это призыв титана Игоря Дронова к молодёжной среде музыкантов трудиться, как Моцарт и Пушкин  и тогда вам «вдруг» повезёт...
… Но всё это оказалось и предчувствием чудовищных событий в стране, более того -  в самой столице, где так «много в этом звуке для сердца русского слилось!». Интуиция квартета магистров, которая у них витала где-то на уровне подсознания, оказалась точной: реквием наших дней, звучание фанфар «Премьеры» - наша вселенская скорбь по погибшим в «Крокусе». Слово было первым на Земле, и первое слово было «Бог”, наделённое силой невероятной, но ставшее здесь  бессильным. Поэтому цветы «звучат», а музыка «говорит".

 Эти энергии посланы России, чтобы выживать в содомистком мире, оставаться островком чистых помыслов в океане лжи, культа зла и зависти, верховенства золотого тельца, цена которым в итоге -  33 серебреника.
 
  Состоявшийся 3 марта спектакль ансамбля солистов «Премьера» - успел заранее дать части населения инъекцию обезболивающего, это пропорциональное сочетание нескольких видов искусства позволило каким-то божественным жестом внедрить в их сознание спасительную любовь к честной литературе и истории, к высокой поэзии и настоящей музыке. А потому все участники этого ещё не осознанного публикой грандиозного и, в то же время,компактного,  творения заслуживают самых больших букетов цветов! Мастера флористики, уверена, создадут для них особые - с изображением виолончелей и фраков,  клавесинов и канделябров,  целых икебана с журчащими ручейками из  камней, символизирующих вечность музыки, поэтического слова  и театрального занавеса.


Рецензии