Огромный храм села Окунёвского

  Церковь Сретения Господня находится в селе Окунёвском Каргапольского муниципального округа Курганской области, и относится к Шадринской епархии. Заброшенный православный храм является выявленным памятником культурного наследия народов России.

 Видимый далеко с дороги, храм огромен даже для своего нынешнего полуразрушенного состояния. Он большой как в ширину, так и в высоту. По некоторым сведениям, высота колокольни была более семидесяти метров. Если исходить из этого факта, то храм на момент постройки мог быть высочайшим от Урала до восточных рубежей страны. Теперь же это звучит удивительно для провинциальной местности Зауралья. Возможно, колокольня была значительно перестроена в девятнадцатом веке, либо у неё был высокий шпиль. Также, высота могла быть указана от уровня моря. Возле стен, впереди и позади храма, стоят огромные колонны, и некоторые из них уже в аварийном состоянии, угрожающем их падением. Если посмотреть старые фотографии церкви, когда она ещё не была порушенной, то люди у стен храма выглядят совсем маленькими. Такой храм ничем не уступал столичным соборам. Его строили в период расцвета села, в те времена, когда деревни "кормили" города.

 Сретенская церковь была основана в 1736 году. В ней впоследствии вели учёт населения окружающих деревень. Вторая, Никольская церковь, была построена в 1794 году. Обе они были деревянными. В 1830 году в селе началось строительство каменной церкви, закончившееся в 1838 году. В 1857 году, после обнаружения трещины, была построена новая колокольня с созданием в ней Крестовоздвиженского придела, что над Никольским приделом - двухэтажным основанием здания.

 Таким образом, появился этот крупный трёхпрестольный храм, выполненный в стиле классицизма. Главный алтарь – Сретения Господня, а приделы – святого Николая Чудотворца и Воздвижения Креста Господня. Основное здание с двумя боковыми четырёхколонными портиками завершалось декоративным барабаном под куполом. С западной стороны церкви находится колокольня, состоявшая из массивного двухъярусного основания с трёхъярусной башней на нём. По своей архитектуре этот храм уникален для Урала и Зауралья, и мог бы стать паломнической и туристической достопримечательностью.

 Церковь действовала до 1937 года. Затем её постигла участь большинства храмов страны, и она была закрыта. В 2001 году, после пожара, возникшего в результате попадания молнии, рухнули купол с барабаном и верхний ярус колокольни. С тех пор храм находится в аварийном состоянии.

 В 1854 году в Окунёвской слободе (ныне село Окунёвское) в семье священника, который служил в Сретенской церкви, родился будущий священномученик Василий Инфантьев, который тоже стал священником и служил в церквях, в том числе и на территории нынешней Шадринской епархии. Он был человеком, внешне напоминающего библейского старца. Где бы он ни служил, он везде преподавал. Он был достаточно активным пастырем и очень грамотным человеком, уважаемым прихожанами и другими священнослужителями. За свою службу он был отмечен разными церковными наградами.

 Отец Василий был зверски убит в ходе массовых репрессий против духовенства в 1918 году. Это произошло в селе Таушканском, что в районе нынешнего города Сухой Лог Свердловской области. В 2002 году Василий Инфантьев был причислен к лику святых. Он является одним из священномучеников Шадринской и Екатеринбургской епархии.

 Рядом с храмом, силами организовавшегося приходского совета, начинали строить часовню для проведения служб. Потом строительство остановилось. Но это было незначительно для такого огромного храма, продолжившего разрушаться.

 В последнее время, ежегодно 15 февраля, в престольный праздник Сретения, представителями Шадринской епархии, приезжающими из церкви посёлка Каргаполье, совершается служба в сельском культурно-досуговом центре, и организуется крестный ход вокруг Сретенской церкви.

 Жизнь в селе не стоит на месте. В общественно-деловой зоне функционируют: школа, детский сад, культурно-досуговый центр с библиотекой, а также медпункт, почта, отделение сбербанка, магазин-пекарня. Рядом находящаяся котельная отапливает эти социальные объекты, а также единственный двухэтажный многоквартирный жилой дом. Есть в селе кирпичные, некогда купеческие дома, что говорит о богатой истории Окунёвского. Там же, поблизости от школы есть мемориал ВОВ со скульптурой солдата. Возле церкви находится старинный каменный памятник двум умершим купеческим детям, а также памятник на могиле погибшего здесь в гражданскую войну красноармейца. Остальное - частный сектор. В село подвели газ, имеется мобильный интернет. Несмотря на это, удалённость от междугородных дорог даёт о себе знать, и пока население лишь убывает.

 Внутри храма прибрано, и входы загорожены от попадания туда скотины. Снаружи трава периодически выкашивается. В нише одной из стен установлена небольшая иконка. Это всё говорит о том, что люди села Окунёвского и окружающих деревень не потеряли веру и относятся к храму с почтением.

 2024 год. Несмотря на сложное положение дел в стране, в обществе происходит переоценка культурных и духовных ценностей. Многие храмы в Шадринском и соседнем Каргапольском округах понемногу восстанавливаются либо консервируются, и есть надежда, что когда-нибудь эта положительная тенденция начнётся и в селе Окунёвском.

 "В Окунёвке, в ста верстах от городов, Сретенский храм стоит огромный, обезглавленный. Стоит в глуши лесов и сёл, где цивилизация была когда-то, при прабабушке моей. Теперь порушен он, и никто не вспомнит про него. Да и не ведает никто, что есть на свете этот храм в селе далёком, что в прошлое уходит вслед за ним... Но жизнь на месте том теплится и терпеливо ждёт, когда же Русь Святая, крыла расправив, наконец, воспрянет духом... и вперёд вновь устремится, вспомнив прошлое своё. Ведь недаром говорят - без прошлого нет будущего." (Олег Хайдуков)

  Фото со мной на фоне храма, и с колоннами - Дмитрий Хайдуков (2010). Современный вид - Елизавета Суздалева (2023). Картина - местный художник Воронцов А. А. (1987). Фото 1980-х годов - kurgangen.org . Почтовая фотокарточка (1909). Архивное фото с рабочими на колокольне. Вид сверху - фотопутешественник Анна Короб (2023).


Рецензии
ваши строки: "Жизнь в селе не стоит на месте. В общественно-деловой зоне функционируют: школа, детский сад, культурно-досуговый центр с библиотекой, а также медпункт, почта, отделение сбербанка, магазин-пекарня. Рядом находящаяся котельная отапливает эти социальные объекты, а также единственный двухэтажный многоквартирный жилой дом. Есть в селе кирпичные, некогда купеческие дома, что говорит о богатой истории Окунёвского. Там же, поблизости от школы есть мемориал ВОВ со скульптурой солдата."
все прекрасно. если ориентироваться на ваши слова, то оказывается что в селе с богатой историей всего один двухэтажный дом. его как и социальные постройки отапливает котельная. и на этом все остальные дома одноэтажные. есть кирпичные, некогда купеческие - то есть дореволюционные. топят в частных домах по старинке дровами. подозреваю и удобства на улице. денег на это нет. зато возвели мемориал со скульптурой солдата. деньги выделили. и теперь вернемся к началу абзаца. ЖИЗНЬ В СЕЛЕ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ. может быть не стоит, но впечатление, что топчется.

Леонид Колос   13.06.2025 15:39     Заявить о нарушении
Большинство построек стоят с прошлого века. Жильё - в основном деревянные дома. Как в деревне, в хорошем смысле. Для отдалённого села по тем меркам там жили неплохо, но отток населения начался уже тогда. А теперь это по всей сельской местности. Кроме того факта, что в село недавно подвели газ, подвижек почти нет. Жизнь теплится понемногу.

Олег Хайдуков   13.06.2025 18:45   Заявить о нарушении
а зачем все остальное когда есть храм.

Леонид Колос   13.06.2025 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.