Свидригайлов
Всё проваливается во мглу, растворяется в петербургском мокром ядовитом тумане, каким его видит и описывает Федор Михайлович.
Сцену с шантажом и револьвером перечитывала не единожды:
« — Так не любишь? — тихо спросил Свидригайлов. — И… не можешь? Никогда? — с отчаянием прошептал он».
Мгновение «ужасной, немой борьбы». Свидригайлов отходит к окну, не глядя, кладет на стол ключ от выхода.
«— Берите, уходите скорей!.. Скорей!»
«В этом «скорей» прозвучала страшная нота. Дуня бросилась к дверям.
Странная улыбка искривила лицо Свидригайлова, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния».
(Преступление и наказание. Цит. по: В.В. Вересаев. Человек проклят).
«...отказываясь от насилия над Дуней, <Свидригайлов> совершает тем самым «величайший душевный акт, акт победы человека над самим собой» (Назиров).
Потому, что при всей своей «забубенности» («это страшный\ужасный\злой человек» — так характеризуют Аркадия Ивановича Дуня Раскольникова, Пульхерия Александровна и Лужин... «аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей...») — Свидригайлов ещё ищет «спасения», алчет воздуху-с.
Ему (в отличие от Ставрогина) еще «...доступен весь диапазон человеческих переживаний, ощущений и действий» (Н. М. Чирков. О стиле Достоевского (проблематика, идеи, образы). «Наука», М., 1967).
Согласиться со следующими выводами Чиркова относительно личности Свидригайлова гораздо сложнее: «Чирков, указывая на широту Свидригайлова, на его способность понять и Раскольникова, и Соню, и других, на его «широкую, искреннюю симпатию ко всем ущемлённым и обойдённым жизнью», приходит к выводу, что Свидригайлов – это «человек – универс». (Ромэн Назиров. Загадка Свидригайлова).
(В сторону: отчего же «человек-универс» «не понял» своего «дворового человека», самоубившегося слугу Филиппа, не испытал сочувствия и симпатии к «обойденной жизнью» глухонемой девочке, племяннице Ресслих?.. Или тут действовало неписаное правило «последовательного имморалиста»:
«Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!...»(Свидригайлов, часть 6, глава V)).
Назиров: «Он принимает участие в семье Мармеладовых, устраивает детей-сирот, помогает Соне, обеспечивает будущее своей невесты...».
Однако «сто добрых дел» спасения не приносят.
Духовно пробужденный каторжанин Раскольников, беря в руки Евангелие, думает о Соне: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления...».
О том же говорит Дуне Свидригайлов:
«Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я всё, всё сделаю! <...> Он начинал даже бредить. С ним что-то вдруг сделалось, точно ему в голову вдруг ударило».
(Ф.М.Д.: «Свидригайлов – отчаяние, самое циническое»).
По сути Свидригайлов желает того же, что позже, уже в остроге, стало зарождаться в Родионе. Он желает, чтобы вместо диалектики наступила жизнь... наступила «история постепенного обновления... перерождения... знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». Наступило Воскресение. Катарсис.
Однако в подобной милости Аркадию Ивановичу будет отказано — ибо воздастся каждому по делам его, по грехам его и по помыслам его...
«Для Раскольникова трагический финал не состоялся, но за него трагедию одиночества доиграл Свидригайлов...
...Если Раскольников пытается трактовать преступление как низкое средство к достижению высокой цели (всего лишь средство!), то для Свидригайлова «средства» оказались сами по себе целью. По сути дела, понятие цели им давно утрачено. Отсюда – симптомы распада сознания.<...> У Свидригайлова цели нет и не может быть, он как личность символизирует умирание определённой культуры, «беспозвоночного» русского барства. Жизнь Свидригайлова утратила всякий смысл, он предчувствует безумие и с кривой ухмылкой, скрывающей страх, признаётся, что его посещает покойная Марфа Петровна. Не только от адской скуки и пустоты – от безумия ищет он спасения у Дуни Раскольниковой» (Назиров).
Март 2024
Свидетельство о публикации №224032901676