Втулка холостой стрельбы

____Всё было очень просто: холостые патроны строчили по цепи взвода, развернувшегося в атаке. Сначала поверх голов, как этого требовали меры безопасности, затем руки опускали автомат всё ниже. И глаз уже ловил в прицел пляшущие фигурки курсантов свернувшихся в колонны отделений, преодолевавших «проход в минном поле». Первый боевой патрон сорвал втулку холостой стрельбы. Этот громкий хлопок потом вспомнят многие. Но курсант Ермаков продолжал удерживать курок и прицел...
____Полевой выход механиков-водителей Владимирского учебного танкового полка начинался удачно. Солнечный, не по-декабрьски тёплый день, поднимал настроение молодым воинам и, привыкшим к рутине боевой учёбы, командирам. К обеду отработали вопросы ведения разведки, выдвинулись к стрельбищу и успели выполнить упражнение учебных стрельб из АКМ.
____Капитан Ершов ворчал что-то себе под нос. Сегодня он подчёркнуто официально держался с командиром роты. Совсем недавно Ершов вместе с ним командовал учебными взводами в этой же роте. Именно его взвод, «капитана - сверхсрочной службы», как он себя называл, старожила полка, уже полтора года был отличным. Но командиром роты назначили капитана Бабкина, а перед самым полевым выходом пришёл приказ о присвоении ему воинского звания «майор».
____На полевой выход капитан Ершов отстоял для себя скромную роль - старшего группы имитации. И был не доволен тем, что ему для обеспечения задачи выделили всего двух курсантов. Но, когда прибыли на стрельбище, он вытребовал ещё одного помощника. Им оказался курсант Ермаков.
____Рядом с исходным рубежом, в колоннах учебных взводов, стояли курсанты. Они были развернуты лицом к «полю боя», наблюдали за действиями своих товарищей и ждали своей очереди, чтобы показать своё мастерство. Майор Бабкин комментировал действия впереди идущего отделения, потом что-то кричал, явно не довольный действиями одного из них. На свист первых пуль никто не обратил внимания. Но вдруг, рядовой Гелимханов всхлипнул, медленно оседая и задевая товарищей, развернулся на одной ноге, стал падать. Все увидели его спину, и быстро багровеющий от крови бушлат...
____Оцепенение прошло быстро. Рота по команде залегла, раздались крики: «Прекратить стрельбу!». Красная ракета взвилась ввысь. Один из сержантов, рискуя попасть под шальную пулю, кинулся краем стрельбища вперёд, к группе имитации. Размахивая снятой шапкой, он сипящим голосом орал что-то невнятное, но понятное всем.
____Тут же, ещё одна пуля, поцарапав правую щеку, оторвала мочку уха одному из курсантов, который пока ещё этого не замечал. Он осознает потом, что «родился в рубашке», остался жив. А поначалу все подумали, что он в крови Гелимханова...
От разгорячённого ствола шёл пар. Последняя гильза вылетела из патронника и автомат умолк. Только сейчас Ермаков заметил какое-то оживление, сереющий в небе дым ракеты и расслышал крики, переходящие в вопли...
____Следователь военной прокуратуры пытался понять, почему курсант Ермаков, снарядив сначала 20 боевых патронов, начал вставлять ещё шесть холостых и не засомневался? Почему не уточнил у капитана Ершова, который был в нескольких шагах от него, зачем у него такой набор боеприпасов? Неужели не различал, где боевые, а где холостые патроны? Оказывается, различал. Этому его обучали, он подтвердил. Представленные для следственного эксперимента патроны разложил чётко: вправо - одни, влево - другие. Но почему стрелял? О чем думал? Понимал ли что делает? Неужели он думал, что втулка холостой стрельбы, этот маленький «набалдашник», который накручивается на срез ствола автомата, вместо компенсатора стрельбы, чтобы создавалось повышенное давление внутри ствола и обеспечивалась стрельба очередями, может удерживать боевые пули?
____В далёкой деревушке в Мордовии сопровождавшего гроб офицера встретили угрюмо, но после похорон усадили за стол вместе со всеми. Пили молча. К ночи нож зловеще и однозначно был воткнут в стол. Разговор всё же начался и разогревал слепую месть. Пожилой участковый с утра почувствовал что-то неладное. Сидел он здесь же, и сейчас, под грязную матерщину, молча, увёл приехавшего на похороны офицера к себе домой...
____Долго потом, когда погоны стали на одну звёздочку легче, старший лейтенант Ершов терзал себя и не мог простить за то, что он, опытный офицер, взял патроны на пункте боепитания сам, впопыхах, а не получил из рук старшины. Ведь и старшина возмущался, говорил, что в раздаточной ведомости расписаться надо... Сам Ершов не заметил, что прихватил пачку боевых патронов. Раздал не россыпью, а по одной коробке каждому из троих. Последнюю коробку, четвертую, открыл и раздал холостые патроны россыпью. Разделил: первым двум - по 7, а Ермакову - 6. Ну, почему же пачка с боевыми патронами достались именно тому, кто специальный инструктаж для группы имитаторов не проходил, Ермакову?
____Полыхали бои в Афганистане. Гибли сотни, тысячи молодых парней. Все об этом знали, а в газетах реальные события всё ещё тщательно маскировались заметками с информацией о воинах, отличившихся «на тактических учениях». Ровно через тринадцать лет вспыхнула Чечня. Юноши в солдатской форме гибли так же, нелепо. Газеты писали уже обо всём. Только матерям и семьям было не легче оттого, что погиб сын в «непонятной войне» или от «не сработавшей» втулки холостой стрельбы.

Декабрь 1989 г.


Рецензии