В краю непуганых топтыгиных. У истоков

Моя охотничья жизнь началась ещё задолго до тех, первых шагов на охотничьей тропе, вместе с отцом.

Улица на которой мы жили, была последней к лесу, через дорогу от наших домов начиналась бескрайняя тайга. Улица состояла из трех двухквартирных домов, построенных собственными руками рабочих прииска. В одном из этих домов жили мои родители.

Родители работали, - детский садик в котором работала мать принадлежал геологам, родители иногда "забывали" вовремя забрать своих маленьких домочадцов, вот и приходилось матери сидеть с малышами до поздна. Отец работал по сменам на золото извлекающей драге, позже с 70 годов - главным механиком прииска - которому принадлежало десять таких драг, промприборы и огромный шагающий экскаватор.  Вот и получается, что дом в целом лежал на наших с сестрой плечах.

В свободное время я уединялся в лесу. Далеко от дома я не уходил, но в своем районе знал все грибные и ягодные места.

Не забывал я и об улице, встречался с подростками, однажды собралась группа ребят и отправилась в лес ловить бурундуков. У нашего соседа, Сергея была довольно нестандартная для севера собака - спаниель Настоящий кучерявый, черно-белый, лопоухий спаниель, в отличие от привычных для крайнего севера лаек. Вот тогда-то я впервые увидел работу этих собак по бурундуку.

Через несколько дней, с моим соседом Колей, выпрашиваем у Сергея, кобеля. Даже не ожидая того, что Сергей разрешит брать собаку, когда я захочу. К этому времени мне было уже около восьми лет. Вот это и были мои первые, самостоятельные охотничьи шаги. Да это и были те..... первые азартные шаги в охоту.

Сколько их было, тех пойманных маленьких бурундучков, одному богу известно. Только руки до сих пор помнят острые зубки зверьков. Но это была не только охота на бурундука, зачастую уединяясь в тайге я изучал жизнь и повадки зверька. Позже все эти навыки помогут мне в охоте на белку и в охоте целом.

В зимний период отец каждые выходные уходил на охоту. Я с завистью смотрел ему в след, ожидая когда он вернется. Но мой первый выезд с отцом будет только через два года.

И прежде чем я ступлю на ту промысловую тропу меня ждало ещё одно испытание, или посвящение в охотники. Мне предстояло собственными руками сделать свои личные охотничьи лыжи. В те времена охотничьи лыжи не продавались в магазинах. Появятся они в продаже только к концу 70 ых годов.

Отец привёз зимой еловый ствол. Примерно метр восемьдесят длинной. В один из зимних, морозных выходных этот ствол был расколот. С начало посередине, а после в обе стороны от центра ещё по два в стороны. Вот и получилось четыре доски. Естественно ствол тщательно отбирался чтобы волокна шли прямо и не было других изъянов. К тому времени мне исполнилось 9 лет. До моего первого выхода оставалось полгода.

В один из летних дней, возле сарая отец установил что-то похожее на столярный стол. Он принёс уже высохшие расколотые заготовки.

- Вот это сынок и будут наши с тобой охотничьи лыжи! Сказал он показывая на эти так называющиеся доски.

- Для начала нам необходимо обработать на каждой доске одну плоскость рубанком.

И он взялся строгать показывая как это делается. После, когда плоскость была немного обработана он дал мне рубанок,

- Давай сынок теперь ты попробуй.

Конечно я старался из всех своих пацанячьих сил елозить рубанком по доске.

- Ну вот видишь, у тебя уже почти и получается! Сказал через какое-то время отец.

Похоже моя бесшабашная жизнь на этих каникулах закончилась. Но я и не расстраивался. В какой-то момент я так увлёкся, что забыл обо всем.

Прошло недели полторы когда мне удалось в той или иной степени обработать на всех четырёх заготовках одну сторону будующих лыж. Осмотрев мою работу отец сказал,

- Ну что, неплохо, но это ещё не всё. Видишь какие они неровные? И чтобы их выравнять необходимо обстругать дерево фуганком!

И он достал такой длинный как мне тогда показалось "рубанок", и такооой тяжеленный! Отец с такой лёгкостью стругал, что я даже засмотрелся, думая про себя,

- Неужели я тоже так смогу?

И вот это чудо под названием - фуганок попало в мои руки. Сейчас не могу с точностью сказать кто кого таскал, я фуганок или он меня!

Но через какое-то время руки стали чувствовать твёрдость и уверенность. И этот кусок дерева стал слушаться в ещё детских руках. По истечению нескольких дней я сам оглядел свою работу и был доволен собой. С радостью сообщаю отцу. Он после осмотра похвалил,

- Молодец! Есть конечно пару маленьких помарочек, но в целом, молодцом!

Отец сам подправил найденные помарки, указывая как нужно исправлять.

- Вот теперь сын беремся за вторые стороны. Тебе необходимо обработать только вот эту часть досок.

И он отчертил карандашом на каждой из них.

В этот раз мне понадобилось всего пару дней, руки настолько уверенно держали и рубанок и фуганок, так вроде я был профессиональным столяром.

После осмотра в руках отца появился небольшой плотницкий топорик, он так виртуозно взмахивал рукой с топором, что щепки летели в разные стороны, как по взмаху волшебной палочки. Через полчаса работы одна из досок была закончена. Отец оглядел её, утвердительно кивнул и отложил её в сторону и взял в руки другую.....

- Ну вот сынок, теперь твоя работа. Но здесь только рубанком работать нужно, видишь они от центра идут с уклоном, но думаю сейчас для тебя не будет проблем их выгладить?..

Сказал он видя как я разглядывал на уже почти готовые лыжи, или на уже почти похожие.

Аккуратно выглаживая контуры введённые отцом, я как заправский столяр, после каждой протяжки рубанка смахивал рукой стружку при этом дуя что есть мочи на доску.

Оглядывая мою работу говорит мне отец,

- Отличная работа сынок, ещё немного и на наших лыжах можно будет кататься!

- Да, но у лыж носочки загнутые, а здесь?

- Всё будет, и крепления тоже, вот этим мы и займёмся теперь. Ответил он мне.

- Придётся тебе баньку затопить.

- Зачем? Мы ведь вчера мылись? Спрашиваю.

- Так нам вода горячая нужна не мыться, а у лыж носочки загинать! Рассмеялся он, видя мои не понимающие глаза.

Два дня я топил печь, глядя на торчащие "лыжи" из бочки с горячей водой.

Отец привёз с работы какие-то массивные, металлические приспособления в которые впоследствии он вставил в каждую по две лыжи и понемногу закрутил струбцины. И вновь поместил лыжи в бочку.

Ещё два раза приходилось подтягивать струбцины и вновь морить в горячей воде. Пластины сжались до древесины, а значит всё прошло удачно, нигде доски не лопнули и не треснули.

Теперь осталось высушить обе пары лыж. Но лыжи так и оставались сохнуть с этими самодельными приспособлениями, которые были специально приготовлены для этих целей в мех. мастерских у отца на работе.

Через две недели. Настал момент истины, наверное только для меня, момент утверждения моих сомнений. Отец раскрутил струбцины и убрал приспособления. Кончики лыж оставались загнутые! Я смотрел на них как завороженный!......

Итак, ещё одна часть работы была закончена. Оставалась на вид самая незначительная работа - сделать крепление для валенок. Но как оказалось это такая же ответственная работа, как и всё остальное. Крепления должны были быть надёжными, как и сами лыжи.

Тайга не любит неожиданностей, а тем более халатности. Высота лыжи в районе крепления была довольно массивная и отличалась по высоте сантиметра на два. Кожаные лямки крепились к лыжам на "мебельные" болты вставленные в просверленные отверстия. На верхнюю часть болта одевалась шайба большого диаметра, после болт расклепывался.

Самая же лёгкая часть работы это было вырезать войлочную площадку, чтобы валенок не скользил по доске. Вот и сантиметровые войлочные площадки были приклеены и для верности ещё подбиты обувными гвоздиками. В передних частях лыж были просверленные отверстия для транспортировочных шнурков.

Но предварительно лыжи были пропитаны маслом, и верхняя часть лыж выкрашена масляной краской.

Лыжи были готовы, или почти готовы. Мои лыжи отличались тем, что были короче чем у отца, примерно стопятьдесят сантиметров. и по ширине на два, три сантиметра уже. Нижняя же часть лыж была оббита камусом. (камус - олений мех взятый с ног животного.)

Чувство гордости переполняло меня когда я разглядывал лыжи сделанные своими руками. Ребята каждый день приходили ко мне и также с любопытством, и в какой-то степени с ухмылками по началу скептически поглядывали. Но увидев результат стали с "завистью" заглядываться на лыжи.

Итак, осталось дождаться осени, того момента когда я смогу испробовать свои лыжи! Я знал, я чувствовал и считал чуть ли не каждый день.....


Сентябрьские дни были в этом году не по сезону холодными.

- Осень.

Говорили люди показывая на подмерзшие тонкой корочкой льда лужи после ночи.

- Золотая пора!

Утверждали другие показывая на жёлто - красные листья деревьев. И даже лиственницы раньше обычного переоделись в жёлтый наряд.

В школу утром рано мы обычно с некоторыми из ребят бегали пешком, а не ездили как все, на автобусе. Через котлованы напрямую, по небольшой натоптанной дорожке бежали мы, громко обсуждая прошедшие дни, размахивая портфелями.
Завидя клинья высоко летящих гусей и журавлей мы молча провожали их взглядом.

- На юг полетели! Скоро снег пойдёт! Глядя им в след говорил кто-нибудь из нас, повторяя выражения взрослых.

Трава в утренних лучах солнца покрывалась изморозью, а капельки влаги на кустарниках, от тумана превращались в ледяные шарики. Двигаясь по заросшим, дражным отвалам нам иногда удавалось увидеть отдыхающих от дальнего перелёта стайки чирков или других видов уток. И даже виднеющиеся недалеко дома не пугали птицу.

В один из таких выездов на утиную охоту, отец после работы в пятницу взял меня с собой. Как обычно, на утреннюю зорьку выезжали вечером. Походный рюкзак был собран, ружьё в чехле, болотные сапоги и всё необходимое было уложено в коляску мотоцикла Иж - Юпитер.....

По знакомой дороге, весело урча на своём языке, катился трёхколёсный мотоцикл на котором сидели один взрослый и один ребёнок. Подъезжая к скале, которая находилась с левой стороны отец сказал,

- Вот от этой скалы сынок начинаются наши угодья. Вот от сюда, когда выпадет снег мы пойдём с тобой на охоту, на новых лыжах.

Эту небольшую как пирамиду, скалу я запомнил на всю жизнь. От сюда не только начинались наши старые участки, здесь же съезжали вправо к реке, где находился наш скрадок.

Мы проехали ещё немного вдоль реки, по небольшой дорожке заросшей тальником. Возле дамбы, в кустарнике,  остановились. Последующие двести метров до скрадка нам нужно было идти пешком.

Скрадок, построенный отцом находился со стороны дражного отвала. Позже, через семь лет мы из удобства  подъезда перенесем его на противоположную сторону озера.

Начинало сереть, несколько чучел стояли без движения на чистом зеркале воды. И только воды ключа и реки пробиваясь между камней с правой стороны озера, создавали небольшое движение воды в озере. Тут же резвились и гольяны - рыбешки величиной не более десяти - двенадцати сантиметров.

На улице, к ночи, начинало тянуть холодом. Но печь весело потрескивала дровами, нагнетая приятно - тёплый воздух внутри небольшой избушки. Чайник стоящий на буржуйке нервно пыхтел выбрасывая клубы пара из носочка и слегка, нервно подбрасывал крышку чайника. Пытаясь тем самым нам сказать о том, что чистая и с особым вкусом вода набранная из ключа уже закипел.

Бойницы скрадка были открыты и нам было всё видно, что делалось снаружи. В кружках парился свеже - запаренный чай. Лист брусники и ягода добавляли не только особый вкус, но и запах. В эти моменты мне никогда не хотелось возвращаться домой. Глядя в бойницы я жил природой, слушал природу. Видя когда утки садятся на воду, отряхиваются слегка приподнимаясь вверх и как осторожно ведут себя. В эти моменты не дыша и с замиранием сердца я внимательно наблюдал за ними. Тогда мне хотелось, чтобы эти моменты и чувства - длились вечно. И даже вернувшись домой с нетерпением ждал следующего выезда.

Серая мгла медленно накрывала озеро. Контуры чучелов были ещё видны, когда на озеро, с правой стороны сели утки. Они так тихо сели, что я и не слышал их. Только серебряные дорожки в ещё небольшом отсвете малинового заката выдали уток.

- Чирки. Полушёпотом сказал отец, готовясь, стрелять.

Я внимательно всматривался в контуры уточек плывущих в сторону травы. Моё внимание прервал выстрел, за ним последовал второй. На какое-то время вспышки от выстрелов ослепили меня. Напрягая зрение я всматривался туда, где только что плавал небольшой табунок из семи чирков. Мне удалось насчитать три неподвижно плавающие точки. Сообщаю об этом отцу.

- И ещё одна на берегу, возле воды. Отвечает он мне.

Он одевает болотные сапоги и мы вдвоём обходим озеро. Старый фонарик с квадратной батарейкой жёлтым светом выхватывал у темноты небольшой участок земли впереди нас.

Слабым течением уток поднесло ближе к берегу. Чирка, что лежал на берегу нашли сразу, это был селезень чирка трескунка. Я держал его в руках и светил фонариком отцу на воду где плавали остальные.....

Утром отец разбудил меня в начале пятого утра. Немного подкинутых полешек оживили печь и она с радостью стала их пожирать, обволакивая дрова языками пламени. Вскоре и чайник стал возмущаясь выпускать пар. Всё было готово, тушим свечу. В мгновение ока нас накрыло полной темнотой и только из небольшого круглого поддувала виднелся мерцающий свет. Через несколько секунд глаза привыкли к темноте, и мы открыли бойницы.

Восход солнца находился у нас за спиной, а значит свет на водную гладь ляжет позже. Всматриваясь и вслушиваясь через бойницы мы пытались уловить любое движение на озере, но было тихо....

Первые лучи солнца уже коснулись озерной глади когда прямо над нами послышался шум крыльев. Я глянул молча на отца, он утвердительно кивнул в ответ. Утки без захода плюхнулись на воду. Глядя ещё тогда на уток я обратил внимание на их форму, хвосты у уток были длинные и острые. Я так засмотрелся, что резкий выстрел вывел меня из этого состояния. Одна утка плавала обездвижено, вторая же крутила непонимающе головой. Второй выстрел успокоил её....

Утрянка закончилась, мы просидели почти до обеда, но больше ничего не видели. Постепенно кромка льда по краям озера ушла, да и иней на траве исчез.

День обещал быть солнечным. Мы собирались, но домой попали не сразу, решили глянуть на соседней сопке ягоду...

Конец сентября. Выпал первый снег. Я видел как готовится на охоту отец. Тут и для меня нашлось занятие. Мне было дано задание принести пихтовых веточек. И не еловых, и не сосновых, а именно пихтовых веточек. Это было довольно не трудное занятие для меня. Зная районы, недалеко от дома, где росли пихты я набрал небольшой мешок веток минут за сорок.

Отец поставил в бане на печку оцинкованный бак литров на сорок, налил воды и затопил печь. Когда вода закипела, он положил туда принесённые мной ветки. Стойкий запах пихты сразу заполнил помещение. Туда же были положены отцом капканы и проволока для петель на зайца. Вываркой капканов отец занимался каждый год перед началом охоты.

С первого октября открывался сезон охоты на боровую, но для нас это было скорее всего время заготовок мяса для приманки. На всё, про всё было отпущено две недели. Петли же на зайца устанавливали за неделю до открытия на пушнину, чтобы к дню открытия было мясо для приманки. Снегу насыпало достаточно много и отец успел уже пару раз обкатать свои новые лыжи на путике. И каждый раз когда он уходил на охоту я с замиранием сердца ждал когда же он скажет.

- Собирайся сынок, завтра мы поедем вместе.

Но он молча собирался сам....

Так прошла ещё одна неделя.

В пятницу, как и всегда отец собирался на охоту, заряжая патроны, он глянул в мои умоляющие глаза, моё состояние ему было понятно. Из под очков он глянул на мать, сидящую на диване и решительным голосом сказал,

- Завтра мать, мы с сыном едем вдвоём, пора и ему уже приобщатся. А ты помоги ему собрать вещи, морозы то уже больше двадцати градусов стоят.

Отец закончил проверять патроны, встал, накинул на плечи фуфайку вышел на веранду. В небольшой коморке на веранде у отца находились всевозможные походные и охотничьи вещички, тамже лежали уже замерзшие рябчики. Он достал с полки небольшой рюкзак и зашёл обратно домой.

- Вот этот рюкзак теперь будет твой! Привыкай, сынок, носить все необходимое сам.

Со своего чуланчика он прихватил три капкана, которые положил на мой рюкзак.

- Для начала хватит. Сказал он.

- Рюкзак учись укладывать тоже сам, таким образом, чтобы тебе в спину ничего не давило и не мешало.

Он положил капканы внутрь рюкзака одел мне на плечи и предложил пройтись по комнате.

- Ну что удобно?

- Нет, капканы бьют мне по спине! Ответил я.

- То-то же, под спину необходимо что-то мягкое вложить!

Отец сходил ещё раз на веранду и вернулся от туда с войлочными рукавицами. Положил их под спину,

- Ну как, теперь лучше?

- Конечно! Ответил я.

Отец положил ещё двух замороженных рябчиков, подстреленных неделей раньше и вынес мой рюкзак на веранду....

Утром рано подошёл отец.

- Вставай! Уже время. Полушёпотом сказал он.

Завтракаем, впереди у нас целый день пути. Собираем с собой тормозки, - хлеб с маслом, немного колбаски, китайский термос с горячим чаем.

Одеваемся, отец ещё вечером пересмотрел мою одежду по принципу - одеты должны быть легко, но тепло. Для охотника важно, чтобы одежда не сковывала движения и от движений не вспотел.

Он окинул меня своим взглядом, достал ремень и небольшой якутский охотничий нож, подал мне.

- Одевай, ты должен выглядеть как настоящий охотник.

Этот нож подарили отцу оленеводы - эвенки. Но сегодня он висел у меня на поясе.

Дражный автобус подошёл, как всегда, вовремя. В автобус отец поднялся после рабочих, я следом за ним, аккуратно поднимая мои новые охотничьи лыжи. Свет в салоне водитель не включал, многие из рабочих дремали на сиденьях. Посередине прохода, в автобусе была закреплена большая отопительная труба. Поэтому и проходить приходилось либо бочком, либо на "раскоряку", - труба между ног.

Мы уселись на одном из передних сидений, так как через тридцать, сорок минут нам нужно было выходить. В боковые стекла кроме кромешной тьмы ничего не было видно. И только впереди жёлтый свет фар выхватывал небольшую полоску дороги.

Селигдарский поворот пройден, ещё немного и мы у скалы. От сюда начинается моя новая жизнь охотника, - охотника промысловика....

Двери старенького автобуса закрылись, оставляя нас с отцом в полной темноте. Но постепенно глаза свыклись различная всё вокруг. Одеваем лыжи, в сторону скалы виднелась натоптанная лыжня. Отец идёт впереди, я следом за ним. Лыжи скользят хорошо, хотя мы движемся в подъем. Лес на склоне не густой, молодой осинник смешанный с берёзой. Здесь отец ставил петли на зайца, но пока идём на легке....

Впереди, в мелком кустарник снег утоптан, лежит первый, уже замерзший заяц беляк. Отец разрубывает его на мелкие кусочки небольшим топориком и укладываем в рюкзаки. На этот раз и в моем рюкзаке добавилось в весе.

Рассвело, попался ещё один заяц, но отец подвязал его на дереве,

- Останется висеть до следующего раза. Пояснил он мне.

Подходим к границе хвойного леса, все чаще стали попадаться следы белок, горностая, соболя, а вот заячьих наоборот меньше. Здесь же и кедровки разгребая снег под деревьями выискивали свои запасы зарытые с осени. Где-то недалеко слышны трели дятла, отстукивая своим крепким клювом деревья, он надеется добраться до спрятавшихся личинок. А вот там..... поползни шебуршат своими коготками двигаясь по стволам то вверх, то вниз. И этого всего ты не услышишь, и не увидишь в березняке или осиннике, там лес молчаливый, лишь только вспугнутый рябчик может нарушить его молчание.

Выходим на старую бульдозерную дорогу уже прилично под заросшую мелким кустарником.

Отец настраивает капканы ожидавшие своего часа почти полгода. Дужки капканов лязгали своим железом при проверке, пытаясь схватить мёртвой хваткой как у бульдога ну хоть что-нибудь. Но в натренированных руках отца просто так не забалуешь.

Время подходило к обеду, пора было бы и подзаправится немного. Отец нашёл поваленное дерево, очистил его от снега.

- Доставай сынок рукавицы из рюкзака, будем обедать.

Наши тормозки хоть и были за пазуху положены замёрзнуть не замёрзли, но приостыли прилично. И только языки костра привели хлеб и колбасу в чувство. Разогретый провиант переместился в наши голодные желудки. А горячий чай согрел теплом наши души.

Мы шли всё дальше и дальше, отец настораживал капканы, показывая все тонкости работы с ними. Были также на участке установлены плашки на соболя и белку. Такие приспособления из натурального материала пользовались также у охотников спросом. На это нужно было конечно больше времени, но они не вызывали у зверя чувства осторожности, так как фактически отсутствовал металл при изготовлении.

Таких ловушек на участке было чуть больше десятка, а в основном стояли капканы. Хотя как позже заметил, что на ловушки процент попадания зверя был больше. Используя эти наблюдения на новых участках мною с таким же удовольствием использовались ловушки как большие, так и небольшие. Такие небольшие плашки изготавливались дома и каждый новый поход в тайгу со мной одна из них уезжала на новое место жительства. Установка таких мини плашек не требовали много времени и труда тоже, а вот отдача была хорошая.

Мы вышли до реки Селигдар. Теперь наш путь лежал по дороге вдоль реки. Летом по дороге ездили рыбаки ну а зимой,.... ну а зимой бегали только звери. И крупно рогатые тоже) мелколесье и мари излюбленные места сохатых и изюбров. На прилегающих полянах встречались тетерева, а ещё выше ярусом в сосняках попадались глухари.

Установка капканов и плашек шла своим чередом. Но вот приманка уже подходила к концу. Наша неожиданная встреча с дятлом не сулила ему ничем хорошим, отец подозвал меня и подавая одноствольное ружье 32 калибра сказал,

- Видишь вон там сидит дятел? От твоего выстрела зависит, будет ли следующий капкан насторожен или нет.

В общем-то поставил меня перед выбором.

Прислонив ствол ружья к стволу небольшой сосенки я прицелился......

После выстрела отец воскликнул,

- Отлично сынок! Ещё для пары капканов хватит приманки....

Впереди показался известковый карьер, он конечно же был уже заброшен и давно никто не добывал известковый камень. Пока спускались к реке, на одной из елей увидели шишкующую белку. Подобрав упавшего после выстрела зверька отец сказал,

- Белку стрелять из дробовика нужно аккуратно, чтобы не нашпиговать её дробью. Испорченную шкурку мы не сможем сдать по договору. Прежде чем выстрелить я даю спрятаться зверьку так, чтобы только мордашка и выглядывала. Поучал он меня.

Впереди на реке виднелась драга, дражный автобус стоял тоже там, он привез новую смену.....

Моё первое охотничье путешествие полное воспоминаний и эмоций подошло к концу. С этих пор я стал постоянным участником таких походов и охот.




.
.


Рецензии
Очень интересно, Михаил, Вы изложили часть детства Вашей жизни!
Только, мне кажется, нужно обозначить её не как рассказ, а как повесть и разбить на несколько разных глав. А название повести дать "Отец".
Ведь именно ему посвящена бо'льшая часть изложенного. Настоящему, много чего умеющему, Человеку!

С искренним теплом и уважением, Наташа)

Наталья Василенко 3   05.04.2024 17:44     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо! Возможно вы и правы. Это действительно один из моментов, их будет больше. Думаю их нужно было бы соеденить воедино, но все время вспоминаются другие моменты. Поэтому и подумал подвести их все под один заголовок - (В краю напуганых топтыгиных). Возможно я и не прав.... Нужно подумать.
Но за подсказку большущее спасибо.

Михаил Худяков 2   06.04.2024 00:19   Заявить о нарушении