Рецензии о кино

ОСНОВНАЯ СТАТЬЯ
http://proza.ru/2023/08/11/544

1989) "Свой крест " научная интеллегенция. Фильм снят по повести Юрия Трифонова "Другая жизнь". Молодой историк Раков начал заниматься поиском еще оставшихся в живых провокаторов царской охранки, что вызывает недовольство как начальников, так и быдловаты. В конечном итоге он находит неожиданную смерть. Жена решает продолжить его дело и это оставляет лучик надежды в конце. Сам фильм сугубо перестроечный: сумбурный,бессмысленный; мистика и к месту, и не к месту. Этот бред мог появится только после ликвидации цензуры. Для начала немного женской груди, ну как же без этого раньше запрещалось, потом туловище медленно отделяется от тела кровь там жилы и все такое, затем нужно показать как плохие чекисты расстреливают совершенно невинного человека, да посмотрите на него у него же взгляд совершенно невинного человека, потом тотальная слежка за главным героем, потом спиритические сеансы с участием наших научных кадров, обыск в квартире и в финале смерть главного героя у наполняющиеся ванны, бедные соседи с низу еще бы немного и все бы потекло у них с потолка, а нет еще забыл, в лесу психбольница и попытка завести в болото главных героев... Жаль в повести-то как раз конфликт между мужем и женой. Муж считает, что ничто на земле не проходит бесследно, она же полагает, что жиджнь она одна, та которой мы живем. Он умирает от психологической несовместимости с этой нашей единственой обыденной жизнью

1987) "Забытая мелодия для флейты" мелодрама о бюрократизме; при выходе фильм рассматривался как резко критический. В нем глухо упоминалось о различии между жизнью номенклатуры и простых людей на закате советской власти, о расплодившемся бюрократизме... Великолопна сцена, когда оставшиеся без работы бюрократы (во сне гл героя) ходят с семейством по электричке и сбирают себе на хлеб насущный. По прошествии лет критический запал представляется весьма скромным, а сам фильм -- сплошной и довольно дешевой мелодрамой. Леонид Филатов -- высокопоставленный чиновник влюбился в медсестру и ушел от жены. А жена у него не хры-хры, а дочь туза. И вся карьера героя начинает сыпаться. Он впадает в дрейф и возвращается к жене. Но и у него, оказывается есть чувства и на почве кобеляжа возникают проблемы с сердцем. У изголовья больного две подруги меряются любовью и великодушием. Финал, как водится, открытый.


1984) "Успех" Молодой режиссёр Филатов стремится поставить чеховскую "Чайку" классику своим особееным образом. При этом он жесткими методами пытается добиться от актеров той игры, которая, как он считает, необходима для спектакля. Постепенно актёры начинают понимать, что классический текст, каждая реплика говорит об их собственных сегодняшних проблемах, выражает их сегодняшние мысли и чувства. Тему картины можно обозначить как "классики и современники" или "искусство как ремесло и искусство как откровение". Реализуется она редко используемым, хотя очень старым композиционным приемом -- театр в театре. Персонажи и коллизии "Чайки" перекликаются с персонажами и коллизиями "Успеха". Филатов частично напоминает Треплева, Фрейдлих вылитая Аркадина, Дуров -- Тригорин. Этот фильм можно считать своеобразной экранизацией. Авторы как бы ставят эксперимент, как повели бы себя чеховские персонажи в рамках производственного конфликта, разворачивающегося в специфической театральной среде. Филатов при этом очень распространенный тип советского руководителя, который для выполнения производственных задач ломает людей через колено. Его метод как режиссера состоит в том, чтобы активизировать сущность актеров в играемых ими персонажах, отойти от наработанных штампов, заставить актеров сыграть самих себя, высказать в ролях свою боль и свои фобии

1982) "Личная жизнь Деда Мороза" латыш. художественный фильм. Рассказ о новогодних приключениях "среднего" актёра Роберта, подрабатывающего на детских ёлках в роли Деда Мороза и уже давно плюнувшего на актерские амбиции. И вдруг главреж предлагает ему играть Гамлета в новой постановке. Все ошарашены. "Да какой же он Гамлет? Какой-то ненормальный. То ли Гирт Яковлев. Красавец. Настоящая звезда. Вот кому нужно играть Гамлета" -- "А вы думаете Гамлет был нормальным? Никогда не могу объяснить себе многих его поступков". И сам герой ошарашен. И словно пробуждается от спячки. Начинает переосмысливать свою жизнь, да так резво, что получает от симпатизирующей ему Снегурочки тортом по харе. Утренники сорваны, домой идти не хочется. И он идет в театр, который уже опустел в канун Нового года. И здесь его встречает главреж. "Да классно тебе врезали. Теперь я вижу, что ты готов играть Гамлета. Так идем, идем, начнем репетировать прямо сейчас"

1978) "Несколько интервью по личным вопросам" Еще один вариант советской мелодрамы противоречия личного с общественным. Героиня не замыкается в быте, не хочет ограничивать свою жизнь узким мирком личной жизни. Она отказывается от высокооплачиваемой должности ответственного секретаря газеты, потому что её призвание - журналистика, ежедневное общение с людьми, посильное участие в их судьбах. Она чувствует себя ответственной за то, что происходит рядом, и её жизнь немыслима без помощи другим людям. Журналистка распутывает узел сложных человеческих взаимоотношений, пытается помочь людям, наладить чужую личную жизнь. А у самой, оказывается, своя не складывается. Ей бы впору не чужие судьбы устраивать, а свою собственную

1976) "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" Арап, влюбился в боярыню. Она в него тоже. Царь прямо-таки мечтает его поженить. Боярская семья против, но не очень. Вся проблема в Арапе, у которого комплекс чернокожей неполноценности. Пока Петр силком не соединяет влюбленных.

Михаил Шолохов с подачи С. Семанова 14 марта 1976 направил письмо Л. Брежневу, резко отрицательно оценив фильм, 'в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ... ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний'. в записке секретаря ЦК КПСС М. В. Зимянина, которая прилагалась к этому письму, отмечалось: "изображать дело таким образом, что культура русского народа подвергается ныне особой опасности, связывая эту опасность с "особенно яростными атаками как зарубежного, так и внутреннего сионизма" -- означает определенную передержку по отношению к реальной картине совершающихся в области культуры процессов. Возможно, т. Шолохов оказался в этом плане под каким-то, отнюдь не позитивным, влиянием".

Народные сцены предельно лубочны, водевильны и, если не глумливы, то зело шутейны, даже саркастичны. Карнавал и маскарад, одно слово. В картине очень интересно, на мой взгляд, прозвучали темы - отношение к наукам, к книгам, к женщине, к любви, к дружбе. К своему делу! Как Петр наравне с мужиками работал, носом не воротил,требовал от всех качественной работы в кораблестроении, умер рано от такой -то жизни. Хоть и много для России сделал, но царь был злой

1975) "Обретёшь в бою"

по роману В. Попова. Основной конфликт романа противостояние между директором завода, демократом, который топит за то, чтобы всячески поддерживать и развивать инициативу работников и гл инженером-авторитаристом, главный принцип которого "разделяй и властвуй". Гл. инженер становится на какое-то время директором крупного металлургического завода и совершенно разваливает производство. В итоге приходится возвращать старого директора, который и спасает производство. Роман интересен детальным описанием как металлургического производства, так и описанием такой сложной структуры, как современный завод Фильм целиком иллюстративен и совершенно непонятен без знания романа. Сам фильм разбит на ряд новелл. В одной из них поставлена проблема является социалистического соревнования, в котором заранее известен победитель. Так, в мартеновском цехе соревнующиеся сталевары заранее находятся в неравных условиях. Мартеновская печь N 3 более совершенна, чем другие и даёт бо?льшие результаты, однако полученные таким образом рекорды не зависят от мастерства сталеваров, что подрывает веру в соревнование, рождает неравенство в рабочей среде. Кстати, проблема действительно серьезная, и ее корни лежали в плохой управляемости экономикой, когда успехи достигались концентрацией сил и средств на отдеольных участках при неглижировании остальных.

1973) "Как закалялась сталь" Фильм для многих поколений действительно стал иконой, примером для подражания. Собственно, режиссёр Николай Марченко делал именно фильм-икону. "Нашему обществу нужны идеалы. Без них мы пропадём. Идеал - это маяк, на свет которого тянутся миллионы. И Корчагин был таким маяком". По сравнению с романом фильм был примитивизирован. Из него убран был Павка сомневающийся, Павка закаляющийся и просто Павка размышляющий о роли личности и партии, хотя эти размышления и были вполне в духе идеологии, но вот размышлять-то даже в правильном направлении иконный образ был не должен

1972) Все то, на чем основывался фильм "Степень риска" (название сценария Габриловича), убрано за экран -- жизнь учреждения, будни учреждения, люди. В картине ученый не в парадном мундире достижений и не в огне борьбы с консерваторами, а одинокий старик, неудачник по жизни, замкнутый в рамках своей квартиры. И хотя внешне его одиночество весьма комфортно, но счастья нет. Картина тогда не очень полюбилась зрителю, а кто посмотрел потом плевались: "Почему мы должны сочувствовать этому придурку. Одинок он видишь ли. Его бы да в наши квартиры -- он бы и забыл о своих личных проблемках". А сегодня фильм смотрится по-другому: на первом плане щемящая поэма об одиночестве, а бытовая обстановка не более чем антураж

1971) "Достояние республики"

приключенческий, исторический

В фильме есть все характерные черты фильмов о послереволюционом времени: голод и беспризорность, переполненные поезда, революционные матросы и солдаты, красная конница, происки 'бывших' и трудный путь наиболее честных из них к сотрудничеству с новой властью, доблестная борьба уголовного розыска с валом преступности, вольные банды и их колоритные и жестокие атаманы. Но сама история настолько необычная и фантастическая, что ее скорее можно назвать костюмным приключенческим фильмом на историческом антураже. В центре дружба-противоборство в поисках похищенного шедевра два персонажа. Один из них ('Можешь называть меня Маркизом.') - фигура совершенно фантастическая, как будто бы пришедшая в мир революционной фантазии из совсем другой литературы - стрелок, фехтовальщик, менестрель, странник по мирам, который гораздо естественнее смотрится в пудреных париках и мушкетерских плащах, чем в костюмах той эпохи, в которой ему довелось быть (А. Миронов). Другой - сотрудник молодого и еще неумелого уголовного розыска, дитя своей эпохи, наивный, прямолинейный и полный светлых надежд (О. Табаков). Фильм подкупает своей легкостью, и о политике особо не задумываешься

1961) производственный

"Битва в пути" типичный производственный фильм. Нехороший парень здесь директор завода, который пытается управлять авторитарными методами, а хороший демократ, опиратель на творческую инициативу рабочих. У плохого парня жизненные ценности, типичные для советского карьериста-производственника: быть на хорошем счету в министерстве, а для этого нужен план любой ценой, чаще ценой штурмовщины в конце квартала или года, а за это потом раздать всем премиальные, занимаясь уравниловкой в зарплате; -- властвовать над всеми, кто его окружает, и считать чужое мнение -- как угрозу его собственному благополучию. Вот только у положительного антагониста-демократа рыльце в пушку на личном фронте: женатый, а влюбляется в молоденькую Фатееву. Особый интерес представляют рассуждения героев о принципах устройства советской и капиталистической экономик, роли партии, местного управления и 'менеджмента' на заводе. Но они скорее интересны историку, чем зрителю. Да постсоветский зритель и не поймпт их: слишком далеко и не в том направлении развилась российская действительность. Конец, как и положено, счастливый. Все ретрограды с руководящих постов изгнаны. На их места пришли новаторы и "настоящие коммунисты". Фатеева тихо уехала. Бахирев изживёт любовную драму в работе. Заводская молодёжь въедет в новые квартиры.

1936). "Депутат Балтики"

Революционная тематика, об ученых

История профессора Полежаева (прообраз великий ученый - Тимирязев), перешедшего на сторону революции, подана подчеркнуто в черно-белом антураже (пушистые большевики и гады все остальные). Сам образ Полежаева, этакого старичка-бодрячка очень, убедителен и интересен, но, кроме нескольких внешних схожестей к Тимирязеву имеет весьма косвенное отношение, ибо Тимирязев всю жизнь был темпераментным бойцом, как и его прадед, астраханский губернатор, попавший на каторгу при Николае I отнюдь не за революционные убеждения, а за казнокрадство, чудовщное даже для привыкшей к таким шалостям России. Потомок же очутился на революционной стороне еще до 1917 г, правда, в меньшевистском формате.

Трансформация Тимирязева из бойца, хоть и перешедшего на сторону большевиков, но отнюдь не в подарочном для них формате, в милого безобидного чудака, погруженного в свои бабочки и весьма далекого от жизни мне представляется весьма симптоматичной. Этот тип ученого стал доминирующим в научной тематике советского искусства


Рецензии