Дагур. КОТ, КУАА КОТ в ав. яз
Дагур. КОТ, КУАА КОТ в ав. яз.
"Протомонгольские племена, проживавшие в Центральной Азии во II—I тысячелетиях до н. э., создали так называемую культуру плиточных могил. В 209 году до н. э. царь Модэ основал государство Хунну (209 год до н. э. — II век н. э.) на Монгольском плато. Монгольские учёные относят Хунну к протомонголам".
"Моголы, хазарейцы, чараймаки (вкл. джемшиды, фирузкухи, таймани, теймури, аймак-хазара) в Афганистане имеют монгольское происхождение, однако в настоящее время за исключением моголов являются ираноязычными народами".
Русскоязычная Википедия
Эту основу мы уже сопоставляли в её халхасском фонет. варианте, в котором "к" (изначально "къ") везде перешло в "х". При сопоставлении с монгольскими языками нами подмечено большая схожесть с фнетическим обликом именно дагурского языка, это, напр. частое "к" вместо халхасского "х", а во-вторых, лабиализация. Тем не менее, в нахско-дагестанских языках, представлены как дагурские (они превалируют), так и халхасские формы.
Дагурский язык отличается большей архаичностью и некоторой близостью с маньчжурскими языками. Дагурский язык длительное время находился в изоляции от других монг. языков и с одной стороны оказался под влиянием как маньчжурского, так и киайских языков, а с другой сохранил ряд архаичных собственно монгольских черт.
Дагурские лексемы вообще дают высокий процент совпадения с нахско-дагестанскими языками и, естественно, не только с лексикой ауарского языка. Этот язык требует постоянного внимания со стороны тех, кто решил заняться сопоставлением нахско-дагестанской лексики с монгольской. Но, к сожалению, на русском языке мало что опубликовано. Дагурскому языку посвящены работы в основном на китайском языке.
Ав. КЪВАТI (qwat') "улица, улочка, двор";"место вне дома", КЪВАТIИСА "снаружи, со двора, с улицы", КЪУТIУЛ ЧИ "не местный, бродячий, не имеющий родственных связей, никчёмный человек"; в диалекте зафиксировано къвакьI "ущелье": дагур. КОТ "двор", также КУАА КОТ; КОТУН "город", КОТУН ГЯА "городская улица, бульвар".
Ав. форма в фонетическом плане особо близка дагур. КУАА КОТ.
Халха-монг. ХОТ "город"; группа юрт, стойбище", ХОТГОР "впадина, котловина",ХОТХОН "городок", ХОТОЧ "охраняющий стойбище" (хоточ нохой "дворовая собака").
Значение "впадина, котловина" (ХОТГОР) совпадает с ав. диал. "ущелье" (къвакьI)
Вероятно, сюда же ингуш. КОВ, бежт. БЕЖ-КЪАТI "двор"
? дарг. диал. ХIЯЯТ "двор". К дарг. форме примыкают схожие лезгиские и татское обозначение "двора". Все эти лексемы, которые мы поставили под сомнение могут быть иранскими заимствованиями. К тому же у нас нет должной уверенности в том, что эти лексемы родственны монг. основе.
МОГЪОЛКОТ - так афганские пуштуны называют родину, родной край, поселения местных могъулов/могъолов и ираноязычных хазара, чьё этническое прошлое связано со средневековыми монголами.
Напомним, что согласно молекулярно-биологическому анализу (ПЦР) народов Афгъанистана, проведённому зарубежными генетиками, популяции афгъанских и пакистанских хазара показали наличие родства по отцовской линии происхождения в первую очередь с ауарами (аварцами),кайтагами (кайтагцами), а не более им географически близкими популяциями Афгъанистана, Ирана и Ср. Азии. На этот факт в частности указал один из редких маркеров, выявленный также у уйгъуров КНР, узбеков Афгъанистана и кубачинцев Дагъестана. Мы предпологаем,что этот же маркер вполне может быть, как минимум, и у одного из казахских кланов (ысык) с заметно высоким показателем наличия гаплогруппы J1. Казахские "ысык", однако, согласно русскоязычной Википедии, считается монг. по происхождени. Остаётся без ответа вопрос о наличии этого маркера у ещё одной популяции Нагорного Дагъестана - лаков (лакцев), так как их генетическими данными упомянутый нами коллектив исследователей не распологал и никаких исследований с ними не проводил. Факт, что кайтагские даргинцы - это ближайшая генетическая родня ауарского народа в Дагъестане по отцовской линии происхождения. В Афгъанистане же это местные хазара и узбеки.
Ещё один интересный на наш взгляд момент исследования, это тяготение генетического профиля (по отцовской линии происхождения) монголов Внутренней Монголии не столько к монголам Внешней Монголии, а сколько к уйгъурам и цянам КНР. Причём, если современные уйгъуры - будучи европеоидной популяцией, активно теряли своих европеоидных женщин, то монголы Внутренней Монголии их активно приобретали, в конечном счёте оставив позади показатель наличия европеоидной (кавказоидной) примеси со стороны материнской линии происхождения, характерный для уйгъуров КНР.
Свидетельство о публикации №224032900812