Драккары против норманистов

Драккары против норманистов. Набеги норманов на Русь выдумка

Драккар картинка из интернета

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В книге «Прерванная история русов», в главе «История опускает шлагбаум на пути драккаров» кандидат исторических наук Л.П. Грот пишет: «Исследования в рамках подводной археологии проводятся во многих странах, в том числе в России и Швеции. В России есть такой проект, как «Подводное наследие России», научный руководитель которого – канд. тех. наук А.В. Лукошков. Результаты работ российских подводных археологов он представлял на ряде конференций, в том числе и на конференциях в Новгороде, публикации его статей доступны, скоро выйдет книга, поэтому я ограничусь резюме о результатах исследования в рамках руководимого им проекта. В частности, приведу выводы о возможностях плавания из Балтики до Днепра и по Днепру до Черного моря на скандинавских судах.»

          Важное место в системе аргументации норманистов занимает археология: «Археологические находки в Старой Ладоге, Рюриковом городище, в Поволховье, в Волго-Окском междуречье, идентифицируемые ими как скандинавские, якобы прекрасно подтверждают обрисованную выше роль скандинавов. «Археология, к счастью, отличается от истории тем, – писал недавно археолог Е.А. Носов, – что она хотя и наука молчащая, но оперирует конкретными находками, многие из которых можно хорошо атрибутировать… После этого уже и спорить порой не следует, а надо просто признать те или иные заключения».

          По данным полученным в рамках исследований подводной археологии о возможностях плавания из Балтики до Днепра и по Днепру до Черного моря на скандинавских судах, Лидия Грот пишет: «Вывод первый. Этот путь не мог быть выполнен на традиционных скандинавских килевых судах с несущей клинкерной обшивкой. Прежде всего, такие суда не смогли бы преодолеть пороги. Их длинные корпуса с выступающим вниз на 40–50 см килем в принципе не имели возможности пройти между торчащими вдоль русла многочисленными камнями.

          Но еще более невероятной кажется возможность волока, не говоря уже о переноске, любого из известных сегодня типов скандинавских кораблей вокруг порога Айфур – Неасит. В первую очередь из-за большой массы. Ведь эти выдающиеся по своим мореходным качествам суда имели массивный киль и штевни, на которые крепились бортовые доски толщиной 25–30 мм. Причем крепились внахлест с перекрытием в 20–30 % от их ширины, что соответствующим образом увеличивало массу дерева.

          Речь здесь идет об археологии подземной. Но с некоторого времени получило развитие новое направление археологии – подводная археология, занимающаяся отысканием обломков судов и их исследованием для определения того, какие суда ходили по каким водным артериям и пространствам, как развивалось судоходство. Причем специалисты, работающие в рамках таких проектов, обладают как археологическими, так и инженерными знаниями. И вот результаты этой археологии в работах норманистов блистают своим отсутствием.»

          Известны такие древние норманнские суда и лодки, как дракар, шнекер, кнорр (гокстад, найденный корабль в Гокстаде, еще они именовались скута или карфи, по сути разновидность кнорра, но длиннее.)

          «Слово «драккар». С древнескандинавского языка «драккар», дословно, переводится как «корабль-дракон» (от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль»). Драккары — это, прежде всего, парусно-гребные беспалубные судна, имеющие достаточно длинную и узкую форму с высоко поднятой передней частью (форштевень) …. Размеры кораблей викингов очень сильно варьируются. Как правило, их длина обычно была от 10 до 30 метров. Военные драккары, были не слишком длинными с целью сохранения скорости и маневренности, что было особенно важно во время морских налетов и грабежей .…» («Драккары викингов. Шедевр раннесредневекового кораблестроения» https://vk.com/hoplishistory)

          «Слово "шнека" (производное от норманнского "шнеккер" - змея) - обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина - 4,2-5,1 м, высота борта - 1,2-1,7 м, осадка - 0,5-1 м. Среднее водоизмещение - от 10 до 20 т. Экипаж - 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу до 25-35°. Для большей остойчивости укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.»(«Норманнский шнеккер»
          «Кнорр - большое судно для перевозки грузов. Кнорр - норвежский термин, обозначающий корабли, которые были построены для атлантических рейсов. Это были грузовые суда средней длиной около 54 футов (16 м), балка 15 футов (4,6 м) и корпус, способный нести до 122 тонн. Общее водоизмещение: 50 тонн. Они короче, чем длинные корабли типа Гокстад, но кнорры более прочные по конструкции… Длинные корабли типа Гокстад .. кнорр использовался для более длительных путешествий, морских перевозок и более опасных поездок, чем у типа Гокстад. Он был способен преодолевать 75 миль (121 км) за один день, содержал экипаж из 20-30 человек». («Корабли викингов - как назывались и чем отличались» http://na-yachte.ru/blog/100-korabli-vikingov.html)

          Как видим видов и названий судов норманнов не так много, функционально они предназначались главным образом для набегов и для увоза награбленного. Поэтому синонимов к слову лодка или судно у их потомков (норвежцев, шведов и датчан) мало.

          Л. П. Грот пишет, что: «Для проведения по маршруту «река – море» требовалось судно, которое должно было иметь малую осадку и небольшую массу, но в то же время пригодное для размещения 30–40 человек с грузом и обладающее устойчивостью, необходимой для плавания по морю. А эти требования при малой осадке могут быть достигнуты только за счет увеличения ширины корпуса. Известен только один тип славянских судов, который соответствует таким требованиям, поскольку создавался он именно для обеспечения перевозок по трассам, включающим мелководные реки и волоки между ними. И это струги.

          Термин «струг» явно связан с глаголом «строгать», который помимо России известен во всем славянском мире от Болгарии на юге до Германии на западе. Из глагола выводится название инструмента для строгания – «струг» и тип изготовленного им судна – струг в русском, украинском и белорусском, есть struga и в латышском.»

          Подводя итог исследований шведских и датских археологов Л. Грот делает заключение: «Избавляя читателя от технических подробностей, озвучу сразу вывод шведов: имеющийся археологический материал не содержит доказательств популярных ранее представлений о том, что скандинавы путешествовали по Руси на клинкерных судах викингского типа. Нет и надежных свидетельств письменных источников. История опускает шлагбаум на пути драккаров – в Восточную Европу им ходу нет.»

          Русские суда и лодки были приспособлены к навигации по рекам Русской равнины, которые были разными и имели свои особенности, поэтому лодки и корабли наших предков размерами и конструкциями сильно отличались, о чем говорят их названия.

          В словарях Даля, Срезневского и Дьякова и других найдём названия, сохранившиеся со времен Древней Руси. Перечислим их: скёдия, корабль, ладья, ловша, ушкуй, байдак, буса, дубас, дуб, насад, оляд, челн, брюкиш, учан, оснач, побус, лойва, кербат, струга, долбушка или долблёнка. С морем были связаны суда русских поморов коч, шняка и карбас. Много других названий судов до нас просто не дошло.

          «Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок.

          Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодья несла большей, богато орнаментированный холщовый парус. Гребцы укрывались от солнца под навесом» (В. Дыгало, М. Аверьянов. «История корабля. Ладья славян»
          «Набойница - большая лодка, перевозящая 500 - 600 пудов, пуд 16 килограмм, то есть от 8 до 9,6 тонн.

          Морской энциклопедический справочник: «Скёдия в Древней Руси VI — XI вв. - так называлось любое судно; то же, что «корабль» и «ладья».»

          Ловша - судно у новгородцев, типа река – море.

          Ушкуй – вид ладьи, использовали в своих набегах и походах новгородские ушкуйники. «В летописях они считались более крупными судами, чем ладьи. Обычно ушкуй строился из сосны. Киль его вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска, служившая основанием для поясов наружной обшивки. Она скреплялась с килем деревянными стержнями (гвоздями), концы которых расклинивались. Морские ушкуи (в отличие от речных) имели плоскую палубу только на носу и корме. … Судно обладало сравнительно большой скоростью плавания. Как морские, так и речные ушкуи несли единственную съемную мачту, располагавшуюся в центральной части корпуса, с одним косым или прямым парусом).» («Ушкуй — парусник новгородской вольницы.»
          «Байдак – речное судно с одним большим парусом.» («Материалы к словарю древне - русского языка И.И. Срезневского»)

          Буса. В Толковом словаре Даля. «Буса. ж. вологодск. дубас, днепровск. дуб, большая долбленая лодка, однодеревка, с острым носом, отрубистою кормой и округлым дном, большею частию с наделками, набоями, насадами, т. е. с набивными досками по бортам. Бусадник арх. водолив на барке.» Её разновидностью был побус.

          «Олядия, оляд, олядь - судно, лодка, корабль» «Учан - новгородское плоскодонное парусно. гребное судно 13-15 веков Были распространены до XVII в. почти на всех речных бассейнах Руси. Павозки служили не только для перевозки, но и распаузки более крупных судов. Сплав по течению, принцип использования судов в течение одной навигации или на один рейс и необходимость прохода по мелководным притокам наложили свой отпечаток на форму и конструкцию корпуса.» («сИстрия парусно – весельного флота О. Даникер
          Повозок или павозок - судно, лодка с мелкой осадкой

          «Лойва «большая лодка», только др.-русск. лоива "судно" (Новгородская I летопись под 1143 г» (Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера)

          По небольшим рекам использовали лодки и суда, которые перевозили не более 200 – 250 пудов или 3 - 4 тонны. Нет объяснения в словарях о предназначении и типе судов Древней Руси таких, как оснач, брюкиш, кербат - остались только названия.

          Из выше сказанного видно сколько названий судов было на Руси, то есть северные моря южное Русское море и реки Русской равнины имели огромное значение для племен и народов Руси, и мореходами они были отменными.

          По поводу набегов норманнов на Русь, на пограничные и прибрежные территории они были возможны, а в глубь Русской Равнины – больше похоже на выдумку.

          Лодки и суда норманнов, были больше приспособлены для морских набегов и для рек самого Скандинавского полуострова. «Речная сеть Скандинавского полуострова густая; реки преимущественно короткие, многоводные, бурные ...» Речные суда и лодки норманнов изготавливались для плавания по их рекам.

          Поэтому норманнским воинам в глубь по рекам Русской равнины и связанными с ними волокам передвигаться мягко скажем было затруднительно, нужна была разведка речных путей, знание глубины рек, наличие порогов, отмелей и конечно организация волоков.


Рецензии