Мысли на заметку. 31 июля 2020 года

       Неужели завтра август?

       Всё думаю, если Кант упоминает опыт, то какой опыт он имеет в виду. Опыт индивидуума или опыт «человека-вообще»? С материалистической точки зрения у «человека-вообще» не может быть никакого опыта. Вообще. Он возник из воды, камней и солнечного света. И в нём всё результат опыта, то есть a posteriori. У каждого отдельного человека, как и у Канта, всё уже заложено в голове, чтобы он был способен мыслить.

       Другими словами, вопрос «до опыта и после опыта» — это вопрос о нематериальном происхождении и существе человека. Лучше сказать, мыслящего субъекта. Опыт относится к объекту, но никак не к субъекту. Опыт есть материализация субъективного. Опыт есть объективизация. Весь вопрос в том, куда мы переносим сущностной центр своего «Я». И тут совершенно не надо выбирать материализм или идеализм. Моё есть, со всей очевидностью, и там, и там.

       И основополагающие понятия, категории, принадлежат не миру, а моей смысловой системе. Например, целокупность. Всё в мире составляет единое целое. Понятия не имею, составляет или нет, всё или не всё, а просто предписываю это миру в моей системе смыслов. В мире самом по себе не может быть целокупности как качества, ему присущего.
       _________________

       [...].


Рецензии