Цыганков Ю. Г. Бороться за себя

Опубликовано в газете Мэрии Москвы "Тверская,13" 14 июля 2008г.


"Не собираюсь кого-либо критиковать, упрекать даже упоминать.  Постараюсь лишь высказать личное мнение о положении дел в ветеранской организации нашего района в меру некоторых приобретённых познаний в этом вопросе.

10 лет состою на учёте в организации пенсионеров, ветеранов войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Сюда же добавили две организации инвалидов.

Мною как и моими знакомыми сверстниками за это время никто оттуда не поинтересовался, не поговорил, а самому побывать в ветеранской конторе всё было недосуг. Ведь все вопросы пенсионеры оперативно и квалифицированно решают в райсобесе. Три года назад там же мне уважительно заменили удостоверение "Труженик тыла" на "Ветеран войны".
Ощутил прилив  гордости, даже подумал,что уж теперь-то прибавят пенсию.Но  не свершилось до сих.А может оно и правильно...
 
Действительно,какой с меня, в 12-ть с половиной лет, вклад в Победу? Ведь  не по танкам,  пушкам или  по "калашам" работал. А всего лишь подсобником у инструментальщика дяди Феди на заводе рентгеновских  аппаратов в Казахстане, куда были эвакуированы  из Смоленской области. Голод,холод, неприкаянность испытали по - полной. Старался изо всех сил, вникал, матом не крыли.Котелок похлёбки и 400 400 грамм хлеба в обед принимал как  должное.Вот и думай,насколько значимы мои "оборонные" заслуги.         
 
Отец родом из Ржева там и погиб, не дал подступиться немцам к Ленинграду.

А по пенсиям  положение следующее. Наиболее высокое материальное содержание и другую поддержку имеют непосредственные участники  войны.Ни от кого не приходилось слышать недовольства по этому поводу. И народ согласен с таким подходом  государства к оценке  заслуги воинов.
Конечно,неизмеримо выше пенсии у бывших крупных чиновников, депутатов и др.
Но оставим их в покое, так, видимо, нужно.
У миллионов же остальных пенсионеров поддержка материальная .
Надо отдать должное Московскому Правительству за надбавку, бесплатный проезд в городе и за другие ощутимые знаки внимания пенсионерам.

В управе района меня попросили  вникнуть в содержание работы ветеранской организации.Встретили меня настороженно и даже подозрительно. Но когда по требованию собравшихся рассказал про своё житьё - бытьё с многочисленными,  вопросами-ответами, то народ оживился, просветлел принял,можно сказать, за своего.

Для Московского Правительства ветераны - самая уважаемая часть общества. Не случайно каждый годовой отчёт о проделанной работе столичное руководство начинает с ветеранов, об их делах,нуждах,запросах,скромных пожеланиях  по патриотическому воспитанию молодёжи. И так далее...

 Тем не менее  на душе как-то не комфортно. А как  сами ветераны? Они кто? В основном потребители и в лучшем случае - советчики?
 Среди нас немало энергичных, здоровых людей, способных и крышу покрыть на даче, и квартиру отремонтировать. Бегают в парках, поддают такого жару в парной, что молодым и не выдержать.
Хотелось бы ошибаться, но душок корыстолюбия,эгоизма, равнодушия у ветеранов предостаточно.
Попробую  развить эту тему.
Ветеранская организационная структура напоминает партийное построение:"певичка" - совет - президиум - председатель.Положением определены некоторые права членов организации, но про обязанности формулировок на порядок больше и выполняются они плохо.Частично по объективным причинам, но больше вследствие равнодушия и элементарной порядочности.

Работа в первичной организации пенсионеров не оплачивается, и это правильно. Но любопытный факт: большинство членов президиума совета ветеранов ,пребывают здесь уже лет по 20-ть. Кому-то это может казаться настоящим геройством. Но дело в том, что эти уважаемые по прежним заслугам активисты  не подготовили никаких помощников или дублёров, "занимаются" ветеранской работой в одиночку. Как может человек в столь преклонном возрасте вести сложную  работу с людьми, отвечать за её содержание?

Совещания президиума совета проходят бессистемно, без подготовки.Если кто-либо из неравнодушных пытался высказать свежую мысль, его просто обрывали на полуслове, "а зачем нам это надо", "вот ещё ерунду придумал", проявляли капризное упрямство и невоспитанность.

И уж совсем никуда не годится, когда вопросы, требующие особо внимательного обсуждения, решаются келейно, поспешно, лишь бы не допустить в застояшуюся атмосферу свежего притока..

Порой доходило до абсурда.Так, в президиум совета обратился помощник депутата Госдумы с просьбой составить список наиболее активных ветеранов для поздравления их с наступающим Великим Праздником да ещё и с презентом.

Какая возникла суета с воплями,  оброками, стонами..." Это не моё дело", "ничего не знаю", "на это надо месяц", " пусть сам делает"!  Пока кто-то, сгорая от стыда,не ударил кулаком по столу и на непечатной лексике не привёл коллег в чувство. Установил два дня и предложение было оформлено.
Причём, скандалисты записались первыми и получили от депутата открытки с солидным презентом.

Поинтересовался выборами в  первичных ветеранских ячейках. Приходили в основном люди преклонного возраста. 
Отчёты поверхностные, вместо выступлений - раздражённые реплики  и высказывания в основном по бытовым вопросам.

-Чего у нас  так хило?- спрашиваю у  соседа  с внушительной наградной планкой.Тот вгляделся на меня оценивающе и разразился тирадой. Привожу по записи в блокноте. "Наши ветеранские выскочки совсем заленились.По домам не ходят, с людьми толком не общаются.
Доброжелательных, отзывчивых сверстников немало. Но по своей скромности не высовываются, так уж воспитаны.  Не замечают их, может даже специально. Наш Союз-то развалился от засилья во власти дряхлых личностей, так и с нашим ветеранством происходит."

Про  эгоистичность и равнодушие отдельный разговор.
В нашем  105- ти квартирном доме осталось, по пальцам  пересчитать, ветеранов Великой  Отечественной войны. Знаем друг друга по имени-отчеству. Рядом со мной живёт 82-летний Виктор П., кадровый военный, исполнявший очень ответственную работу на гражданке.Диабетик, теряющий зрение и слух, но не утративший чувство юмора и доброты.

Выхожу как-то из дома и чуть не сталкиваюсь с соседом-ветераном, взерошенным и растерянным.
-Слушай,- кричит,-возле метро вроде бы Виктор лежит.
-А почему не подошёл, не разглядел?- спрашиваю.
Смутился, замялся, бормочет что-то.
Я бегом, через "не могу"- туда.
Действительно,Виктор...На корточках возле него - девушка (оказалось- студентка) щупает пульс другой рукой вызывает по телефону "скорую".
В общем. успела, ещё бы пяток минут, как сказала врач, было бы поздно.
Забрали в больницу подняли. Сейчас он на ногах, выходит на улицу.

 За час, что Виктор лежал полумёртвым, мимо прошли десятки таких же ветеранов, в том числе и сосед по дому,и никто не обратил на него внимание.

Через квартиру жил дядя Вася, так мы с ним по-свойски общались.Всю войну провёл  за баранкой "трёхтонки", доставлял на передовую нужный груз груз, награждён орденом "Славы".После фронта работал водителем специального  автобуса, которые доверяли только асам. Скромнейший, безотказный, в том числе и на просьбы друзей.
На ветеранские  мероприятия ходил как на праздник.
  На похоронах дяди Васи, кроме жены и дочери,были товарищ по гаражу и пара соседей по дому.
Ждали представителя ветеранской общественности. Не удосужился...

Невозможно не поделиться про баню. Сас я познал парную в далёком детстве, даже про это увлечение написал большоё рассказ, он Интернете опубликован.
Но в возрасте моих сверстников при все полезности этой привычки, горячиться совершенно не резон.Только по самочувствию и с подстраховкой..

Однажды в "Водолее", что на Можайке обратил внимание на троих престарелых посетителей, расположившихся в дальнем уголке моечного отделения.
Приблизился к одном из них, предложил помощь,  тот с удивлением,но охотно согласился.       



 











   


Рецензии