Некоторые аспекты инженерного обучения в хх1 веке

 
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ В ХХ1 ВЕКЕ

Педагоги всего мира пытаются найти  надежные способы и средства, когда при сохранении и даже уменьшении сроков обучения, не снижается качество подготовки  специалистов. На практике  они стараются реализовать самые разнообразные способы, методы, подходы, организационные структуры, новые активизирующие и интенсифицирующие  информационно-обучающие технологии. 
Проблемы активизации познавательной деятельности – это современная проблема повышения эффективности обучения. 
Ученые и педагоги стоят перед необходимостью создать обучаемому возможность и условия для усвоения огромного и непрерывно  возрастающего объема информации. Интенсификация учебного процесса стала главным делом большинства вузовских коллективов. Интенсификация - это оптимальное использование срока, отведенного для обучения студента (будущего специалиста) в стенах учебного заведения.
При этом резко не отрицается многовековой опыт обучения, а лишь ставится ряд  новых, дополнительных задач, таких как:
• научить    студентов  учиться самостоятельно;
• сделать будущих специалистов творческими личностями, способными к решению задач различной сложности;
• прививать обучаемым надежные навыки и умения в познавательной деятельности, и    прежде всего, работать самостоятельно;
• осуществлять постоянно комплекс  мероприятий, связанных с рациональным отбором учебной информации, соответствующей современному состоянию науки, техники, производства, культуры и перспективам их развития;
• совершенствование научной организации учебного процесса, заключающейся в глубокой продуманности и научного обоснования каждого предпринимаемого шага с точки зрения законов педагогики, социологии, психологии, теории информации, кибернетики и др. наук.
Главная  специфика обучения (в т.ч. и в техническом вузе)- осмысление получаемой учебной информации, переработка ее в сознании, анализы-выводы, установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной) и нахождение ответов на вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…
Задача обучения  состоит в том, чтобы закрепить необходимую информацию в памяти человека, обеспечить ее сохранение на достаточно длительный период для оперативного пользования.
Современное общество в своем развитии очень нуждается в творческих личностях. Доказано, что творческая способность более воспитывается  в детском, раннем отроческом возрасте, чем наследуется. Это указывает на необходимость правильного рационального обучения в юном и молодых возрастах.
Системный подход к подготовке специалистов может быть обеспечен только тогда, если весь процесс обучения будет связан с будущей деятельностью студента. Так Э.Эрроу пришел к концепции “обучение во время работы”, т.е. методы эффективно осваиваются посредством постепенного и постоянного обучения на  рабочем месте.
Замечено, что в практической деятельности, как правило, специалисты не запасают знания “впрок”, а делают их по мере необходимости.
Как правило, студент не в состоянии освоить всю лавину учебного материала, так чтобы он в его руках стал инструментом деятельности.
 Отбор учебного материала должен вестись по известному принципу: “брать с собой в дорогу не то, что может пригодиться, а только то, без чего нельзя будет обойтись. Но уж с тем, что “взято в дорогу” необходимо уметь пользоваться.
  Необходимо всегда помнить, что на всех уровнях учебной работы следует освобождаться от изучения справочного материала, ограничиваясь информацией о его существовании.
    Студент, поставленный в основном в условия приобретения готовых знаний, постепенно теряет свою природную активность и стремится не столько к самостоятельной работе мысли, сколько к получению готовых рецептов.
Общеизвестно, что инженерные знания представляют собой систему знаний из многих дисциплин. В специальных дисциплинах синтезируются знания, полученные при изучении общенаучных дисциплин (физика, математика) и общетехнических (теоретическая механика, электротехника и т.д.). Превращение знаний, полученных из базовых дисциплин в комплексное, системное инженерное знание, должно осуществляться в процессе их изучения. Если знания базовых (фундаментальных) дисциплин органически не связываются со специальностью, то часто они дают мало пользы для будущей практической деятельности.
Педагогическая практика убеждает, что знания, добытые собственными усилиями, во много раз прочнее, чем знания, поданные в готовом виде, а умение самостоятельно получать новые факты способствует формированию творческого мышления. Выпускаемые вузом специалисты  должны стремиться стать «искусными организаторами», которые согласно А.К. Гастеву (выдающийся специалист по НОТ) это те:, «кто может развернуть ДЕЛО в сжатых положениях; в ограниченном куске времени; на очень ограниченном, небольшом пространстве; с небольшим количеством инструментов; с ограниченным материалом…».


Рецензии