Неравный брак

Написано очень давно...

Вечерами тёмными, вечерами длинными,
Всё ждала желанного девица гонца.
Свечи тихо плакали, слёзы молча капали,
Будет ли согласие родного отца.
Душенька печалится, как же дело сладится,
Согласится ль папенька их благословить.
На женитьбу-свадебку, на чужу сторонушку,
Доченьку-кровиночку с Богом отпустить …
(Татьяна Киселевич)

Неравный брак

В доме помещика Игната Силовича Кутятьина царил переполох. Прямо накануне свадьбы, никого не предупредив, исчезла его единственная дочь. Это было ударом по репутации, всеми уважаемого помещика. Да и будущий зять, князь Охлыстин, будет в негодовании. Ведь уже столько денег потрачено на музыкантов да столичных поваров, гости почти все приехали. А тут, на тебе, невеста сбежала.
Сам Игнат Силович сидел на дубовом, обтянутом кожей, диване в своём кабинете и предавался размышлениям:
«Что я теперь скажу князю Охлыстину? Ведь он так любит Вареньку, и души в ней не чает! И чем ей он не угодил? Ну, старый, зато богатый. Почти глухой, а что ему слышать-то надобно, чай в оперу князь не любитель ходить. А для Вареньки это даже хорошо, меньше скандалов. Подслеповат, так не увидит того, что ему не надо. Варенька молодая девушка и от скуки, сидя со старым вдовцом, умирать же не будет. А теперь плакали мои надежды на титул! Нет свадьбы – нет и его! А у князя Ильи Игоревича связи в самом Санкт-Петербурге! Ведь, как-никак, с отцом нонешего императора не в одном сражении участвовал. Отсюда ему и почёт с уважением от самодержца! Ну, ничего, найду беглянку, больше в бирюльки с ней играть не стану! Как миленькая женой князя будет!»   
Помещик, то и дело, протягивал руку к графину с «анисовкой», что стоял на секретере. Считалось, что употребление её или «вишнёвки», способно уберечь, как от «грудной жабы«, так и от сердечного удара. Как раз от последнего, Иван Силович и старался уберечься. Уж больно навредничала ему дочь, того и гляди, сердце не выдержит. А ведь ещё надо объясняться с князем!
Игнат Силович, закурив трубку, с любовью посмотрел на портрет своей жены, что висел над диваном.
«Милая моя Настасьюшка! Как жаль, что нет тебя рядом со мной! Уж, кого-кого, а тебя бы Варенька послушалась!» – вновь задумался он.
Время перевалило уж за полдень. А Игнат Силович всё сидел в своём кабинете и размышлял.
Вдруг за окном послышался звук подъезжающей повозки.
--Кого там ещё черти принесли?! Подумать хорошенько в одиночестве не дают! – пробурчал помещик и налил ещё рюмочку «анисовки».
Тут послышались быстрые шаги, а затем постучали в дверь.
- Кого там чёрт принёс?!— воскликнул Игнат Силович, поперхнувшись дымом.
--Это я, барин, конюх Илья, -- послышалось снаружи.
-- Входи уж, -- произнёс Игнат Силович.
--Барин, князь Охлыстин, изволили приехать! – произнёс конюх, входя в кабинет.
«Принесла нелёгкая!» – подумал помещик, а вслух сказал:
--Скажи ему, что давно его ожидаю. Передай Меланье, пусть самовар ставит. Надеюсь, к чаю у нас есть, что-нибудь подобающее, --
--Барин, ежели чаво, так я в лавку сгонять могу! – предложил Илья.
--Да иди уж, боговый. Знаю я твои походы. Пойдёшь трезвее стёклышка, вернёшься, бодливее барана. И снова жену свою, Меланью, ни за что ни про что, побьёшь, -- ответил конюху Игнат Силович и тот, ухмыльнувшись себе под нос, ушёл выполнять его приказ.
Помещик нехотя встал, надел костюм, и вышел в гостиную. Вскоре туда вошёл князь Охлыстин с букетом алых роз, сияя улыбкой.
--Приветствую Вас, милый князь! – воскликнул Игнат Силович, идя навстречу к нему.
--И я рад видеть тебя, Игнат! А где моя будущая жёнушка? Ещё не проснулась или носик пудрит? – поприветствовав, спросил Охлыстин.
«Вот он, момент истины! А не потянуть ли мне время?» – подумал помещик.
--Дорогой князь, а не испить ли нам с Вами «анисовки»? Вы же сами, давеча, говорили, что Меланья моя отменную водку делает, — спросил Игнат Силович.
--Отчего же, можно и отведать, -- согласился Охлыстин.
--Меланья, неси анисовку, да пошустрей! – крикнул помещик.
--Слышу, барин, слышу! Счас принесу! – послышался голос жены конюха.
Вскоре она вошла в гостиную с запотевшим графином и двумя рюмками.
--Чаво есчё, барин? – спросила Меланья.
--Нужно будет – позову! – ответил ей Игнат Силович и она ушла.
--А хороша дочь у тебя, Игнат, право слово! – воскликнул князь, чуть пригубив водки.
--Спасибо за такие слова, Илья Игоревич! И впрямь, краше моей Вареньки, во всём уезде не сыщешь! – ответил помещик.
--И всё же, где дочь твоя? – вновь поинтересовался князь.
«Вот заладил, где да где? Кабы я знал!» – подумал Игнат Силович, а вслух сказал:
--Зачем же так торопиться-то, Илья Игоревич! Вся жизнь впереди у Вас с ней!—
--Оно-то верно, но дюже хочу лицезреть её, -- спокойно ответил князь.
--Борька, живо ко мне! – позвал помещик своего прислужника.
--Чаво надобно, барин? – спросил тот, появляясь в дверном проёме гостиной.
--Иди-ка ты к дочери моей и поторопи. Скажи, мол, ждут её отец с женихом! – приказал ему Игнат Савельевич.
--Так это, барин … -- начал было Борька.
--Ты что это, спорить удумал! – гневно воскликнул помещик, покрываясь пунцовыми пятнами.
Того как ветром сдуло.
--Ну вот, сейчас Варенька к нам спустится и Вы с ней свидитесь, -- произнёс Игнат Силович, а про себя подумал:
«Убью я этого гадёныша, чуть не выдал ведь! Уедет князь, прикажу Гавриле-кузнецу хорошенько выпороть Борьку, чтоб впредь наука была!»
--Барин, ан нет там дочки-то Вашей, -- произнёс горе-вестник, вернувшись.
-- Как это нет! Я же утром её там видел! – воскликнул Игнат Силович.
--Барин, а я-то причём здесь?— спросил Борька, отступая от гнева помещика к дверям.
--Да иди уж, ладно, -- спокойно произнёс помещик, и прислужник быстро скрылся из глаз.
--Я не понял что-то, где Варвара? – спросил князь, подымаясь с дивана, на котором они сидели.
--Пошла, наверное, воздухом подышать. Она часто так делает. Утром уходит и лишь к обеду приходит. Молодая, сами понимаете же, -- ответил спокойно Игнат Силович, хотя внутри всё сжалось от предчувствия беды.
--А, тогда ничего, Игнат, пусть погуляет напоследок. Спасибо тебе за гостеприимство, но мне придётся откланяться. Дела, понимаешь ли, ждут, -- произнёс князь Охлыстин.
У помещика с души камень пудовый спал от его слов.
--Я ей обязательно передам Ваши цветы, милый Илья Игоревич, -- сказал Игнат Силович.
--Ну, что же, тогда до завтра. Не забудь, в десять утра венчание, -- попрощался князь и вышел на улицу.
Только когда стих цокот копыт лошадей, что уносили повозку жениха, Игнат Силович вздохнул полной грудью.
«Уф, пронесло на этот раз! Осталось ещё время для поисков!» – подумал он, наливая «анисовки» и залпом её выпивая.
--Борька, Иван, живо ко мне! – воскликнул помещик.
Те вскоре явились на его зов.
--Собирайте людей и найдите мне мою дочь! Хоть под землёй ищите, хоть под водой, а она должна быть здесь до завтрашнего утра! Зайдите в дом к этому безродному учителишке Митрофанову! Вдруг она там?! – приказал Игнат Силович и конюх с прислужником удалились.
«Спокойно, Игнат, спокойно! Побереги сердце!» – подумал помещик и снова залпом выпил «анисовки».

А его «непутёвая« дочь, тем временем, находилась в объятиях своего любимого.
-- Милый мой, давай уедем отсюда, куда глаза глядят! Туда, где мой отец нас никогда не найдёт!— воскликнула Варвара.
--Любимая моя, куда ж мы без денег-то? Подожди, вот улягутся страсти, пойду к Игнату Силовичу и не уйду, пока не даст нам своего благословения, -- ответил ей учитель.
-- Непутёвый ты, Алёшенька. Но люблю я тебя очень и послушаюсь твоего совета, -- произнесла девушка и поцеловала его в щёки.
Она любила своего отца, но никак не хотела выходить замуж за этого старого князя. Зачем он ей?! Она молодая и красивая, а он своё уж отжил. Папеньке, видите ли, возвышения в обществе захотелось. Уж мнить себя графом начал. Так пусть бы сам и выходил за князя, ведь ей-то титулы не нужны совсем. Ну, и пусть нелюбимый жених несметно богат, но разве в этом счастье?! Для Варвары счастье заключалось в жизни с любимым человеком. Пусть в шалаше и в нищете, зато не надо никого обманывать!

Но Игнат Силович, на дух не переносил, её Алёшеньку. Мол, что взять-то с него?! Гол, как сокол, а в карман, даже лежалого пятака, нет! Что он может дать Варваре? Стихи, дак разве от них сыт будешь?! Любовь, дак разве она способна заменить звон монет?!
Ведь и с Настасьей, матерью её, они не сразу полюбили друг друга. А потом ничего, шестнадцать лет прожили вместе! Так и дочь воспитали, и состояние нажили!
А этот, Алёшка Митрофанов, учителишка местный. Что он от своего ремесла-то имеет? Ни..че..го! А Варвара заслуживает богатства и восхищения двора! Князь не вечен! А после его смерти, пусть хоть за конюха Илью замуж выходит!

«Бедный мой Алёшенька! Ему бы хватки моего отца, да смелости душевной! Ну, ничего, будь что будет, а от слов своих я не откажусь!» – подумала девушка.
Вдруг забарабанили в дверь учительского дома.
--Это за мной! Не открывай, милый мой! – воскликнула Варвара.
-- Эй, учитель! Открывай счас же, не то дверь вышибем! – послышалось снаружи.
--Не бойся, Варенька. Я не дам тебя в обиду, -- ответил Алексей.
Дверь, поддавшись натиску, рухнула внутрь дома.
--Варвара Игнатьевна, негоже так поступать супротив батюшкиной воли! Да и князь заходили уже и Вами интересовались! – громко произнёс Борька.
А Илья с Гаврилою вязали руки учителю.
--Тебя же, сучий сын, добром просили, открой дверь! А ты что в ответ?! – бурчал конюх.
--Не трогайте его, варвары! – кричала девушка, пытаясь оттеснить людей отца.
--Варенька, мне ничуть не больно! – воскликнул учитель и тут же получил удар в челюсть.
--Молчи, ирод, а то хуже будет! – только и услышал он голос Гаврилы, теряя сознание.
--Сволочи, вы же убили его! – закричала Варвара.
--Да нет, барыня, только слегка оглушили. Пусть Игнат Силович с ним разбирается! А теперь собирайтесь, темно уж на дворе. Да и батюшка Ваш уж заждался, -- спокойно произнёс Илья, ухмыльнувшись.

--Варенька, что ж ты позоришь-то меня! Взяла и сбежала! Нехорошо так-то с отцом поступать! – поучал помещик свою дочь, когда её доставили обратно в дом.
-- Батюшка, да не люб мне этот князь! Вот Алёшенька мой, совсем же другое дело! – воскликнула Варвара.
--Вот что, тебя я до утра запру в твоей комнате. Да охрану под окнами и у дверей поставлю! А учителишку твоего безродного, покамест в чулане заточу. А после свадьбы выпущу, тогда он уже ничего сделать не сможет! – воскликнул Игнат Силович.
Варвара заплакала.
--Жестокое у тебя сердце, батюшка! Вот была бы жива матушка! – причитала она.
Но ничего ей не ответил Игнат Силович. Запер в комнате и поставил у дверей Борьку, а на улице Гаврилу.
«Ну, ничего, ещё посмотрим, чья возьмёт!» – подумала Варвара и успокоилась.
А её отец вернулся в свой кабинет и опорожнил до конца графин с «анисовкой». Затем сел на диван, зажёг трубку и, смотря на портрет жены, сказал:
-- Ну, вот, Настасьюшка, завтра дочь наша станет княгиней Охлыстиной. А там и я получу место при дворе императора с титулом в придачу, --
Вскоре барский дом погрузился в ночную тишину, только что-то бормотал в конюшне пьяный Илья, да причитала его жена Меланья.
Наступило утро. Игнат Силович позволил себе побольше понежиться в кровати. Да и куда было спешить-то! Дочь дома, сидит взаперти. Хахаль её в чулане спит. Скоро венчание со свадьбой и новая жизнь!
--- Барин, барин, проснитесь! – послышался за дверью спальни голос Борьки.
--Чего там стряслось, ни свет, ни заря ещё! – недовольно крикнул помещик.
--Тут слуга князев приехал, Вас срочно требует! – произнёс громко прислужник.
«Вот неймётся-то князю! Потерпеть до венчания не может!» – подумал Игнат Силович, а вслух сказал:
-- Пусть ждёт в кабинете меня! Да смотри, чтобы он ничего не стащил! ---
Когда помещик увидел слугу князя, то сразу почувствовал неладное. Он вошёл в кабинет и потянулся за «анисовкой», но, вспомнив, что вчера всю её допил, сел на диван.
-- Игнат Силович, мой хозяин скончался сегодня ночью! – произнёс слуга.
«Вот и всё, конец всем надеждам!» – подумал помещик.
--Меланья, «анисовки» принеси, живо! – крикнул он.
--Вам вместе с дочерью надлежит прибыть в дом моего хозяина, чтобы выслушать его последнюю волю, -- продолжил слуга князя.
--Ох, беда-то какая! – воскликнул Игнат Силович, хватаясь за голову.
Вошла Меланья и поставила на секретер графин с водкой. Помещик залпом выпил три рюмки. А слуга князя лишь облизался.
--Выпей и ты, братец, за упокой души хозяина, -- предложил ему Игнат Силович.
--Благодарствую, барин, - ответил тот и осушил рюмку анисовки.
--Меланья, поди, разбуди Вареньку и скажи, пусть спускается в кабинет!— приказал помещик, протягивая кухарке ключ от комнаты дочери.
--Что случилось, отец? – спросила та, вбегая к нему.
--Горе великое, доченька! Жених твой ночью скончался, упокой его душу Господь! – воскликнул Игнат Силович, выпивая ещё рюмку «анисовки».
«Теперь я смогу жениться на Алёшеньке!» – подумала Варвара, а вслух сказала:
--Жаль его, хоть и не люб он мне был, --
--Теперь мы с тобой должны пойти к нему в дом и выслушать его последнюю волю, -- произнёс помещик.
--Только выпусти сначала учителя из чулана, папенька, -- попросила его дочь.
--Эй, Борька, выпусти Митрофанова! – повелел помещик.
--Алёшенька, старый князь умер. Теперь мы с тобой поженимся, -- сказала Варвара на ухо своему любимому, когда его освободили.
--Жаль его, хороший был человек! Скольким людям при жизни помог, да и школа построена на его деньги, -- произнёс учитель.
--Меланья, неси завтрак! – приказал Игнат Силович.

Позавтракав, помещик с дочерью, на княжеской повозке отправились в дом покойного.
Вскоре они были в доме князя Охлыстина. Там их уже ждали. Игнат Силович сел с дочерью сел на диван и приготовился внимать последнюю волю усопшего:
-- Я, князь Охлыстин Илья Игоревич, находясь в здравом уме и светлой памяти, перед лицом смерти, завещаю:
1. Всё моё движимое и недвижимое имущество Игнату Силовичу Кутятьину, моему старому доброму другу;
2. Всё моё состояние, как в денежных знаках, так и в золотых слитках, моей несостоявшейся жене, Варваре Игнатьевне Кутятьевой.  В знак искренней любви;
3. Моему верному слуге Кондратию, за преданную службу, жалую свой гардероб и лошадей с повозкой;
4. Жене его, Марфе, кухарке моей, оставляю всю скотину, вместе с постройками.
Прошу похоронить меня на старом кладбище, рядом с моей женой и сыном, -- закончил зачитывать завещание покойного его душеприказчик.
--Варенька, ты теперь богатая невеста и можешь выходить замуж за кого угодно, -- произнёс Игнат Силович, когда они возвращались обратно к себе в дом.
--Я выйду только за Алёшеньку! – воскликнула его дочь.
--- Так я разве против, он мне и раньше по сердцу был. Просто боялся я за жизнь твою, -- произнёс помещик.
Пышно похоронив князя и дождавшись, когда его завещание вступит в силу, сыграли свадьбу.
А после неё молодые уехали в Санкт-Петербург.
Вскоре и Игнат Силович к ним присоединился. Благодаря деньгам, вырученным за своё имение и имущество князя, он добился положения при дворе, став графом Кутятьиным.
У Алексея и Варвары Митрофановых родились два мальчика. Одного назвали, в память о князе Охлыстине, Ильёй. А второго, в честь деда, Игнатом.

Фотография из Сети


Рецензии