К вопросу о гуманитаризации инженерного образовани

 
К ВОПРОСУ О ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Современное общество в своем развитии очень нуждается в творческих личностях.
Рациональная система преподавания непременно должна ставить студента в условия, способствующей активизации его познавательной деятельности. Шкала качества знаний такова: внизу расположены знания, полученные путём механического запоминания (чего живая жизнь не знает вовсе), а вверху – знания, добытые в результате сложного процесса мышления.
При  воспитании в интеллектуальных «шорах» получается структура эрудированной личности. Обстановка же интеллектуальной свободы – приводит к образованию творческой личности.
Рациональный метод подготовки должен включать работу с книгой, как с основным источником информации. Несмотря на бурное развитие в последние годы средств электронной телекоммуникации книга и в XXI веке будет оставаться главным средством обучения, так как на реальном производстве далеко не всегда встречаются сложные электронные системы и средства дистанционной связи.
Главное в работе любого педагога помочь студенту достигнуть своего максимума.
С воспитательной точки необходимо приучить каждого человека к планомерной работе.
При проверке качества знаний следует ориентироваться не только на конечный результат решения той или иной задачи, но и также и на процесс его получения.
Совершенно не допустимо перегружать студента информацией сверх его возможностей. Это приводит часто к обратному результату. Известны многочисленные случаи, когда круглые отличники ничем не проявляют себя в реальной жизни, а бывшие троечники добиваются выдающихся результатов во многих сферах.
Отбор материала для учебного процесса – один из самых ответственных в современной педагогике.
Поэтому необходимо подвергнуть ревизии подход, когда общественное мнение по старинке преклоняется перед “ходящими энциклопедиями”, ибо будущим творцам новой техники и технологии нужно иное.
Особенности памяти эрудита и творческого работника различны. Постоянно действующий механизм ассоциаций даёт последним несомненные преимущества, повышая вероятность получения той комбинации, которая именуется открытием.
Эти факты одно из объяснений того, что больше открытия и крупные изобретения делаются в молодом возрасте, часто не превышающим 30 лет,
но особенно впечатляют многочисленные факты из биографий крупных ученых и изобретателей, когда больших научных и технических успехов достигают люди, получившие базовое образование в других сферах науки и человеческой деятельности 
Факты резких переходов специалистов гуманитарного профиля в естествознание и из технических сфер в гуманитарные рельефно говорят о значении «дилетантизма» (в лучшем смысле этого слова). Особенно успеха добиваются специалисты меняющие общественно-гуманитарные сферы (отсюда видна большая роль основательной базовой гуманитарной подготовки для специалистов технического профиля) и “переходящие” в естественно-научную область, по сравнению с теми, кто переходит в близкие области знаний.
 Представители гуманитарного знания оказываются удачливыми в точных науках и потому, что они не связаны жесткой дисциплиной однозначных решений, которую несет с собою учеба в области точных наук. Гуманитарное образование приучают к разнообразному толкованию одного и того же.
Словом, специалисту следует приобрести свойство личности – отвлекаться от знаний, определяющих его узкий профиль, приобрести умения «расслабится» и проявить «недисциплинированность» в оценке исследовательской задачи, т.е. необходимо посмотреть на свой предмет глазами стороннего наблюдателя.
Психолого-педагогической наукой также установлено, что обучаемые уверено решают задачи, предъявленные в обобщенных структурах (с помощью абстрактных объектов: треугольников, квадратов, рычагов и пр.), чем когда это же содержание задано в конкретных формах (земельными участками, площадями квартир и т.п.).  Это связано с тем, что конкретизация разрушает принцип абстрактного рассуждения, который признан прививать навыки логического мышления. При этом утрачивается умение схватывать структуру текста, упрощать его понимание, а вместе с этим и умение решать познавательное задание. Благодаря этому удается извлечь из наличных сведений механизмы ассоциаций и привлечь их к решению проблемы.
Психологи обратили внимание, что просмотр картин, отражает интеллект и является индикатором профессиональной специализации.
Творческих личностей привлекают картины, заставляющие думать и вызывающие неожиданные ассоциации. .
Человек отличается от других живых существ тем, что обрабатывает семантическую (смысловую) информацию и не может существовать в семантическом информационном вакууме.
 


Рецензии