Под куполом светлых небес

Николай Рубцов Биография в стихах
Портрет Николая Рубцова нарисовал Владислав Сергеев, портрет взят с сайта "Душа хранит. Жизнь и творчество Николая Рубцова" - https://rubtsov-poetry.ru/

Сапоги мои – скрип да скрип
Под берёзою,
Сапоги мои – скрип да скрип
Под осиною,
И под каждой берёзой – гриб,
Подберёзовик,
И под каждой осиной – гриб,
Подосиновик!

    Автор этих строк, поэт Николай Рубцов своё детство провёл в Вологодской области. Он из того поколения, у которого детство поделилось на два: «до войны» и «после её начала». «До» - большая семья, много братьев и сестёр. После начала Великой Отечественной войны и смерти матери – детский дом в Никольском, где юный поэт оказался один в окружении таких же, как он «подранков».

Мать умерла,
Отец ушёл на фронт.
Соседка злая
Не даёт проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком
Скудную природу…
   
    Природа Вологодской области станет его любовью и отрадой.

Вот говорят,
Что скуден был паёк,
Что были ночи
С холодом, с тоскою, -
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый в поле огонёк.

    В детдоме Коля читал Фета, Тютчева, Есенина и пишет стихи.

Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Он мечтал о море. Пробовал поступать в Ригу в мореходное училище. Не взяли, потому что маленький. Но позже Николай всё же попадает на Северный флот, вначале на рыболовецкое судно «Архангельск», потом по призыву на эсминец «Острый». Печатается в морских журналах и газетах.

Я тоже служил на флоте!
Я тоже памятью полн
О той бесподобной работе
На гребнях чудовищных волн.

    После демобилизации приезжает в Ленинград и работает на Кировском заводе:

И с таким работа жаром,
Будто отдан был приказ
Стать хорошим кочегаром
Мне, ушедшему в запас!

Друзья помогают издать первый сборник «Волны и скалы». Его напечатали на пишущей машинке в 6 экземплярах. С этим сборником Рубцов поступает в Москву в Литературный институт. Но много раз возвращается на родину, уезжая в студенческий отпуск, то просто так…

Как часто, часто, словно птица,
Душа тоскует по лесам!

     Биографию Николая Рубцова невозможно рассказать кратко, ведь поэт много и часто ездил. Его манили дороги.

Как царь любил свои чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые вечности глаза!

    На родине у поэта родилась дочка Лена и ещё много прекрасных стихотворений.

Звени, звени тихонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь!

И вдруг заржал он молодо,
Гордясь без похвалы,
Когда увидел Вологду
Сквозь заволоку мглы…

     Однажды в общежитии Литературного института случилось чп. Со стен исчезли портреты великих поэтов. Оказалось, что их снял и забрал к себе в комнату студент Рубцов, чтобы провести вечер с теми, кого он так уважал. Он учился у великих, чтобы стать им достойным наследником.

Строптивый стих,
Как зверь страшенный,
Горбатясь, бьётся под рукой.
Мой стиль, увы, несовершенный.
Но я ж не Пушкин,
я другой…

    Сборник «Звезда полей» стал дипломной работой. Поэт получил в Вологде квартиру, но жил там недолго. Николай Рубцов трагически погибает в 1971 году. «Россия, Русь, храни себя, храни!» - строчка из его стихотворения «Видения на холме» стала надписью на его могиле.

«Вологодская область – Душа Русского севера», логотип края – красная птица с кружевного панно. Красный цвет олицетворяет доблесть и мужество, а белый – чистоту, свет, святость. Круг, в котором находится птица – это и солнце, и символ души, света, бесконечности, и буква «о», которой знаменит вологодский говор. Образ птицы – часть символики христианства, символ проявления божественного начала в человеке… Творчество Рубцова светоносно, это живой голос души, которая слышит небесные звуки…

Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес,
И лодка, шурша осокой,
Плывёт по каналу в лес.
И холодно так, и чисто,
И светлый канал волнист.
И с дерева с лёгким свистом
Слетает прохладный лист…
И словно душа простая
Проносится в мире чудес,
Как птиц одинока стая
Под куполом светлых небес!


Широко по Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки.
Далеко разгласит улетающий плач журавлей.


    Наследие поэта бережно собрано в музеях на родине, в Москве, в Дзержинске и в Санкт-Петербурге в Библиотеке Невского района им.Николая Рубцова.
       Над текстом работали педагог Ольга Быкова, Полина Васильева, Ксения Виноградова и другие учащиеся студии «Золотое КРЫЛьцо»


Рецензии