Производственные практики как основа подготовки кв
Учебный процесс - это большая сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, отношений, связей составляющих её компонент.Чтобы эта система была оптимальной и действительно развивалась, она должна быть рациональной, иметь необходимое научно-теоретическое обоснование и научную организацию. Учебный процесс, рассматриваемый как системный объект, представляет собой довольно сложное структурное объединение различных подсистем, участвующих в обучении, в число которых входят: учебный материал, учебные пособия, технические средства наглядности и контроля процесса обучения, объект обучения – студент (курсант, слушатель), который также может рассматриваться в качестве сложной самоорганизующейся подсистемы, попутно направляющий и руководящий центр всей системы «учебный процесс» - преподаватель, а еще - стенды, макеты и другие средства наглядности (карты, рисунки, плакаты и т.п.), висящие на стенах или примкнутые к стенам в учебных аудиториях и лабораторных помещениях…лабораторное оборудование, аппаратура для измерений, столы, стулья, мебель и др. Все элементы учебной системы можно распределить по степени важности (воздействия на процесс обучения):ведущие,основные,вспомогательные, дополнительные и т.д. В систему входят также среда обитания… наличие или отсутствие парковой зоны вуза, вспомогательных объектов (библиотеки, читальные залы, столовые, комнаты отдыха и рабочие помещения, мастерские, пункты хранения, гардеробные …).
Среди важнейших показателей учебно-воспитательного процесса, безусловно, ведущими компонентами структуры являются методы обучения, определяющие в конечном итоге результаты образовательного процесса, т.е. степень его эффективности в определенном учебном заведении и у реальной группы педагогов.
Позитивность и недостатки тех или иных методов обучения можно проследить и оценить и количественно, в частности, с помощью, так называемого факторного анализа (метода хорошо известного и проработанного в математике). Наш анализ эффективности действия тех или иных факторов (сил) на окончательный результат учебного процесса показал, что одним из самых эффективных средств подготовки специалистов является проведение учебных и особенно различных видов производственных практик.
Её результаты в полной мере сказываются на приобретенных выпускниками квалификации и компетентности, что устанавливается при итоговом контроле (защита ВКРБ, дипломных проектов, диссертаций, сдачи государственных экзаменов) и при их начальном этапе работы (сразу после окончания вуза).
Так квалификационные (производственные) практики имеют своей целью закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе, в приобретении практических навыков работы по изучаемой специальности и опыта идейно-политической, организаторской и воспитательной работы. Одновременно квалификационные практики должны способствовать выработке у студентов творческой инициативы при решении конкретных задач в области разведочной геофизики.
В процессе прохождения практики (параллельно с выполнением прямых обязанностей по штатной должности) студент обязан изучить следующие вопросы:
а) организацию, структуру и техническую оснащенность геофизической службы, назначение различных подразделений предприятия;б) организацию труда и мероприятий, проводимых в партии по технике безопасности и охране окружающей среды; в) ознакомление с кругом задач, решаемых геолого-геофизической службой в процессе проведения поисково-разведочных или эксплуатационныхработ;г)основательное знакомство, особенно с новейшими, типами геофизической аппаратуры и оборудованием, используемых в данной организации; д) подробное ознакомление с методикой и техникой полевых геофизических наблюдений в производственных условиях; е) хорошо ознакомиться с геологическим строением района прохождения практики;ж) произвести анализ геологических и физических предпосылок, необходимых для успешного решения определенных геологических задач; з) принять активное участие в производстве полевых измерений, камеральной обработке результатов наблюдений и их интерпретации; и) получение надежных навыков в работе с аппаратурой (овладение техникой измерений, настройкой приборов, устранение характерных неисправностей, снятие основных метрологических характеристик приборов и т.д.); к) принять попутно активное участие в жизни производственного коллектива с целью приобретения определенных навыков в области идейно-политической и организаторской работы.
В процессы прохождения практики студенту строго предписывается собрать необходимый геолого-геофизический материал и оформить его в виде отчета; попутно он должен собрать коллекцию горных пород и руд участка работ с целью изучения их физических свойств в петрофизической лаборатории кафедры и пополнения коллекций музеев факультета. Студенту-практиканту предложено также собрать разнообразные данные для успешного выполнения курсовых проектов по геофизическим методам разведки и для УИРС (учебно-исследовательская работа студентов) и возможности участия в студенческих научно-технических конференциях различного ранга (включая конференции аспирантов, молодых ученых и пр.). Эффективность данного звена учебно-воспитательного процесса зависит от серьезной организации практик, куда входят - создание подробных методических руководств по практикам (у нас они отпечатаны в типографским способом и выдаются каждому студенту специальности, в пособиях содержатся сведения о главных составляющих - все виды обязанностей и прав, как студентов, так и руководителей (от вуза и предприятия) практик. Попутно производится обсуждение итогов практик в широких аудиториях, куда приглашаются все студенты специальности, включая, в первую очередь, студентов младших курсов (нужно передавать им опыт работы, деятельности, подавать пример).
Преимущество отечественной школы по подготовке горных инженеров-геофизиков по сравнению с западной моделью (бакалавр – магистр) состоит в более быстрой адаптации таких выпускников к работе на производстве, так как уже после третьего года обучения студент имеет связь с предприятием, на нем он собирает реальный производственного характера текстовой и графический материал. Эти материалы он может задействовать при выполнении курсовых проектов и, особенно, при написании выпускной работы. Этот же материал кафедра может задействовать в учебных целях при подготовке учебных пособий и лабораторно-практических руководств.
Обычно весь спектр обучения бакалавров других стран осуществляется в самом образовательном учреждении (на учебном материале игрового характера). На работу фирмы берут уже только выпускников, прошедших теоретическое обучение, и те знакомятся с производством только после 4-х лет обучения. Только потом таких выпускников «доводят» до кондиции инженера.
Наши же выпускники получали первоначальные умения и навыки работы на производстве еще в стенах вуза. У них было еще время для целенаправленной подготовки к своему будущему месту работы. Совместная тесная связь кафедры и производства помогает вести учебный (да и воспитательный) процесс, направленный уже строго на нужды каждого конкретного предприятия, подстраиваясь на подачу на занятиях такого учебного материала, который лежит в основе деятельности данной партии, экспедиции и научно-исследовательского центра.
И главное - работа во время квалификационных практик должна также закрепить в сознании студента необходимость теснейшего содружества науки и производства.
Свидетельство о публикации №224033001400