На Ижме или на Иже?

                НА ИЖМЕ ИЛИ НА ИЖЕ?
                (У истоков «Левши»)
 Одно из самых известных произведений Н. С. Лескова - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» («Левша»). Впервые увидевший свет в октябре 1881 года в газете «Русь», издаваемой И. С. Аксаковым, весной следующего года он был издан отдельной книгой. «Сказу» предшествовало предисловие (прежде в газетной публикации оно было помещено как примечание), начинавшееся словами:
«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела».
 Следует пояснить: Ижма - река в Республике Коми (Россия), левый приток Печоры, на которой расположены город Сосногорск (до 1957 года поселок Ижма), а также больше село Ижма в 230 километрах. Никаких мастеров оружейного дела в этих местах быть не могло.
 Тула и Сестрорецк известны большими оружейными заводами. Но причем тут Ижма - река или село? Разве могла родиться там оружейничья легенда?
 Много раз, читая предисловие к «Левше», обращал я внимание на начальную фразу в предисловии, однако меня останавливало сомнение. Неужели за полтора столетия с момента первой публикации «Левши» никто не задумался над вопросом: что же означает упоминание Ижмы, вставленное между названиями двух городов, где были большие оружейные заводы. Ведь оружейничья легенда о стальной блохе и Левше «пошла из одного из этих мест», т. е. трех населенных пунктов.
 Хотя теперь Ижма не оставлена без внимания, даже установлено расстояние, сколько километров отделяют ее как от Тулы, так и от Сестрорецка, однако, думается, подобные вычисления напрасны, поскольку тут имеется в виду село на одноименной реке.
 Много работ посвящено «Левше», однако ни один лескововед не обратил внимание на названия населенных пунктов, поставленных в один ряд. Как ни удивительно, это заметил не литературовед а внимательный читатель Интернета: «...на Ижме - это же про Ижевский оружейный завод? Тула и Сестрорецк - города-оружейники. В нынешнем Ижевске оружейный завод был основан в начале Х1Х века. Но город стоит на реке Иж, а не Ижма».
 Невольно возникает вопрос: читал ли Лесков корректуру «Левши»? Напомним, что сказ о левше печатался дважды в 1881 и 1882 годах - вначале в газете «Русь», а полгода спустя отдельной книгой. Корректурные листы предисловия к сказу с авторскими пометами вероятно не сохранились - об этом ничего не известно. Однако перемещение предисловия из подстрочного примечания в газетном издании и включение его в основной текст книжного свидетельствует о внимании писателя к рассказу оружейника как воплощению авторского замысла - и счесть созвучие в названии рек неисправленной опечаткой при чтении корректуры нельзя.
 Что же означает упоминание Ижмы между Тулой и Сестрорецком?
На Урале Лесков не бывал и о реке Иж никогда не слышал. Но летом 1878 года в Сестрорецке, обдумывая план будущего сказа о Левше, Николай Семенович встречался и подолгу беседовал с помощником начальника завода полковником Н. Е. Болониным. Много лет спустя сын писателя Андрей Николаевич писал: «Так «Левша» и остался ничем не обязан лету, проведенному в оружейном поселке… Но беседы с Болониным не прошли даром». Лесков узнал об обращении с огнестрельным оружием при Николае 1 и это обстоятельство легло в окончание сказа и воплотилось в последние слова умиравшего Левши, стремившегося довести до сведения царя крайне важные сведения: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся»
 Теперь, сопоставляя известные факты, мы можем прийти к следующему заключению. Во время бесед с Болониным Лесков узнал об оружейном заводе на уральской реке Иж, однако не запомнил ее название и при написании предисловия к «Левше», говоря о  местах, где могла зародиться легенда о стальной блохе, писатель упомянул наряду с   Тулой и Сестрорецком и местность, но ошибся в названии реки, на которой стоял поселок Оружейный завод, преобразованный позднее в город Ижевск..
 
 В который раз убеждаюсь, как не хватает мне советов Учителя Николая Ивановича Либана. Сознаю это особенно теперь - он был превосходным знатоком творчества Лескова, одним из инициаторов издания полного собрания сочинений замечательного писателя, которое стало выходить при его жизни, но остановилось на середине -  фамилия Либана по праву начинает состав редакционной коллегии первого тома.


Рецензии